4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Цель индустрии развлечений – создание условий развлечения, т. е. совокупности явлений, от наличия которых зависит процесс развлечения.
Социальная направленность индустрии развлечений – служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках.
Индустрия развлечений, решает многогранные задачи: воспитания, формирования оптимистичного настроения, образования, отдыха, развития культуры человека, формирует и развивает личность.
К индустрии развлечений относятся предприятия, чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки, парки отдыха, кинотеатры, спорт залы, библиотеки, предприятия туризма, включая средства размещения туристов, зоны отдыха, исторические достопримечательности и др. Отрасли промышленности, выпускающие соответствующее оборудование или инвентарь, также входят в индустрию развлечений.
Индустрия развлечений выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В этом плане предприятия индустрии развлечений характеризуются специфическими технологиями, системами управления, результатом деятельности, организацией труда персонала.
К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести: добровольный выбор вида развлечений человеком; предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений; частую смену развлечений; неограниченный перечень видов развлечений, комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых плюс развлечение, спорт и развлечение, развлечение и образование и пр.); периодичность потребления развлечения (приуроченных к жизненному циклу человека, годовому, недельному, суточному).
Инфраструктура театров
Театральное здание с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создает общие условия театрального зрелища.
Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.
Зрительская часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе, буфетов, туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы помещений являются значительные объемы для обслуживания большого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени.
Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Имеются также мастерские(декорации, костюмы).
Системы организации театрального пространства различны. Зрители могут располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная) сцена. Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя, центральная.
Постановки музыкальных, музыкально – драматических, драматических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных инструментов. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствуют множество театральных зданий.
От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля (обычно 10 м. по глубине, 14 м. по ширине), а в пространственном отношении – форма зрительного зала. Помещение оркестра располагается перед сценой.
Оборудование сцены – разнообразно, зачастую уникально.
Для зрителей важна видимость, слышимость происходящего на сцене, интерьер и комфорт зала.
Параметр видимости связан с удалением от сцены. Зритель должен видеть мимику актера, что соответствует комфортным условиям видимости не более 27 – 30 м. Также учитывается форма зала. Соблюдение этого параметра ограничивает вместимость зала.
Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел, проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером, обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной защиты.
Инфраструктура многоцелевых залов
Динамизм культурной и социальной жизни требует организации разнообразных зрелищ и строительства зданий общественного значения. Сооружение многоцелевых залов ведет к экономии территории за счет более интенсивной эксплуатации универсального объекта.
В залах происходит сочетание зрелищной функции с общественной и спортивной. Возникают такие типы залов, как концертно-общественные, танцевально-концертные, банкетно-концертные, зрелищно-спотривные и пр.
Вместимость залов различна и колеблется от100 до десятков тысяч человек. Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией. Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей. К зданию примыкает ресторан.
По сравнению с театральными зданиями в универсальных залах требуется более значительная трансформация сцены и зрительного зала, что обеспечивается соответствующими конструкциями и композиционными приемами зала (подвижные потолки, перегородки и т.д.).
К основным тенденциям развития многоцелевых залов относятся: Формирование зрелищных центров, состоящих из различных по назначению залов; слияние многоцелевых залов с учреждениями досугового профиля; формирование центров проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов; совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов.
Клубная деятельность
Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повышения культурного уровня. Посетители клуба вместе отдыхают, развлекаются. Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественное мнение и сознание. Клуб выступает центром досуга.
Клуб управляется руководителями и специалистами. Персонал обладает педагогическими знаниями, ориентируется в различных видах искусства. Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер. Различают комплексные и специализированные клубы.
Комплексные клубы предназначены для организации общения люлей, обладающих обширным спектром интересов. Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей.
Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов. Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. Носят характер специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания населения.
Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности. Типичный состав помещений клуба включает зрительский комплекс, демонстрационный и клубный комплексы, административно – хозяйственные и технические помещения.
В небольших населенных пунктах, как правило, создаются комплексные клубы.
Формирование клубной общности проходит несколько стадий – Становление, развитие, затем «отмирание». Интерес представляет определение периода существования клубного движения.
Расчетным показателем мощности театров, концертных организаций, кинотеатров и других учреждения культуры с местами для зрителей является число зрительских мест.
