2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура Цели, задачи и методы анализа макросреды.
Туристское предприятие действует в постоянно меняющихся условиях, связанных с многообразием отношений, складывающихся внутри него, а также с другими экономическими субъектами. Совокупность этих отношений и составляет понятие среды маркетинга. Для того чтобы определить маркетинговую стратегию и провести ее в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о:
внутренней среде туристского предприятия, ее потенциале и тенденциях развития;
внешней среде, ее особенностях и месте, занимаемом в ней предприятием.
Внешняя среда рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения; непосредственного окружения.
Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды, в которой находится туристское предприятие. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе ее влияние и не может управлять ею.
Макросреда определяется факторами:
Демографические Маркетинг должен рассматривать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Демографические изменения затрагивают и семьи. Для каждой группы населения, классифицированной по тому или иному признаку, требуется свой тур продукт.
Экономические Мало знать сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить еще, сколько и какие услуги они захотят приобрести. На платежеспособность населения оказ влияние много факторов, среди кот и уровень экономич развития самой страны, и размер з\пл, и инфляция, и безработица. Необход учитывать высокую значимость спроса на тур услуги от уровня дохода.
Научно-технические Анализ позволяет своевременно увидеть те возможности, кот развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов. Развитие науки и техники способствует совершенствованию средств массового производства тур услуг, внедрение в тур индустрию компьютерной техники.
Природные Эти факторы ( климат, топография, флора и фауна ) – важнейший элемент побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну.
Политико-правовые Исследование проводится чтобы иметь ясное представление о намерениях органов гос власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью кот гос-во будет проводить в жизнь свою политику. В процессе мар-ых исследований нецелесообразно ограничиваться только изучением содержания правовых актов
Социально-культурные. Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отношений людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Поэтому предприятие должно отслеживать возможные соц-культур изменения и использовать их в практике маркетинга.
Проводя исследования факторов макросреды, очень важно иметь в виду два принципиальных момента.
Во-первых, все факторы макроокружения маркетинга сильно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо вести не по отдельности, а системно, в комплексе.
Во-вторых, степень воздействия факторов макросреды на различные предприятия неодинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, особенностей деятельности и т.д.
Кроме того, фирма должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают на ее функционирование наиболее существенное влияние. Поэтому важно выявить те факторы, которые представляют потенциальную угрозу для предприятия. Также целесообразно знать внешние факторы, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для фирмы.
Непосредственное окружение представлено теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию.
Основные составляющие непосредственной внешней среды маркетинга:
потребители. Маркетинг не может жестко контролировать потребителе и не должен ими манипулировать. главное для тур фирмы заключ в том, что маркетинг в состоянии чутко реагировать на перемены потребительского поведения, анализировать причины, их вызывающие, и предлагать соответствующие меры по корректировке деятельности предприятия.
конкуренты. Участвуют в непрекращающемся соперничестве за предпочтения потребителей.
смежники. Помощь предприятию в организации тура, обеспечении клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставлении жилья, организации питания и … .
контактные аудитории. Это группы лиц, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность фирмы. Это – финансовые круги, СМИ, общественность, персонал фирмы.
Задача маркетинговых исследований состоит в получении информации о настроениях, царящих в контактных аудиториях, предвосхищении наиболее вероятных действий в отношении фирмы, а также поиске средств для налаживания конструктивного сотрудничества с общественностью.
Таким образом, туристское предприятие действует на рынке не обособленно, а в окружении и под влиянием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Задача предприятия сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них. При этом следует учитывать, что внешняя среда характеризуется сложностью и динамизмом.
Сложность определяется тем, как много факторов внешней среды влияет на предприятие и насколько эти факторы схожи между собой.
Динамизм внешнего окружения характеризуется тем, как быстро оно меняется (остается в основном стабильным или является динамичным, изменчивым).
- Вопросы по предмету: «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»
- 1 Функции, методы, виды и объекты менеджмента в туристской организации.
- 2. Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- 3. Механические и органические организационные структуры управления в туристской организации.
- 4. Мотивационные основы управления в туристской организации.
- 5. Контроль в туристской организации.
- 6. Современные методы принятия решений в туристской организации.
- Условия эффективности управленческих решений
- Вопросы по предмету: «Экономика и предпринимательство» (часть 1)
- 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- 4. Общая характеристика туристского рынка. Факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- 5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
- Вопросы по предмету: «Экономика туристского предприятия»
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- 3. Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- 5 Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ.
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров.
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства.
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме, показатели эффективно управления оборотными средствами.
- 10. Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
- Вопросы по предмету: "Курортное дело"
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма.
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования.
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов.
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях.
- 7. Санаторно-курортные организации: общая характеристика и основные функции.
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- Вопросы по предмету: «Связь с общественностью»
- 1. Сущность и значение pr в современном обществе. Цели и задачи pr.
- 2. Общая характеристика, функции специалиста по pr.
- 1.Сбор и анализ инф-ции включ. В себя:
- 2.Распространение инф-ции:
- 3. Целевые аудитории в pr: понятия, виды.
