2.1 Роль смк в социализации подростков. Влияние телевидения на социализацию.
По мнению одного из ведущих специалистов в области социальной педагогики А.В. Мудрика нет однозначного ответа на вопрос, о том к какой группе факторов социализации относятся СМК. Так как объектом воздействия их сообщений является как отдельный индивид, так и сознание, и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного СМК (зрителей тех или иных телеканалов, читателей одной газеты, слушателей одной радиостанции, пользователей тех или иных компьютерных сетей).[7]
Учитывая уровень избирательного потребления информации наиболее удобным, доступным и наглядным будет представление СМК, как мезофактора социализации. Хотя понятия мега- и микрофакторы, несомненно, применимы к ним и в будущем имеют тенденцию расширяться в данном контексте (глобальная компьютерная сеть, телерадиовещание или домашние сети, газета микрорайона и т.п.). И ещё, не нужно забывать, что микрофакторы влияют непосредственно на отдельных людей и микросоциум, а, следовательно, семью и в особенности на детей.
Исходя из этого, рассмотрим «плюсы» и «минусы» четырёх основных видов СМК используемых среднестатистической российской семьёй (см. Таблицу 1).
Таблица 1
Возможности и формы | ТВ | Радио | Пресса | Интернет |
Возможность выбора времени пользователем | х | х | + | + |
Возможность хранения для повторного использования | х | х | + | + |
Возможность получения/передачи информации одновременно с событием | + | + | - | + |
Форма передачи: |
|
|
|
|
Текст | + | + | + | + |
Неподвижное изображение | + | + | - | + |
Движущееся изображение | + | + | - | + |
Звук | + | + | - | + |
Необходимость в специальном оборудовании | + | + | - | + |
Примечание: + да, - нет, х с использованием специальных дополнительных устройств
Как видим Интернет вне конкуренции, и это без учёта возможностей сегодняшнего мобильного Интернета (WAP). Однако не секрет, что домашний компьютер и уж тем более выход в сеть доступен пока не каждой российской семье, поэтому преобладающее влияние на подрастающее поколение имеет все-таки телесмотрение.
Начиная с младенчества, типичный современный человек, вольно или невольно, потребляет информацию, транслируемую по телевидению.
Полноценным же участником информационного обмена он становится к подростковому периоду. Именно тогда ребёнок начинает задавать осмысленные вопросы по поводу увиденного и услышанного по телевизору, активно обсуждать просмотренные сюжеты и делиться впечатлениями со сверстниками. Зачастую подросток получает с экрана те знания, которые ему не могут дать взрослые в силу своей занятости или нежелания. Не всегда эти знания нужны и полезны ребёнку, а порой несут в себе явно негативную и асоциальную направленность.
И здесь открывается большое поле деятельности для педагогов, ведь при умелой ориентации подростков, на получение глобальных научных знаний, телевидение, как самый наглядный и зрелищный вид СМК может сослужить хорошую службу в деле просвещения подрастающего поколения.
Но всё же телесмотрение процесс мало контролируемый, и с точки зрения социальной педагогики целесообразней рассматривать его в первую очередь, как фактор, влияющий на стихийную социализацию личности. В этом отношении интересны исследования мотивации к просмотру телепередач, проведённые российским институтом образовательной политики «Эврика»: «...детальный анализ данных показывает, что с возрастом популярность просмотра телепередач как формы проведения досуга заметно снижается.
Причем эта тенденция характерна как для мальчиков, так и для девочек. Падению интереса к просмотру телепередач в свободное время соответствует и снижение интенсивности телепросмотров. Если семиклассники в среднем тратят на ежедневный просмотр телепередач 2,4 часа, то одиннадцатиклассники – 2,1 часа.
Анализ материала показывает, что время, затрачиваемое школьниками на просмотр телепередач, зависит от уровня образования родителей. Среди учащихся, чьи родители имеют среднее образование, доля тех, кто проводит у экрана телевизора больше 3 часов в день, составляет 43%. А среди школьников, родители которых имеют высшее образование, таких 22%.