Нормативные показатели площадей для определения мощности театров, концертных организаций, кинотеатров и других учреждения культуры с местами для зрителей:
Площадь зрительных залов на одно место не менее для:
кинотеатров круглогодичного действия – 1,0 кв. м;
«сезонного» - 0,9;
клубов – 0,65;
театров, концертных и универсальных залов – 0,7.
Объем зрительных залов и аудиторий на одно зрительское место, кв. м:
драматических театров 4 – 5;
кинотеатров 4 – 6;
клубов 4 – 7;
музыкально-драматических театров и театров музыкальной комедии 5 – 7;
театров оперы и балета 6 – 8;
аудиторий 4 – 5.
- Вопросы по предмету: «Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме»
- 1 Функции, методы, виды и объекты менеджмента в туристской организации.
- 2. Внутренняя и внешняя среда туристской организации.
- 3. Механические и органические организационные структуры управления в туристской организации.
- 4. Мотивационные основы управления в туристской организации.
- 5. Контроль в туристской организации.
- 6. Современные методы принятия решений в туристской организации.
- Условия эффективности управленческих решений
- Вопросы по предмету: «Экономика и предпринимательство» (часть 1)
- 1. Место и роль социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике.
- 2. Экономические особенности функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма. Понятие дестинации в туризме.
- 3. Экономическая и социальная эффективность туризма.
- 4. Общая характеристика туристского рынка. Факторы спроса и предложения на туристские услуги.
- 5. Основные направления туристской политики в Российской Федерации.
- Вопросы по предмету: «Экономика туристского предприятия»
- 1. Затраты предприятий и себестоимость. Понятие о составе затрат, включаемых в себестоимость. Основные элементы себестоимости.
- 2. Методика расчета себестоимости турпакета туроператорских фирм.
- 3. Методика расчета себестоимости экскурсий туристско-экскурсионных фирм.
- 4. Методика расчета себестоимости койко-дня (одной ночевки) гостиничных и санаторно-курортных предприятий.
- 5 Методика составления калькуляции блюд на предприятиях питания.
- 6. Основные принципы, формы и системы оплаты труда персонала на предприятиях скСиТ.
- 7. Формы и проблемы планирования и подбора кадров на предприятиях скСиТ. Проблемы текучести кадров.
- 8. Экономическая сущность основных фондов предприятий в туризме, показатели оценки их состояния и механизм воспроизводства.
- 9. Сущность, состав и структура оборотных средств предприятий в туризме, показатели эффективно управления оборотными средствами.
- 10. Экономическая природа и источники образования прибыли, ее распределение и использование. Рентабельность предприятий в туризме.
- Вопросы по предмету: "Курортное дело"
- 1. Организация курортного оздоровления в рф, использование курортных факторов в условиях современного курорта.
- 2. Место и роль курортов в общей системе здравоохранения рф и туризма.
- 4. Курортный фонд рф, основные рекреационные зоны, особенности их функционирования.
- 5. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, их специализация и профилизация, особенности деятельности различных типов курортов.
- 6. Рекреационно-реабилитационный потенциал приморских и континентальных курортов, общая характеристика возможности использования в новых экономических условиях.
- 7. Санаторно-курортные организации: общая характеристика и основные функции.
- 8. Природно-лечебные факторы Юга России, основные курорты, особенности функционирования.
- Вопросы по предмету: «Связь с общественностью»
- 1. Сущность и значение pr в современном обществе. Цели и задачи pr.
- 2. Общая характеристика, функции специалиста по pr.
- 1.Сбор и анализ инф-ции включ. В себя:
- 2.Распространение инф-ции:
- 3. Целевые аудитории в pr: понятия, виды.
- 4. Управление информацией и конструирование новостей с позиций pr.
- 5. Формы подачи информационно-новостных материалов с позиций pr.
- 6 . Имидж фирмы и ее роль во внеценовой конкуренции.
- Вопросы по предмету «Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристских услуг»
- 1. Международное сотрудничество в области стандартизации и сертификация услуг. Международная организация по стандартизации (исо).
- 2. Система технического регулирования в России: принципы, цели, задачи, нормативные документы. Федеральный закон «о техническом регулировании».
