Система маркетинговых коммуникаций
Система маркетинговых коммуникаций
Формирование спроса в маркетинговой деятельности
Стимулирование сбыта
Формирование связей с общественностью
Прямой маркетинг
1
В настоящее время в теории и практике для обозначения комплекса мер по воздействию предприятия на покупателя чаще всего используют такие понятия, как «реклама» и «стимулирование сбыта», «продвижение» (англ.- «promotion»), «ФОССТИС».
Термин «продвижение» введен в практику маркетинга американским ученым Нильсоном Бореном в его знаменитом комплексе «4р» (product, price, promotion, place of sale). Он долгое время достаточно полно отражал содержание выражаемых им явлений. Но в последнее время его содержание все больше расширяется. В него стали включать рекламу, стимулирование сбыта, установление связей с общественностью и т. п.
В современных условиях наиболее полным является термин «система маркетинговых коммуникаций».
Система маркетинговых коммуникаций включает в себя следующий набор элементов:
формирование спроса и реклама;
стимулирование сбыта;
связи с общественностью;
прямой маркетинг.
2
Формирование спроса - это воздействие на покупателей, с целью побуждения купить товар.
Содержание работ по формированию спроса:
привлечение людей к товарам;
формирование у людей мотивов купить товар;
создание у покупателей предпочтительного отношения к данному товару.
Все это осуществляется с помощью рекламы и других средств.
Реклама. Существует много подходов к классификации рекламы.
Во-первых, реклама может быть товарной и фирменной. Ниже приводятся некоторые определения рекламы.
Товарная реклама - платная форма неличного обращения к потенциальному покупателю с целью их убеждения приобрести товар.
Товарная реклама - это информация о потребительских свойствах и качествах товара.
Товарная реклама - платная форма неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг от имени известного спонсора.
Фирменная реклама - это реклама предприятия, его успехов и достоинств
Товарная реклама создает спрос на товар, нацеливая покупателя на его приобретение. Фирменная реклама создает в обществе предпочтительный имидж предприятия, образ фирмы, которые будут вызывать доверие к самой фирме и всем выпускаемым его товарам. Она содержит научные достижения сотрудников фирмы, список престижных покупателей.
Во-вторых, в зависимости от стадий жизненного цикла различают следующие виды рекламы:
первоначальная реклама (ее цель - побудить приобрести товар).
конкурентная реклама (ее цель - расширить круг покупателей, закрепить позиции товара на рынке).
сохранная реклама (ее цель - сохранить высокое мнение о фирме, поддержать имидж фирмы).
В-третьих, в зависимости от возможных целей различают: информативную, увещевательную, напоминающую рекламу.
Основными средствами распространения рекламы являются:
пресса (газеты, специальные журналы и журналы общего назначения, справочники (например: «Столичный оптовик»));
печатная реклама (листовки, буклеты, плакаты, каталоги и т. д.);
наружная реклама (крупногабаритные плакаты, электрифицированные и газосветные панно с неподвижными бегущими и запрограммированными надписями и т. д.);
реклама на транспорте (внутри и снаружи транспортных средств, на остановках и т. п.);
экранная реклама (кино и телереклама);
радиореклама.
3
Стимулирование сбыта - это совокупность воздействий на покупателей, а также на продавцов и посредников с целью увеличения объемов продаж.
Стимулирование, направленное на покупателей, заключается в предложении им ощутимой коммерческой выгоды, хотя побуждает их приобретать товары систематически и в больших количествах. Для этого используют купоны, скидки, кредит в различных формах, премии, конкурсы, демонстрация товара, прием старых товаров в качестве первого взноса за новый товар и т. д.
Стимулирование, направленное на посредников, побуждает их продавать товар с максимальной энергией, расширять круг его покупателей. Методы воздействия в этом случае могут быть следующими: скидки, субсидирование рекламы и другого подобного рода мероприятий, конкурсы, предоставление бесплатного или на льготных условиях специального оборудования.
Стимулирование сбыта, рассчитанное на продавцов, направлено обычно на достижение этими людьми высоких показателей в работе. Поощрение и стимулирование может осуществляться в формах материального и морального воздействия. Например, присвоение звания «продавец год», денежное вознаграждение, дополнительные отпуска, развлекательные поездки за счет фирмы, ценные подарки и прочее.
Стимулирование сбыта наиболее эффективно, когда:
на рынке существует много конкурирующих товаров с примерно равными потребительскими свойствами;
нужно защитить позиции фирмы на рынке при переходе товара на стадию зрелости;
товар впервые вводится на рынок;
товары продаются методом самообслуживания или посылочной торговли.
4
Понятие «Public relations» появилось в США в начале девятнадцатого века.
