logo search
экспертиза товаров

Экспертиза качества новых товаров

Это оценка качества товаров по номенклатуре показателей, характеризующих степень новизны, возможность и целесообразность их выпуска в реализацию. Новый товар-это продукция, предназначенная для реализации и отличающаяся от имеющихся товаров аналогичного назначения измененными потребительскими свойствами. Цель этой экспертизы качества - определение практической полезности и показателей качества, которые могут создать потребительские предпочтения.

Правовая база экспертизы качества новых товаров отсутствует, а нормативная база представлена стандартами, санитарными и иными правилами и в этом совпадает с приемочной экспертизой. При экспертизе качества новых товаров используют различные методы оценки: органолептической, измерительной, социологической, экспертной. Решающее значение имеет экспертная оценка качества, а остальные методы выполняют вспомогательную роль.

Целью экспертизы может быть оценка всей номенклатуры показателей качества или только их части, например степень новизны. Выбор показателей обуславливается необходимостью соблюдения обязательных требований, а также определения степени новизны, что и составляет сущность экспертизы качества новых товаров. Степень новизны характеризуется количественными и качественными изменениями потребительских свойств, формирующими и удовлетворяющими новые потребности. Степень новизны может выражаться в баллах или процентах. Товары незначительной новизны –20 %, товары нового вида – 21-70%, качественно новые товары – 71-100%. В зависимости от градации нового товара выбирают и методы изучения. Для товаров. Степень новизны которых не превышает 70%, можно использовать сравнительные методы, основанные на сравнении показателей качества товаров одного наименования новых и уже известных товаров. Для качественно новых товаров этот метод мало приемлем, поэтому для них применяют прогнозно- аналоговые, безаналоговые или комбинированные, которые являются разновидностями сравнительного метода, но на более высоком уровне, с использованием элементов прогнозирования.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Количественная экспертиза в отличие от приемки товаров по качеству проводится независимыми экспертами, что обеспечивает ее большую достоверность; результаты экспертизы должны приниматься как окончательные и поставщиком, и покупателем. Эксперты при проведении этой экспертизы должны руководствоваться Гражданским кодексом РФ. Предварительно эксперт должен ознакомиться со всеми необходимыми документами: договорами на поставку товаров или договорами купли-продажи, товарно-сопроводительными документами и др. При проведении экспертизы упакованных товаров необходимо учитывать, что их количественная характеристика включает массу самого товара и упаковки, а также количество упаковочных единиц. Поэтому при количественной экспертизе надо учитывать массу: брутто, нетто и тары.

Для определения различных количественных показателей товаров применяют методы измерений, которые могут быть прямыми и косвенными. К прямым методам относятся перевешивание, обмеривание по длине, объему, измерение плотности и других показателей, учитываемых при приемке товаров по количеству. При этом используют различные средства измерений. Косвенные методы применяют в тех случаях, когда прямые методы не могут быть использованы. Косвенные методы измерений – это методы определения показателей количественной характеристики товаров опосредованно, в основном расчетным путем.

При проведении количественной экспертизы эксперт должен соблюдать ряд правил:

  1. Необходимо предварительно ознакомиться с товарно-сопроводительными документами.

  2. Количественные показатели товара устанавливаются с помощью средств измерения или пересчета; измерение может быть сплошным или выборочным.

  3. Для партии упакованного товара необходимо отметить, производилось ли вскрытие тары или перетаривание.

  4. Обнаруженный в товарной партии товар с нарушенной упаковкой следует отделить от основной партии; оценка его количества и качества проводится отдельно.

Результаты количественной экспертизы могут быть обжалованы одной из заинтересованных сторон. В этом случае назначается контрольная экспертиза, которая может подтвердить или опровергнуть результаты первичной экспертизы. В случае опровержения результатов первичной экспертизы новые результаты должны быть аргументированы.

СПОСОБЫ ОПРОСА ЭКСПЕРТОВ

Существуют два способа опроса экспертов – индивидуальный и групповой.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ – технический работник проводит опрос каждого эксперта. Достоинства: возможность выявить все или большинство неясных вопросов, уточнить недостаточно сформулированные; использовать технические приемы. Недостатки: высокие затраты времени и критерий трудоемкости. При первичном опросе эксперт может задавать нечетко сформулированные вопросы, увеличивающие трудозатраты. Возможно снижение объективности.