- 3. Стандартизация как элемент системы технического регулирования: цели, принципы, задачи, нормативные документы, органы по стандартизации. Стандарты организаций.
- 4. Стандартизация и классификация туристских услуг. Основные стандарты на туристские услуги.
- 5. Добровольное подтверждение соответствия и конкурентоспособность услуг. Системы добровольной сертификации услуг, знаки соответствия.
- 6. Правила и схемы сертификация услуг.
- 7. Сертификация систем качества и стандарты исо серии 9000. Национальные премии в области качества услуг.
- 5 Основных разделов системы исо:
- 1. Сущность и классификация инноваций.
- 2. Сущность и классиф-я иннов-х проектов.
- 3.Источники финансир-ия инновационных программ, их классиф-я, осн. Формы финансир-я в скст.
- 9. Содержание разделов бизнес- плана: резюме и план маркетинга.
- 10. Содержание разделов бизнес- плана: план производства, организационный план, осн. Показатели финансового плана.
- 11.Окупаемость инновационных проектов.
- Вопросы по предмету: «Сервисная деятельность»
- 1. Сервисная деятельность как основной процесс в индустрии гостеприимства. Виды сервиса
- 2. Место сферы услуг в современной экономике, классификация услуг и виды сервисной деятельности.
- 3. Персонал как важнейший фактор качества продаваемой услуги в индустрии гостеприимства, современные подходы к управлению персоналом.
- 4. Классификация потребителей, социально-культурные, национальные демографические и природно-климатические особенности обслуживания.
- 5. Обратная связь с потребителем как механизм контроля качества обслуживания, конфликты и жалобы клиентов в работе предприятий сферы услуг.
- 6 Оценка качества обслуживания на предприятиях сферы сервиса, методы оценки эффективности сервисной деятельности.
- Вопросы по предмету: «Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме»
- 1. Особенности комплекса маркетинга в социально-культурном сервисе и туризме: микс 4-х и 7-ми «пи». Сбытовой и маркетинговый подходы. Цели маркетинга. Основные принципы и функции маркетинга.
- 2. Внешняя макросреда маркетинга и ее структура Цели, задачи и методы анализа макросреды.
- 3. Внутренняя среда маркетинга. Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия. Матрица swot.
- 4.Сегментирование рынка в маркетинге: методы, критерии, стратегии охвата рынка.
- 5. Конкурентоспособность туристского продукта. Сущность, методы анализа, показатели оценки.
- 6. Ценовая политика. Определение цены. Виды цен. Методы ценообразования. Основные ценовые стратегии. Диверсификация цен.
- 7. Сбытовая политика туристского предприятия. Виды, функции каналов сбыта. Вертикальные (договорные) маркетинговые системы сбыта.
- 8. Маркетинговые исследования. Цели и задачи исследований. Методы маркетинговых исследований.
- Вопросы по предмету: "Реклама в социально-культурном сервисе и туризме"
- 1. Сущность, роль, значение и функции рекламы в скСиТ.
- 2. Особенности рекламы услуг скСиТ.
- 3. Современный рекламный процесс. Функции субъектов рекламной деятельности.
- 4. Основные средства системы маркетинговых коммуникаций (смк).
- 5. Синтетические средства маркетинговых коммуникаций.
- 6. Рекламные обращения. Характеристика моделей построения рекламных обращений.
- 7. Психологические особенности восприятия рекламы.
- 8. Рекламная кампания, бюджет рекламной кампании.
- 9. Оценка эффективности рекламной кампании.
- Вопросы по предмету: «Экскурсионно-выставочная работа»
- 1. Экскурсионно-выставочная работа как главная форма организации культурно-просветительного туризма и составная часть комплексной туруслуги.
- 2. Классификация выставочно-ярмарочных мероприятий. Крупнейшие выставочные центры рф и стран снг.
- 3. Основные принципы и методы построения выставочной экспозиции. Организационная работа по созданию и обеспечению функции выставки.
- 4. Маркетинговые функции выставок, крупнейшие туристские выставки в рф и за рубежом.
- 5. Экскурсионная деятельность как составная часть, определяющая гуманитарное значение туризма в жизни общества.
- 6. Сущность, признаки и классификация экскурсий. Основные экскурсионные объекты курортов Краснодарского края.
