Глава первая коммуникация в структуре человеческой цивилизации коммуникация как процесс
Под коммуникацией мы будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. Исторически коммуникацией было именно это: принуждение другого к выполнению того или иного действия. То есть для коммуникации существенен переход от говорения Одного к действиям Другого. Именно ради этого реализуется передача значений между двумя разными автономными системами, которыми являются два человека. Можно еще отметить, что речь идет о характерном для коммуникативных систем несовпадении входа и выхода. И именно этот аспект коммуникации важен и для рекламы, и для паблик рилейшнз. В стандартном коммуникативном акте также важны именно невербальные реакции на сообщение, поскольку наиболее значимые проявления восхищения, удивления, ненависти и т.д. имеют подчеркнуто редуцированный вербальный компонент в виде разнообразных междометий.
Поскольку коммуникация осуществляется в физическом пространстве, на нее можно смотреть и как на процесс обмена сигналами низкого уровня энергии (организации), в результате же образуется обмен сигналами высокого уровня энергии (организации). Используя для обмена минимум, получаем максимум. Это оказывается возможным, поскольку каждый такой минимальный сигнал в системе связан с сигналом максимумом. Система их связи получила название кода. Каждая точка плана содержания имеет соответствие на плане выражения. Все это позволяет осуществлять обмен в физическом пространстве по сути не физическими величинами.
Если о коммуникации мы говорим как о перекодировке вербального в невербальное, то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальные. Например, письменность в древнем Китае возникает именно для процессов социального управления хозяйственными ситуациями. Мир требовал счета и управления, и письменная фиксация облегчила этот процесс. Мы можем изобразить эти два процесса разнонаправленной перекодировки следующим образом:
Коммуникация вербальные —— невербальные Письменность невербальные ——— вербальные
В качестве примечания можно добавить, что в модели Ю. Лотмана процессы столкновения кодов заложены даже при коммуникации двух людей [175]. Это связано с тем, что коды даже одного языка у разных его носителей могут не совпадать.
Современная действительность может создавать длинные вербальные тексты, которые уже не связаны непосредственно с процессами перехода в невербальную сферу. Это, например, литература. Но если быть более точным, то литература именно таким образом и трактуется тоталитарными государствами как воспитывающая и перевоспитывающая вербальная реальность. С наших позиций литературой становится увеличение вербального компонента за счет уменьшения невербального. Ритуал реализует обратное соотношение: удлинение невербального компонента за счет сокращения вербального. Мы можем изобразить это следующим образом:
Литература | вербальный компонент | невербальный | |
Ритуал | вербальный | невербальный компонент | |
|
|
|
|
За счет чего становится возможным подобное удлинение вербальной составляющей? Удержание внимания реализуется с помощью введения героя, который попадает в большое число событий. Качественное изменение вербального текста позволило оттенить его невербальную составляющую. Хорошо известен психологический факт отвлечения внимания, например, при прослушивании новостей продолжительностью более одной минуты. Литература должна вновь вернуть это уходящее внимание к своему тексту.
Также следует отметить мысли О. Фрейденберг о том, что слово (словесный миф, словесный сюжет) вторично по отношению к иным реализациям в виде вещи или действия, например: "Словесные мифы — только одно из метафорических выражений мифа. Но миф охватывает и выражает собою всю без исключения жизнь первобытного человека. Он может поэтому быть и вещным и действенным" [352, с. 62]. В другом месте она выражается еще более определенно: "Сюжет имел стадию долитературную и даже дословесную, когда его морфология совпадала с морфологией действия, вещи, кинетической речи, мира действующих лиц, с которым он был слит" [352, с. 222, см. также 353]. Иначе говоря сюжетность является одним из самых распространенных способов обработки информации человеком (см., например, нарративный анализ в главе пятой).
У американских аналитиков есть цикл принятия решений, именуемый НОРД - наблюдение, ориентировка, решение, действие. Литература должна действовать в рамках этого цикла, не давая читающему/слушающему возможности принять решение об отключении от этого потока коммуникации. То есть вводить все новые ситуации, тем самым поддерживая внимание. Формальное литературоведение и Ю. Лотман говорили об этом как о чередующихся процессах деавтоматизации и автоматизации: как только читатель привыкает к данному повествованию, следует производить процесс деавтоматизации, вновь вернув его внимание к тексту.