Разновидности:

По информативности наибольшими возможностями обладают методы интервью, интервью-анкета и смешанное анкетирование, а по объективности – анкетирование. Минимальная объективность свойственна способу интервью. Однако исходя из разных целей экспертизы, на практике может применяться любой из указанных способов.

ГРУППОВОЙ – проводится опрос сразу всей группы.

Достоинства – сокращение затрат времени экспертов и рабочей группы, снижение критерия трудоемкости. Недостатки – невозможность использования технических приемов.

КАКИЕ ВИДЫ МАРКИРОВКИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС ДЛЯ ЭКСПЕРТОВ И ПОЧЕМУ?

Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, наносимые на упаковку, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара, доведения этой информации до потребителя.

Маркировка относится к важнейшим средствам информации о товарах, поэтому широко применяется при проведении товарных экспертиз.

Для экспертов наиболее важна идентифицирующая функция маркировки, т. к. именно с идентификации товара начинается его экспертная оценка. При этом эксперт выявляет соответствие наименования товара его ассортиментной принадлежности, указанной на маркировке и в ТСД.

При анализе маркировки эксперт обращает внимание в основном на основополагающую информацию, предназначенную для всех заинтересованных субъектов коммерческой и экспертной деятельности, включая и потребителей, а также на коммерческую информацию для изготовителей и продавцов. Потребительская информация рассматривается при проведении отдельных видов товарных экспертиз, например при проведении экспертизы новых товаров.

Решающее значение при экспертной оценке товаров имеют такие элементы маркировки, как текст и условные обозначения. Рисунок не играет особой роли в экспертизе маркировки. Текст производственной маркировки должен быть доступным для прочтения. Он должен быть на русском языке. Кроме текста, эксперт при анализе маркировки должен уметь расшифровывать условные обозначения или информационные знаки. Особенно важно, чтобы эксперт обращал внимание на идентифицирующие коды страны-изготовителя, региона происхождения или кодирования товара, а также на шифры.

При экспертизе товарных партий эксперт работает в основном с производственной маркировкой, с помощью которой он может установить принадлежность каждого единичного экземпляра товара к конкретной партии. Использование торговой маркировки для экспертизы очень ограничено. Она предназначена для подтверждения факта покупки товара. Чеки служат основанием для рассмотрения претензий покупателей.

ЭКСПЕРТНЫЕ МЕТОДЫ

Экспертные методы – методы оценки, проводимые группой экспертов в условиях неопределенности и риска.

Экспертные методы основаны на принятии эвристических решений, базой которых служат знания и опыт, накопленные экспертами в конкретной области. Этим эвристические методы отличаются от расчетных методов, основанных на решении формализованных задач.

Достоинством этих методов является то, что они позволяют принимать решения, когда более объективные методы неприемлемы. Их воспроизводимость. Сфера применения этих методов – не только оценка качества товаров, но и исследование операций технологического цикла, принятие управляющих решений, прогнозирование. Экспертные методы, применяемые квалифицированными экспертами, позволяют дать точную и воспроизводимую оценку товаров.

Недостатки: субъективизм, ограниченность применения, высокие затраты на их проведение.

Использование экспертных методов рационально в двух случаях: во-первых, когда поставленные перед экспертами цели не могут быть решены другими методами; во-вторых, когда имеющиеся методы дают менее точные и достоверные результаты или связаны с большими затратами.

Экспертные методы подразделяются на три подгруппы:

1). Методы группового опроса экспертов – методы, основанные на проведении опроса группы экспертов с последующим анализом и обработкой полученной от них информации. Целью этих методов является получение групповой экспертной оценки для принятия окончательных решений.

2). Математико-статистические методы обработки экспертных оценок-методы, предназначенные для повышения достоверности результатов оценки качества товаров экспертами

3). Методы экспертной оценки показателей качества товаров – это методы определения действительных значений единичных и комплексных показателей качества. Предназначены для определения значений показателей качества расчетным или эвристическим путем в случаях, когда применение измерительных методов невозможно или неэкономично.