1.1 Цель, функции и структура бизнес-плана
Бизнес-план - это документ, включающий все основные стороны коммерческой деятельности предприятия: его производственные, коммерческие и социальные проблемы [3, с. 56].
Он составляется на 3-5 лет с разбивкой по годам, а первый год - по месяцам. В отличие от директивного плана он не принимает законодательного характера, регулярно корректируется в зависимости от конъюнктуры рынка, и, таким образом, адаптируется к непредсказуемым рыночным ситуациям.
Бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности [5, с. 21].
Это документ, в котором изложены организационные, производственные и рыночные аспекты предлагаемого бизнеса, а также представлены плановые расчеты объемов производства, вкладываемых инвестиций и получаемых финансовых результатов.
Составление бизнес-плана имеет существенное значение для предприятий в тех случаях, когда у них недостает собственных финансовых ресурсов для выполнения того или иного их проекта [11, с. 96].
В этих случаях данный документ является одним из основных, который необходим предприятию для обращения к другим инвесторам с просьбой привлечения их финансовых ресурсов для финансирования данного проекта или в банк, для получения на данную цель заемных средств, для определения объемов и разработки стратегии финансирования. При этом в качестве инвесторов могут выступать банки, другие юридические лица, а также физические лица.
Бизнес-план оценивает перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Он необходим руководству фирмы для ориентации в условиях акционерной собственности и, в определенной мере, при создании обществ. Именно при помощи бизнес-плана руководство фирмы принимает решение, какая часть прибыли остается в деле для накопления, а какая - распределяется в форме дивидендов между акционерами. Бизнес-план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации и ответственности.
Бизнес-план является одним из основных равных документов, определяющих стратегию функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы [23, с. 152].
Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Реализация стратегии основывается на широких инвестиционных программах, составленных как целая система взаимосвязанных технических, организационных и экономических изменений на определенный период времени.
В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследования и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на [27, с. 132]:
– конкретный пример производства определенного товара (услуг) - создание типа изделий или оказание новых услуг;
– всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
– изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.
Цели бизнес-плана можно рассматривать как желаемое положение предприятия. Как правило, сначала определяются общие цели, потом выделяются конкретные, которые означают промежуточные этапы в достижении общей цели. Цели субъективны и в этом понятии они не могут быть правильными или неправильными.
Для вхождения в рынок нового предприятия ему нужны исследования положения самого рынка и конкретной рыночной ситуации. Бизнес-план охватывает как внешние, так и внутренние цели. Основная внешняя цель заключается в том, чтобы определить будущих партнеров и кредиторов в успехе дела.
Главная внутренняя цель бизнес-плана - быть основой управления предпринимательской деятельностью [15, с. 82]. Конкретные цели раскрывают содержание и особенности плановых подходов, особенности самого предприятия, специфику его деятельности.
Основные функции бизнес-плана показаны ниже (см. табл. 10) [19, с. 102].
Таблица 10 - Основные функции бизнес-плана
Внутрифирменная деятельность |
Внешние функции |
|
Разработка стратегии (концепции) развития фирмы и конкретизация отдельных направлений ее деятельности |
Привлечение для реализации проектов инвестиций |
|
Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги) |
Обоснование для включения проектов в государственные программы и получение средств из централизованных источников |
|
Оценка внутреннего научного, технического, производственного и коммерческого потенциала фирмы и выявление резервов |
Получение банковских кредитов |
|
Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования |
Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке |
|
Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов |
Организационно-финансовое обоснование необходимости создания совместных производств, предприятий с использованием иностранного капитала и других форм совместной деятельности. |
|
Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы |
Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп |
|
Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы |
||
Формирование благоприятного имиджа фирмы |
||
План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций |
||
Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы |
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие [22, с. 36]:
1) основание экономической целесообразности и направлений развития фирмы;
2) расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
3) определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способ концентрации финансовых ресурсов;
4) подбор работников, которые способны реализовать данный план.
Каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрация финансовых ресурсов для решения стратегических задач.
Именно бизнес-план - важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
На пути образования какого-либо дела встает ряд существенных проблем, каждая из которых может стать причиной образования проблемной ситуации. К ним относятся: организация управления, накопление капитала, разработка и маркетинг продукта, поддержка на необходимом уровне валовой прибыли и защита бизнеса от нежелательного влияния.
Большинство проблем могут быть решены путем глубокой разработки планов. Постоянное уточнение бизнес-плана с целью приведения его к условиям, которые изменяются, усиливают возможность его использования как критерия оценки фактических результатов деятельности фирмы [21, с. 62].