- 4. Управление информацией и конструирование новостей с позиций pr.
- 5. Формы подачи информационно-новостных материалов с позиций pr.
- 6 . Имидж фирмы и ее роль во внеценовой конкуренции.
- Вопросы по предмету «Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
- 1. Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификация услуг. Международная организация по стандартизации (исо).
- 2. Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании».
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации. Стандарты организаций.
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- 5. Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- 6. Правила и схемы сертификация услуг.
- 7. Сертификация систем качества и стандарты исо серии 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 5 Основных разделов системы исо:
- 1. Сущность и классификация инноваций.
- 2. Сущность и классиф-я иннов-х проектов.
- 3.Источники финансир-ия инновационных программ, их классиф-я, осн. Формы финансир-я в скст.
- 9. Содержание разделов бизнес- плана: резюме и план маркетинга.
- 10. Содержание разделов бизнес- плана: план производства, организационный план, осн. Показатели финансового плана.
- 11.Окупаемость инновационных проектов.
- Вопросы по предмету: «Сервисная деятельность»
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- 3. Персонал как важнейший фактор качества продаваемой услуги в индустрии гостеприимства, современные подходы к управлению персоналом.
- 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- 6 Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- Вопросы по предмету: «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»
- 1. Особенности комплекса маркетинга в социально-культурном сервисе и туризме: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга.
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- 4.Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- 6. Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету: "Реклама в социально-культурном сервисе и туризме"
- 1. Сущность, роль, значение и функции рекламы в скСиТ.
- 2. Особенности рекламы услуг скСиТ.
- 3. Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- 4. Основные средства системы маркетинговых коммуникаций (смк).
- 5. Синтетические средства маркетинговых коммуникаций.
- 6. Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламных обращений.
- 7. Психологические особенности восприятия рекламы.
- 8. Рекламная кампания, бюджет рекламной кампании.
- 9. Оценка эффективности рекламной кампании.
- Вопросы по предмету: «Экскурсионно-выставочная работа»
- 1. Экскурсионно-выставочная работа как главная форма организации культурно-просветительного туризма и составная часть комплексной туруслуги.
- 2. Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий. Крупнейшие выставочные центры рф и стран снг.
- 3. Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- 4. Маркетинговые функции выставок, крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом.
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, определяющая гуманитарное значение туризма в жизни общества.
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края.
- 7. Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности туристского предприятия.
- Вопросы по предмету: «Человек и его потребности»
- 1. Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности людей.
- 3. Сущность и классификация потребностей.
- 4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- 5. Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- 6. Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика
- 7. Факторы потребительского выбора: демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и другие.
- Вопросы по предмету «Техника и технология скСиТ»
- 1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие туристской отрасли.
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей.
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»
- 1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики.
- 2. Понятие, сущность, принципы делового этикета.
- 3. Этикетная атрибутика.
- 4. Этикетные формы поведения на официальных встречах и приемах.
- 5. Корпоративная культура философия, этика этикет и имидж фирмы.
- 6. Этические качества необходимые работнику сферы обслуживания.
- 7. Этические нормы руководства коллективом. Этикет руководителя.
- Вопросы по предмету «доу»
- Требования к оформлению документов. Формуляр-образец, реквизиты, бланки.
- 2. Документационное обеспечение управления в туризме. Системы документации: организацнонно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение. Функции
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- Вопросы по предмету: «Психодиагностика»
- 1. Научная психодиагностика и психологическая практика.
- 2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- 3. Экспрессия человека как психодиагностический параметр.
- 4. Психологические аспекты деструктивного общения.
- 5 Межличностное познание в общении.
- 6. Межличностные отношения в группе.
- Вопросы по предмету: «Правовое обеспечение туризма»
- 1. Особенности правового регулирования туристской деятельности.
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг.
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму.
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма.
- 5. Юридическая ответственность туристских организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговые, административные и уголовные нарушения.
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туристской деятельности.
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.
- Вопросы по предмету: «Организация службы приема и размещения в туризме»
- 1. Системы классификации средств размещения в рф. Требования к гостиницам различных категорий
- 2. «Правила предоставления гостиничных услуг в рф» как документ, регулирующий взаимоотношения между гостиницей и клиентом.
- 3. Классификация гостиничных номеров в сфере международного туризма и на отечественном туристском рынке.
- Классы:
- 4. Задачи и функции отдела бронирования отеля. Тарифная политика отелей в отношении различных групп клиентов.
- 5. Особенности подготовки номерного фонда, приема и размещения в гостинице групп туристов.
- 6. Требования к организации работы службы приема и размещения в гостинице, оборудование и технологические процессы.
- Вопросы по предмету: «Организация службы питания в туристских и гостиничных комплексах»
- 1. Классификация предприятий питания в туристских комплексах.
- 2. Организация питания и обслуживание участников совещаний, конференций на предприятиях рекреационного комплекса.
- 3. Характеристика технологического процесса обслуживания, на предприятиях питания рекреационного комплекса.
- 4. Организация питания иностранных туристов в туриндустрии.