С. Эйзенштейн выделял также бессюжетную возможность удержания внимания: "не герой, а тот участок мира, где он появляется, становятся в центре внимания" [120, с. 285]. Такой средой является ярмарка, магазин, рынок и т.д. А. Брудный так, например, говорит о дороге: "В рамках хронотопа дороги возникают новые информационные контакты" [40, с. 99]. Все эти явления можно объединить как явления внешней сюжетности, тогда стандартный сюжет станет вариантом внутреннего сюжета. Для внешней сюжетности характерно множество героев и множество событий, для внутренней — один герой и набор событий, связанных с ним. В примере "внешней" сюжетности реализуется вариант банка событий, из которого можно черпать почти бесконечно.
Литературу (как и ритуал) можно рассматривать как нормопорождающую структуру. В результате перехода от входа к выходу происходит введение нормы. В литературном тексте отмечается наказание негатива и вознаграждение позитива. Происходит явное упорядочивание ситуаций в пользу вводимой нормы. Набор случайных ситуаций очень четко структурируется в результате прохождения литературного текста. Причем это достаточно системный взгляд, ибо и положительные и отрицательные герои обладают соответствующей внешностью, определенным набором поступков и т.д.
Есть еще одна важная характеристика литературного текста — его незавершенность, До последней страницы текст ощущается как незаконченный. Известна роль незавершенных действий для человеческой психики. Человеку свойственно стремиться к завершению подобных ситуаций. Особенно ярко это качество незавершенности проявляется в явлениях массовой культуры, например, детективе, который так захватывает человека, что он не в состоянии отказаться от чтения. С другой стороны, человек может перечитывать художественный текст, чтобы еще раз испытать это чувство незавершенности.
В детективе сознательно вводятся детали, ведущие по неправильному пути. Детектив — это вариант лабиринта, где путем перебора некоторых возможных путей в конце концов находят истинный путь. Но человек испытывает эстетическое и информационное удовольствие от нахождения в ситуации незавершенности. Ср. сообщение имени убийцы читателю детектива в середине текста как нежелательный элемент, нарушающий процесс незавершенности.
Миф — это, наоборот, завершенный текст. Он известен заранее, и в этом его сильная сторона, позволяющая прогнозировать его будущее развитие. Литературный текст слабо прогнозируем с точки зрения читателя. Миф полностью прогнозируем. Это вербальная сторона ритуала. Ритуал и миф описывают одну точку реальности, только с разных позиций: миф — с вербальной стороны, ритуал — с невербальной. Ритуал представляет собой известный порядок действий, требующий его выполнения. Если в литературе заложена эстетика новизны, то в ритуале — эстетика повтора.
Однотипная эстетика повтора работает в орнаменте как одном из самых старых способов воздействия. Орнамент представляет собой элементарное сочетание воздействия. Бесконечность создает его динамический характер. Остановленный орнамент, орнамент без динамики дает нам, например, свастику или пятиконечную звезду, также являющихся элементарными единицами воздействия. Вяч. Вс. Иванов пишет по поводу воззрений Эйзенштейна: "Структура, по Эйзенштейну, несет наибольшую семантическую нагрузку: произведение (как орнамент или цирковой номер — виды искусства, Эйзенштейну особенно близкие) может быть не изобразительным, но оно не может быть лишено структуры и передаваемого с ее помощью значения" [118, с. 281].
В современном ритуале враг чисто вербален, например, "американские империалисты" в отчетном докладе ЦК КПСС. В довоенное время "капиталист" мог появиться в виде чучела на первомайской демонстрации. Это чучело подвергалось оскорблению, если не физическому, то условному — осмеянию, карикатурное изображение предполагало именно данный процесс. Ведь герои подлежат не карикатуризации, а многократному увеличению, как это имеет место в случае памятников.
Рекламный текст (как и сфера паблик рилейшнз) вновь восстанавливает статус невербального компонента. Современные ритуалы являются вырожденными, они занижают роль как вербального, так и невербального компонентов. Это связано с исчезновением особого безальтернативного статуса современного ритуала. Современное общество принципиально альтернативно — для него характерной является альтернативная коммуникативная среда. Любое сообщение может быть заменено любым другим. Общество прошлого стремилось к уникальности коммуникативных процессов: например, только одна книга — Библия и т.д. Следующим этапом становится трактовка слова Бога:
"По отношению к Слову Бога всякая проповедь — это текст "второго порядка", слово наставника по поводу слова Бога. Цель проповеди состоит в донесении смысла слова Бога до сознания людей. Такая передача смысла представляет собой ту или иную адаптацию первичного текста (слова Бога) к возможностям человеческого разума" [203, с. 205].