Изучение фактических результатов работы сравнительно с бизнес-планом дает возможность выявить сильные и слабые стороны организации, которые можно использовать, чтобы избежать отклонения, намеченного планом от того, что выявилось на практике.
Фирмы, которые работают в стабильной ситуации и производят товар для уже существующего рынка, при увеличении объема производства разрабатывают бизнес-план, направленный на усовершенствование производства и поиск путей снижения его затрат. Но все фирмы постоянно рассматривают способы, относительно модернизации продукции или услуг, которые производятся.
Фирмы, которые производят продукцию в условиях постоянного риска, прежде всего систематично работают над освоением новых видов продукции, переходом на производство товаров новых видов поколений и продолжением их жизненного цикла.
За счет четко выраженных конечных целей разработанного бизнес-плана вся деятельность бизнеса достигает целенаправленности, что позволяет направить энергию и действия предпринимателей в оптимальное русло. Подготовив бизнес-план, предприниматель получает инструмент контроля управления, что обеспечивает постепенное продвижение предприятия к намеченной цели.
Бизнес-план не является постоянным документов: он систематично обновляется, в него вносятся изменения, которые происходят внутри фирмы, изменения на рынке, в экономике в целом.
Как результат исследований и организационной работы, которая имеет цель изучения конкретного направления деятельности фирмы на определенном рынке в организационно-экономических условиях, бизнес-план основывается на [12, с. 203]:
– конкретном проектировании производства определенного товара, образования нового типа изделий или новых услуг;
– анализе производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которого является выделение ее слабых и сильных сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
– изучении конкретных финансовых, технико-экономических организационных механизмов, которые используются в экономике для реализации конкретных задач.
Особенностью бизнес-плана как стратегического документа является его сбалансированность по определенным задачам с учетом реальных финансовых возможностей фирмы.
Для того, чтобы бизнес-план был принят, он должен быть обеспечен необходимыми финансовыми ресурсами. Это в значительной мере определяет характер проектов, которые определяются при разработке бизнес-плана. Эти проекты должны быть не только инновационными, т.е. отличаться научно-техническим нововведением, а иметь достаточно полную разработку: какие затраты необходимы для их реализации и какая прибыль ожидается.
Степень инновации и рискованности проекта определяет способы привлечения капитала. Одновременно привлечение проекта в бизнес-план возможно лишь при условии определения источников его финансирования.
Структура бизнес-плана и его объем зависят от сферы деятельности, к которой относится бизнес, от размера данного бизнеса, от суммы инвестиций, необходимых для его организации, от объема и ассортимента будущего продукта. Основная же часть бизнес-плана имеет организационный и производственный характер [9, с. 119].
Соответствующие его разделы отражают сведения о продукции, планируемой к производству, ее качестве, уровне цен, рынках сбыта, о результатах маркетинговых исследований, о конкурентоспособности продукции и финансовых результатов от ее продажи.
Следует отметить, что бизнес-план активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одного или взаимодополняющих продуктов.
Разработка бизнес-плана предоставляет дополнительные преимущества в управлении предприятием [7, с. 125]:
– заставляет руководителей анализировать перспективы фирмы; позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению целей;
– помогает установить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля;
– заставляет руководителей четче и конкретнее определять свои цели и пути их достижения;
– обеспечивает фирме большую готовность к внезапным изменениям рыночных ситуаций;
– наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы.
В создании бизнес-плана активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. Основу группы специалистов по разработке бизнес-плана составляют экономисты, статистики, системщики.
- Введение
- 1. Теоретико-методологические основы бизнес-планирования
- 1.1 Цель, функции и структура бизнес-плана
- 1.2 Методические принципы бизнес-планирования
- 1.3 Описание методики составления бизнес-плана, используемой в курсовой работе
- 2. Бизнес-план создания фирмы ООО «Modern sport»
- 2.1 Резюме
- 2.2 Описание продукта
- 2.3 Рынки сбыта товаров и услуг
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- Итого
- 7. Методологические основы бизнес-планирования регионального трк
- Теоретико-методологические задачи
- 1. Теоретико-методологические основы программы.
- Теоретико-методологические основы глобалистики
- 2.2. Теоретико-методологическая основа исследования
- Теоретико-методологическая основа исследования
- Методологические основы бизнес-планирования .
- 2.1 Теоретико-методологические основы курса