logo search
СМИ / СМИ в процессе социализации

Заключение.

В процессе данного исследования мы рассмотрели все основные виды  и типы средств массовой коммуникации, их историю, перспективы развития и, наконец, их влияние на социализацию личности.

Автору довелось кратко ознакомиться с аналогичными исследованиями своего коллеги,  в которых вполне аргументированно доказывается полное отсутствие влияния телевидения на социализацию подрастающего поколения. Что ж, сторонники субъект-объектного подхода Дюркгейма и Парсонса возможно и согласятся с такими выводами. Если же понимать социализацию, как развитие и самоизменение человека в обществе во взаимодействии с ним, то очевидно, что при таком подходе, исключающем влияние СМК, человек застревает, где-то на подступах к средневековью; хотя даже субъект-объектный подход, реализуемый в тоталитарных общественных системах, вовсю использует телевидение для осуществления социально контролируемой социализации. (Вспомним Китай или Северную Корею).

И всё же нет необходимости доказывать, что СМК сегодня представляют собой особый вид социального общения, который осуществляется в масштабах всего общества, в том числе и подрастающего поколения, а роль такого общения в процессе социализации трудно недооценить.   

Литература:

  1. Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение. Социально-политический журнал. – 1992. - №8

  2. Андреева Г.М. Социальная психология.  М., Наука. 1994.

  3. Вдовина Н.А. К вопросу о влиянии СМИ и телевидения на агрессивность поведения и здоровье ребенка. Интернет публикация 2003.

  4. Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и результаты региональных выборов.  Полис. – 1997. №6.

  5. Кириллова Н.Б., Зачем нужна медиакультура. Уральский Федеральный округ. 2004.

  6. Комаровский В.С. Демократия и выборы в России. Социс. 1996.№6

  7. Мудрик А.В. Социальная педагогика М. 2000.

  8. Петрович А.А. Поговорим об информации. М, 2003.

  9. Собкин В.С., Когда зритель взрослеет. Социологическое исследование. М. «Техинвест» 2005.

  10. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

  11. Чалдини Р. Психология влияния. С.-Пб.1999.

  12. Шариков А.В. "Что показывает региональное телевидение, и кто его смотрит". Оценка социолога. Интернет-конференция «Логика успеха» 2003.

Автор по ряду независящих от него причин не может предоставить конкретные источники некоторых исследований. Одна из них конфиденциальность коммерческой информации.