Тоталитарное общество возвращается к системе уникальных коммуникативных процессов, соответственно, возрастает значимость ритуала. Торжественное собрание в честь -надцатилетия Великой Октябрьской социалистической революции выполняла главную функцию ритуальной коммуникации — делала сакральными необходимые отсылки на прошлое, задавая сакральную периодичность времени.
Коммуникация помогает усилить имеющиеся в обществе диспозиции, делая неявное явным. Коммуникацию можно рассматривать как интенсификацию имеющихся коммуникативных интенций, перевод их в более технологическую форму, под которой мы понимаем достижение прогнозируемого результата в отличие от случайного процесса.
Литература также может рассматриваться как преувеличение определенных характеристик, которое можно реализовать за счет отвлечения от несущественных с точки зрения темы характеристик в пользу значимых. Только такое преувеличенное воздействие может влиять на в определенной степени инерционные системы, к которым можно отнести массовое сознание. Только сегодня в условиях конкурентной борьбы мы стали больше внимания уделять инновациям. Сопоставление инновационных и инерционных систем даст нам следующие результаты:
| инерционные системы | инновационные системы |
отношение ко времени | более важен взгляд в прошлое | профессионально заняты будущим |
оценка будущего | будущее - это вновь повторяющееся прошлое | будущее возникает впервые |
тип лидера | "аксакал" (лидер старых норм) | креативная личность, которой приходится прощать экстравагантности |
тип аргументов | значимо то, что уже было (например, "возврат к ленинским традициям) | значимо новое |
Как видим, два типа систем будут требовать разных коммуникативных потоков для своего осуществления, что отражается в том числе в выделении своих типов говорящих. В целях общих ориентиров можно отметить, что тоталитарные системы тяготеют к инерционности, демократические — к инновациям. Кстати, и гибель Советского Союза Френсис Фукуяма, являющийся консультантом РЕНД Корпорации, связал в числе прочего и с тем, что в целях экономического выживания Советский Союз должен был выдвинуть на ведущие позиции научно-техническую интеллигенцию, оттеснив партаппарат и военных [477]. А интеллигенция имеет иные представления о демократии.
Ю. Лотман, Б. Успенский отмечают в этом плане особый характер русской культуры восемнадцатого века:
"Эпохи Петра I и Павла I, при всем отличии их внутренней ориентированности, характеризовались резко выраженной установкой на семиотичность. Отличаясь от предшествующей, а вторая — от будущей эпох, они составляют как бы композиционную рамку, придающую цельность всей культуре XVIII века. В самом имени императора Павла была заложена знаковая соотнесенность с воспоминаниями о петровской эпохе, что придает этим рамкам значение осознанного факта" [186, с. 430].
В терминах Ю. Лотмана и Б. Успенского ориентация на прошлое и ориентация на будущее предстают как ориентация на Язык и ориентация на Текст соответственно. В рамках модели Павла сначала выдумывалась теория, под которую затем подводилась жизнь.
Если посмотреть на типы интенсивных коммуникативных потоков, под которыми мы будем понимать технологические приемы, направленные на охват наибольшей аудитории, то исторически они выстроятся следующим образом: рассказ прохожего (путешественника) — проповедь - газета — телевидение. Если посмотреть на типы характерных черт каждого из видов, то можно представить себе следующую таблицу:
| рассказ прохожего | проповедь | газета | телевидение |
аудитория | случайная | сознательно собранная | сознательно выбравшая | случайная |
содержание | яркое событие | нормы Библии | аналитика | фактаж |
время | прошлое | вневременное | вчерашнее событие | сегодняшнее событие |
регулярность | случайная | еженедельная | ежедневная | ежечасная |
яркость события | самое яркое (например, рассказ об единорогах) | эмоционально окрашенное | любое | визуальное |
На одном из подобных витков истории появляется и автор, которого нет в ранние периоды. Это общая тенденция, которая не давала персонализации и содержанию изображаемого. Ср. следующее высказывание О.М. Фрейденберг:
"Греческая скульптура не портрета. Право портрета давалось в исключительных случаях, в персональной форме. Освященное традицией статуарное безличие сказывается позже во всем классическом искусстве, включая весь V век; его обыкновенно трактуют в науке как "идеальность", как искусство "идеального портрета", как гармонию и благородство высокого обобщения, лишенного мелких черт случайности и банального частного случая" [352, с. 134].