Автором этого термина считают создателя Декларации независимости, третьего президента США Томаса Джефферсона. Этими словами он характеризовал людей, хорошо осведомленных в общественных делах, способных самостоятельно формировать общественное мнение.
По-русски «Public relations» трактуется как «взаимоотношения с публикой», «организация общественного мнения», «формирование систем связей с обществом».
Толкование «Public relations» самое разнообразное, но основная задача, как правило, сохраняется: создание и сохранение имиджа фирм (укрепление репутации фирмы, внушение благоприятного мнения о фирме и ее товарах).
Для решения этой задачи используются следующие элементы:
Пропаганда, отклики прессы, спонсорство, участие в выставках, ярмарках, благотворительных акциях, проведение дней открытых дверей, опубликование годовых отчетов, разработка и поддержание фирменного стиля.
Фирменный стиль - это ряд приемов, которые обеспечивают, с одной стороны, определенное единство всех изделий предприятия, а с другой стороны -противопоставляют предприятие и его изделия конкурентам и их товарам.
В фирменный стиль обычно включают:
товарный знак (если он совпадает с отличительным элементом фирменного наименования предприятия - его называют фирменным знаком);
логотип: специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы);
фирменный блок: объединенные в композицию знак и логотип, а также разного рода пояснительные надписи (страна, почтовый адрес, телефон, телефакс, телекс) и нередко фирменный лозунг, который выражает техническое и коммерческое кредо предприятия;
фирменный цвет (цвета);
фирменный комплект шрифтов;
Иногда фирменный стиль имеет дополнительные составляющие, такие, как фирменные радиопозывные, гимны, фирменная одежда, особая фактура бумаги и даже фирменные ароматы.
Назначение фирменного стиля - свидетельствовать, что предприятие работает образцово, поддерживает порядок во всем. Все это создает у покупателя уверенность в том, что и товар, выпускаемый фирмой, тоже образцовый, что она не стремится скрыть за анонимностью низкое качество своей продукции.
5
Прямой маркетинг является разновидностью розничной торговли. При прямом маркетинге производитель (его сотрудники) принимает непосредственное участие в распространении нужной информации и товаров.
К прямому маркетингу относят:
прямую рекламу (лично вручаемые рекламные материалы и прямая почтовая реклама, т.е. «директ-мейл»;
личные взаимоотношения с клиентами, публичные выступления, использование рекомендаций;
прямую продажу.
Прямой маркетинг наиболее эффективен когда:
фирма небольшая, и ее возможности проведения работ по полному комплексу маркетинговых коммуникаций ограничены;
покупатели сконцентрированы на одной территории;
требуется демонстрация товара в действии;
стоимость единицы продукции высока;
товар невозможно сбыть никаким другим путем;
товар требует индивидуальной подготовки к требованиям заказчика.
Личная (персональная) продажа - это устное представление товара в ходе
беседы с одним или несколькими покупателями с целью совершения ими покупки.
Это продажа товаров непосредственно покупателю у него дома, если это товары личного пользования, или на предприятии, если производственного назначения.
Персональная продажа - это, прежде всего работа коммивояжеров, торговых агентов, персонала демонстрационных залов и выставок с каждым отдельным потребителем, демонстрация товара в реальных условиях пользования; телемаркетинг (убеждение, продажа, совершение сделок или договоренность о них и даже послепродажное обслуживание с помощью видеотекста, телефона, телефакса, компьютера); посылочная торговля по каталогам (убеждение покупателя всеми возможными способами выслать или перечислить деньги для приобретения товаров).
Основным недостатком персональной продажи является то, что это очень дорогое средство продвижения товара с точки зрения расходов на один контакт.
Характерные черты персональных продаж:
1) предполагает живое, непосредственное и взаимное общение между продавцом и покупателем;
способствует установлению доверительных или даже дружеских отношений;
заставляет покупателя чувствовать себя в какой-то степени обязанным за то, что ему было уделено довольно много времени, сил, и т.п.
Для успеха персональных продаж необходимо, правильное поведение продавца во время разговора с покупателями.
Важными являются следующие моменты:
необходимо найти правильный стимул, например, представить выгоду, связанную с приобретением товара, и тогда продажа пройдет как бы сама собой;
необходимо выделять характеристики товара, которые лучше всего подходят для решения проблем покупателя;
уделять внимание всем этапам, которые покупатель должен пройти в ходе беседы (например, внимание, интерес, желание приобрести, решение приобрести).
- Системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации
- Рынок и рыночные показатели
- 1)В зависимости от вида потребителей различают следующие виды рынков:
- Сегментирование рынка
- Товар в маркетинговой деятельности
- Следует помнить важные моменты:
- Товарные марки и упаковки
- Правила употребления знаков в рекламе:
- Установление цен в рамках товарного ассортимента
- Товародвижение и сбыт
- Система маркетинговых коммуникаций