- 7. Технология разработки новой экскурсии. Роль экскурсионной тематики в обеспечении конкурентоспособности туристского предприятия.
- Вопросы по предмету: «Человек и его потребности»
- 1. Человек как предмет познания. Биологическая и социальная природа человека
- 2. Потребности как предпосылка и продукт деятельности людей.
- 3. Сущность и классификация потребностей.
- 4. Взаимосвязь потребностей и мотивов. Мотивация и модель поведения потребителей.
- 5. Рекреационные потребности и мотивы. Систематизация туристских мотиваций.
- 6. Общая модель поведения потребителей. Типы потребителей туристского продукта и их общая характеристика
- 7. Факторы потребительского выбора: демографические, личностные, социальные, культурные, этнические, географические и другие.
- Вопросы по предмету «Техника и технология скСиТ»
- 1. Научно-технический прогресс и его влияние на развитие туристской отрасли.
- 2. Архитектура в имидже гостиниц. Архитектурно-планировочное решение гостиничных, туристских и санаторно-курортных комплексах.
- 3. Состав основных помещений ресторанного предприятия, нормы площадей.
- 4. Планировочное решение клубов, кинотеатров, дискотек, ночных клубов. Нормы площадей.
- Вопросы по предмету «Профессиональная этика и этикет»
- 1. Понятие, сущность и принципы профессиональной этики.
- 2. Понятие, сущность, принципы делового этикета.
- 3. Этикетная атрибутика.
- 4. Этикетные формы поведения на официальных встречах и приемах.
- 5. Корпоративная культура философия, этика этикет и имидж фирмы.
- 6. Этические качества необходимые работнику сферы обслуживания.
- 7. Этические нормы руководства коллективом. Этикет руководителя.
- Вопросы по предмету «доу»
- Требования к оформлению документов. Формуляр-образец, реквизиты, бланки.
- 2. Документационное обеспечение управления в туризме. Системы документации: организацнонно-правовая, распорядительная, информационно-справочная. Назначение. Функции
- 3. Документооборот в организации: параметры, пути совершенствования, технологии работы с входящими, исходящими и внутренними документами.
- Вопросы по предмету: «Психодиагностика»
- 1. Научная психодиагностика и психологическая практика.
- 2. Психология общения. Вербальные и невербальные параметры диагностики психологических особенностей партнера по общению.
- 3. Экспрессия человека как психодиагностический параметр.
- 4. Психологические аспекты деструктивного общения.
- 5 Межличностное познание в общении.
- 6. Межличностные отношения в группе.
- Вопросы по предмету: «Правовое обеспечение туризма»
- 1. Особенности правового регулирования туристской деятельности.
- 2. Правовые основы оказания туристских услуг.
- 3. Понятие и структура правового статуса Федерального агентства по туризму.
- 4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в сфере туризма.
- 5. Юридическая ответственность туристских организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговые, административные и уголовные нарушения.
- 6. Особенности правовой охраны и защиты прав и законных интересов предпринимателей как субъектов туристской деятельности.
- 7. Правовые основы создания, реорганизации и ликвидации турфирм.
- Вопросы по предмету: «Организация службы приема и размещения в туризме»
- 1. Системы классификации средств размещения в рф. Требования к гостиницам различных категорий
- 2. «Правила предоставления гостиничных услуг в рф» как документ, регулирующий взаимоотношения между гостиницей и клиентом.
- 3. Классификация гостиничных номеров в сфере международного туризма и на отечественном туристском рынке.
- Классы:
- 4. Задачи и функции отдела бронирования отеля. Тарифная политика отелей в отношении различных групп клиентов.
- 5. Особенности подготовки номерного фонда, приема и размещения в гостинице групп туристов.
- 6. Требования к организации работы службы приема и размещения в гостинице, оборудование и технологические процессы.
- Вопросы по предмету: «Организация службы питания в туристских и гостиничных комплексах»
- 1. Классификация предприятий питания в туристских комплексах.
- 2. Организация питания и обслуживание участников совещаний, конференций на предприятиях рекреационного комплекса.
- 3. Характеристика технологического процесса обслуживания, на предприятиях питания рекреационного комплекса.
- 4. Организация питания иностранных туристов в туриндустрии.