Ср. также полный запрет на изображение человека в исламе.
Есть также мнение по этому поводу А.Я. Гуревича, который связал неконкретность изображения с вневременностью:
"Не менее показательно отсутствие портрета в живописи. "Незнакомое с портретом тысячелетие" — так именуют историки эпоху средних веков. Между тем уже давно установлено, что художники подмечали индивидуальные черты человеческих лиц и были способны их передать. Не "неумение" и "ненаблюдательность" живописцев, а стремление запечатлеть общее в ущерб неповторимому и сверхчувственное за счет реальных особенностей личности ставило предел приближению к портретному сходству. Но отсутствие портрета непосредственно связано с тяготением к воплощению вечных истин и непреходящих ценностей и проливает дополнительный свет на восприятие времени в средние века. Деконкретизация — оборотная сторона атемпоральности. Человек не ощущал себя существующим во времени" [79, с. 144].
Интересно, что перед нами общее отражение проблемы перехода от коллективного к индивидуальному мышлению. Например, для развития человеческого общества является характерным постепенный уход от обязательной публичности некоторых аспектов жизни. М. Уваров говорит о смене публичного покаяния тайной исповедью к концу IV века [330, с. 20]. Если раньше за многие прегрешения требовалось публичное покаяние, то теперь оно сменяется индивидуальной исповедью. Публичная сфера, вероятно, не столько сокращает свой статус, сколько допускает существование иной сферы. Но исповедь, будучи индивидуальной коммуникацией, реально отражает публичные требования к этому типу текста. Так что можно выделить не только сферу публичной и индивидуальной коммуникации, но и сферу публично-индивидуальной, под которой мы будем понимать индивидуальное решение общественных задач. Проповедь является таким же типом текста, только обратно направленным вариантом его. Эти два вида направленности следующие: исповедь — от индивида к обществу, проповедь — от общества к индивиду. И тот, и другой тип общения носят индивидуализированный характер.
Меняется и тип героя и героики: появляется святой, доблесть которого состоит в отрешении от мира, в то время как герой прошлого был героем гражданских доблестей. Святой, правда, осуществлял свои доблести в другой сфере - в сфере чуда. "Святой всегда и неизменно был чудотворцем, целителем, способным избавить своих поклонников от природных и общественных напастей" [80, с. 79]. То есть реально святого можно рассматривать как героя, но в потусторонней области.
Следует отметить также принципиальную разнонаправленность интересов рекламы и паблик рилейшнз как типов коммуникации. Реклама является прямым вариантом коммуникации, паблик рилейшнз заинтересованы в косвенном воздействии. Реклама работает на платных страницах газет, паблик рилейшнз - на бесплатных. Реклама порождает благоприятные сообщения, паблик рилейшнз — благоприятные контексты. Но в любом случае этот новый тип прикладных коммуникаций стал играть в современном обществе очень важную роль. Специалистов в этой сфере, например, в США, больше, чем журналистов.