Особый интерес представляет анализ мотивов, побуждающих подростков к просмотру телепередач:
желание развлечься - 56,6 %
быть в курсе событий общественной жизни - 44,3 %
привычное проведение свободного времени - 27,6 %
забыть о неприятностях - 17,3 %
повысить свой культурный и образовательный уровень - 15,2%
не знаю - 11,3%
получить художественные впечатления - 9,9 %
выработать свою собственную общественную и гражданскую позицию - 6,1%
познать мир взрослых - 5,0%
восполнить недостаток общения - 3,9%
участвовать в телепередачах и телеиграх - 3,7%
Мы видим, что развлекательный мотив является доминирующим: его отмечают 56,6% подростков. Характерно, что примерно каждый шестой подросток (17,3%) мотивирует свои телепросмотры желанием забыть о неприятностях. Это свидетельствует о том, что телевидение выполняет весьма значимую компенсирующую роль».[9]
Одну из доминирующих позиций занимает желание подростка «быть в курсе событий общественной жизни». И в этой связи можно сделать вывод, что в подростковой среде функция телевидения, связанная с социальной интеграцией, также оказывается весьма важной. Наконец, в блок наиболее значимых мотивов входит и желание «повысить свой культурный и образовательный уровень». Данный мотив отмечают 15,2% подростков.
То есть, с одной стороны, через телевидение идет процесс усвоения подростком определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему ориентироваться в социальной действительности и чувствовать себя полноправным членом общества: желание быть в курсе событий общественной жизни, получить художественные впечатления и выработать собственную общественную и гражданскую позицию. И это положительный полюс, который может быть осмыслен как «социализация». С другой стороны – полюс отрицательный, и это, прежде всего немотивированный просмотр любых телепередач (привычное проведение свободного времени).
Обнаруживается и явная возрастная динамика. Например, семиклассникам (и мальчикам, и девочкам) свойственны немотивированные телепросмотры. Иными словами, для них телевидение является лишь одним из способов организации досуга.
В данном контексте интересны результаты исследования, проведенного сотрудниками лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО РАО в 1999/2000 учебном году, приведены в таблице. (см. Приложение 3)
Полученные данные свидетельствуют о том, что в сообщениях средств массовой информации подростки не ищут новые знания, которые им “не додали в школе”. На первое место выходит желание развлечься. Вывод сделан на основе исследований, проведенных в 1997 Центром социологии образования РАО и посвященных изучению мотивов обращения школьников к телевидению. В анкетах были предложены такие варианты: желание развлечься, желание быть в курсе событий, желание повысить культурный и образовательный уровень, потребность общения. Около 70% респондентов — учащихся 9 и 11 классов отметили, что телевизор они смотрят для развлечения.
Более поздние исследования, проведённые автором в школе №41 г. Новосибирска в феврале 2005 года, частично подтверждают данную мотивацию, но в то же время обнаруживают, что процесс телесмотрения у подростков всё же несёт информационную нагрузку и это можно рассматривать как положительную тенденцию (см. Приложения 1;2).
Помимо постоянного воздействия мы сталкиваемся с особыми технологиями воздействия на сознание. Технологии эти построены на объективно существующих закономерностях функционирования психики человека и его поведения. Если мы не знаем этих закономерностей, это не значит, что мы им не подчиняемся и нами нельзя манипулировать.
В качестве примера мощного орудия влияния можно привести так называемый принцип социального доказательства. Мы определяем, что является правильным, выясняя, что считают правильным другие люди. Это используют, готовя различные аналитические передачи, экспертные выступления и опросы - предварительные и во время эфира. Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом.[11]
Весьма эффективно это использует "пивная" рекламная кампания. Чем большее число людей находит данную идею верной, тем более верной будет считаться эта идея.
- Глава 1 Эволюция массовых коммуникаций
- 1.1 Определение и типология смк
- 1.2 Фазы развития массовых коммуникаций
- 1.2.1 Устная фаза
- 1.2.2 Письменная фаза
- 1.2.3 Книжная фаза
- 1.2.4 Эпоха телевидения
- 1.2.5 Компьютерная фаза.
- Глава II. Современные смк как фактор социализации.
- 2.1 Роль смк в социализации подростков. Влияние телевидения на социализацию.
- 2.2 Реклама – зло или благо.
- 2.3 Влияние телевидения на агрессивность подростков
- 2.4 Политическая социализация посредством сми
- Глава III. Медиаобразование
- Заключение.