2.2 Анализ рынка event-услуг
Фактически можно говорить о том, что проведением маркетинговых исследований на предприятии занимаются 3 человека: ведущий специалист по работе с клиентами, а также копирайтеры.
Ведущий специалист по работе с клиентами не имеет специального маркетингового образования, но обладает опытом работы в сфере. Копирайтеры имеют высшее маркетинговое образование.
Все маркетинговые исследования проводятся силами работников без привлечения сторонних маркетинговых организаций. Информация используется первичная и вторичная. Материально-техническая база достаточная, так как исследования не отличаются масштабностью и нужны исключительно для принятия оперативных решений. Необходимыми ресурсами для проведения крупных исследований для собственных и клиентских нужд агентство не обладает.
Все исследования, проведенные на предприятии для собственных нужд, имели оперативный характер и небольшие масштабы. Отчет не составлялся, использовалась преимущественно вторичная информация, которая доносилась руководству устно.
На данном этапе предприятие находится на лидирующих позициях в рейтинге event-агентств по организации наиболее масштабных и креативных проектов. Компания работает преимущественно со старыми проверенными клиентами. В связи с этим существует необходимость проведения маркетингового исследования с целью определения стратегии продвижения Event-услуг, которые бы позволили агентству занять более крупную долю рынка и укрепить лидирующие позиции.
Условно клиентов ООО "Арт-Микс" можно разделить на следующие сегменты:
1. По форме собственности:
- частные (" Bosh");
- государственные ("Белтелеком").
2. По отраслям экономики:
- промышленность ("Алютех");
- финансы ("Приорбанк");
- транспорт ("Крафттранс");
- связь ("Velcom");
- торговля ("Соседи");
3. По уровню платежеспособности:
- готовые к высоким расходам ("EPAM");
- со средними расходами ("Соседи");
- расходы минимальные или отсутствуют ("Марко").
4. По привязанности к исполнителю:
- постоянно работающие с одним агентством("EPAM");
- работающие со множеством агентств ("Cоседи")[13];
На данный момент агентству необходимо сконцентрироваться на крупных частных предприятиях, так как сейчас они наименее подвержены влияниям кризиса и никоим образом не сокращают расходы на event-услуги. Также интересуют предприятия, которые привыкли постоянно сотрудничать с одним агентством. Это не только способствует наибольшей эффективности взаимодействия между клиентом и агентством, но и гарантирует компании устойчивость.
Что касается требований клиентов, то за исключением сегмента, не готового выделять крупные суммы, все отдают предпочтение качеству услуг. На второе место ставится стоимость работы event-агентства. На третьем месте удобство работы, то есть простота коммуникаций между клиентом и подрядчиком. Наконец, не последнее значение имеет инициативность агентства, иначе говоря, его стремление предлагать клиенту новые услуги.
На данный момент в Республике Беларусь существует порядка 20 крупных и средних event-агентств. Но при этом можно говорить о том, что практически во всех конкурсах и тендерах агентство соревнуется с агентствами "Фишка", "Perfect" и "Terra-group". Таким образом, эти компании могут быть отнесены к основным конкурентам[14].
Таблица 5 - Оценка положения агентства относительно конкурентов
Составляющая маркетингового комплекса |
Оценка положения (средняя, выше среднего, ниже среднего) |
||||
Арт-Микс |
"Perfect" |
"ФИШКА" |
"Terra-group" |
||
Оказываемые услуги: - качество; - разнообразие ассортимента; - цена; - опыт; - сроки; - уникальность. |
1 1 0 1 1 0 |
1 1 -1 1 1 0 |
1 1 -1 1 0 1 |
-1 1 0 1 0 0 |
|
Коммуникационная политика: - использование разнообразных средств рекламирования; - организация связей с общественностью; - стимулирование сбыта; - выставочная деятельность; - организация личных продаж. |
0 0 1 0 1 |
0 1 0 0 0 |
1 0 0 0 -1 |
0 0 0 -1 0 |
|
Примечание - собственная разработка автора на основе данных компании |
Как можно заметить, по характеристикам оказываемых услуг агентство "Арт-Микс" опережает конкурентов в вопросах ценообразования и сроков реализации поставленных задач и при этом в сравнении с ними обладает большим опытом и известностью. Что же касается коммуникационной политики, практически по всем направлениям агентство прилагает большие усилия и заметно опережает конкурентов.