- Георгий Почепцов теория коммуникации
- Введение
- Глава первая коммуникация в структуре человеческой цивилизации коммуникация как процесс
- Изменение роли коммуникации в информационном обществе
- Общие характеристики коммуникации
- Модель коммуникации с точки зрения паблик рилейшнз, рекламы и пропаганды
- Социологические и психологические модели коммуникации
- Двухступенчатая модель коммуникации
- Спираль молчания. Эффект оркестрового вагона. Сдвиг последней минуты
- Диффузная теория
- Модель привратника
- Структура новости
- Метафора
- Семиотические модели коммуникации
- Модель Романа Якобсона
- Эмотивная (экспрессивная) функция
- Модель Юрия Лотмана
- Модель Умберто Эко
- Семиотические модели рекламы
- Модели психотерапевтической коммуникации
- Нейролингвистическое программирование
- Психоанализ
- Модель Фрейда
- Модель Юнга
- Модель Лакана
- Заключительные замечания
- Групповая психотерапия
- Психодрама
- Группы встреч
- Модели мифологической коммуникации
- Модель Клода Леви-Строса
- Модель Ролана Барта
- Модель Карла Густава Юнга
- Модель Бронислава Малиновского
- Модели аргументирующей коммуникации
- Модели пропагандистской коммуникации
- Управление коммуникативными процессами
- Литературные иллюстрации коммуникативных закономерностей
- Повторяемость
- Точка зрения
- Зависимость объекта от его имени
- Разрешенность/запрещенность тем
- Коммуникативность молчания
- Глава вторая прикладные модели коммуникации коммуникация в решении специальных задач
- Модели коммуникации в других областях гуманитарного знания
- Модель Антонио Грамши (марксистская)
- Модель Виктора Шкловского (литературная)
- Модель Николая Евреинова (театральная)
- Модель Густава Шпета (герменевтическая)
- Модель Владимире Проппе (фольклорная)
- Модель Михаила Бахтина (культурологическая)
- Модель Чарльза Морриса (прагматическая)
- Модель Цветана Тодорова (нарративная)
- Модель Пьера Бурдье (социологическая)
- Модель Поля Грайса (прагматическая)
- Модель Петра Ершова (театральная)
- Модель Александра Пятигорского (текстовая)
- Модель Мишеля Фуко (философская)
- Модель Йохана Хейзинга (игровая)
- Модель Клода Леви-Строса (антропологическая)
- Модель Жана Бодрийяра (вещественная)
- Модель Жака Деррида (деконструктивистская)
- Модель Жиля Делеза (постструктуралистская)
- Модель Марселя Mоcca (антропологическая)
- Прикладные модели коммуникации
- Модель Клода Шеннона (математическая)
- Модель Норберта Винера (кибернетическая)
- Модель Теодора Ньюкомба (социально-психологическая)
- Модель Оле Хольсти (модель контент-анализа)
- Модель Вашингтона Плэтта (разведывательная)
- Модель Уильяма Юри (конфликтологическая)
- Модели массовой коммуникации
- Модели коммуникации в массовой культуре
- Психологические войны
- Пропагандистские кампании
- Глава третья виды коммуникации коммуникативное пространство
- Визуальная коммуникация
- Вербальная коммуникация
- Перформансная коммуникация
- Мифологическая коммуникация
- Художественная коммуникация
- Взаимодействие мифологических, политических, литературных, культурных сообщений в рамках коммуникативного пространства
- Масс-медиа
- Телевидение
- Литература
- Советский миф
- Постсоветский миф
- Глава четвертая. Методы анализа массовой коммуникации контент-анализ
- Пропагандистский анализ
- Анализ слухов
- Глава 5. Методы анализа текстов политических лидеров модели лидеров по винтеру
- Соответствие лидера и ситуации
- Психологический анализ
- Мотив "достижений"
- Мотив "близости (отношений)"
- Мотив "власти"
- Когнитивное картирование и операционное кодирование
- Операционный код
- Когнитивная карта
- Нарративный анализ
- Двухфакторный вариант контент-анализа
- Ролевой анализ
- Глава 6. Коммуникации в сфере паблик рилейшнз паблик рилейшнз как коммуникативная дисциплина
- Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз
- Взаимоотношения со средствами массовой коммуникации
- Выступление по радио.
- Выступление по телевидению.
- Написание речей
- Глава 7. Кризисные коммуникации кризисные коммуникации в паблик рилейшнз
- Особенности кризисных коммуникаций
- Механизмы коммуникативного воздействия в условиях кризисных ситуаций
- 1. Порождение информации,
- 2. Блокирование информации.
- Коммуникативные механизмы воздействия
- Кризисные коммуникации в чернобыльской ситуации
- Глава 8. Анализ коммуникации в других областях коммуникативный базис современных избирательных кампаний
- Мотивационный анализ в рекламе
- Коммуникация в теории принятия решений
- Коммуникация как составляющая национальной безопасности
- Глава 9. Международные коммуникации международные коммуникации как объект исследования
- Международные коммуникативные потоки
- Теория переговоров
- Опыт фбр в переговорах с террористами
- Принудительная дипломатия
- Межкультурная коммуникация
- Пространство.