2.2 Реклама – зло или благо.
Дело в том, что по данным некоторых социологических и медицинских исследований,* а так же по наблюдениям самого автора, дети первого года жизни бурно реагируют именно на показ рекламного ролика, а даже не на мультфильм, показываемый одновременно по телевизору. Да это и понятно, ведь для изготовления короткого, но информативно ёмкого видеосюжета привлекаются лучшие технические и творческие ресурсы. Отсюда качество видеоряда и звукового сопровождения, а так же захватывающий сюжет рекламного сообщения. С возрастом подростков привлекают передачи, которые связаны с яркими образцами поведения героев, а в телерекламе таких образцов хоть отбавляй, реклама буквально диктует молодёжи как нужно себя, каким языком общаться и естественно какие товары потреблять.
Реклама, и телереклама особенно, по своей сути и возможностям – гениальная форма психологической агрессии, которой нечего противопоставить рядовому законопослушному гражданину.
Для примера возьмем результаты исследования одного из новосибирских рекламных агентств:
ВОПРОС: Самые любимые рекламные ролики респондентов?
Самый часто встречающийся ответ на этот вопрос - реклама пива "Столичное". Скорее всего, это связано с тем, что использование юмора в рекламе приводит к тому, что рекламируемый товар начинает ассоциироваться у потребителя с положительными эмоциями. Большинство респондентов, отмечали "любимые" ролики на телевидении (только 6 раз из всех ответов упоминается радио, 3 раза - наружная реклама, 5 раз - Интернет). Один респондент не указал "любимый" рекламный ролик - возможно, у него таких роликов нет.
Рейтинг рекламных слоганов (по количеству ответов):
Таблица 2
Рекламная фраза | Пол | Всего | % от числа опрошенных | |
мужской | ||||
Не тормози - сникерсни! | 40 | 20 | 60 | 60 |
Фанта - вливайся! | 50 | 10 | 60 | 60 |
Бегом за клинским! | 40 | 20 | 60 | 60 |
Ты где был? Пиво пил! | 40 | 10 | 50 | 50 |
Всегда Coca-Cola | 20 | 20 | 40 | 40 |
Шок - это по-нашему! | 20 | 10 | 30 | 30 |
Имидж ничто, жажда - все! | 0 | 30 | 30 | 30 |
Всего ответивших: 100 человек (возраст от 14 до 22 лет).
Как видно из таблицы, респонденты вспомнили (в основном) солганы из: смешных, ориентированных на молодежь рекламных роликов.
Безусловно, реклама одна из важных сторон социальной жизни, но так ли уж безобидна эта весёлая и красочная рекламная картинка? Попробуйте тёплым летним вечером прогуляться в ближайшем сквере или парке. Понаблюдайте за группами молодых людей и девушек, а то и откровенно детьми подросткового возраста. Все пьют пиво! И если Вы человек «в возрасте» или женщина, то лучше держаться от этих групп подальше, и уж тем более не делать им никаких замечаний. Чревато. Ну а если Вы молодой спортивный мужчина, ищущий острых ощущений, то можете спросить у них, не вредно ли в их возрасте употреблять спиртное, да ещё в больших количествах? В лучшем случае они попросят Вас сгонять за «Клинским» в худшем – покалечат.
Одной из причин такого поведения является несовершенство российского закона «О рекламе» 1995 года и бесконтрольность со стороны правительства, а так же равнодушие к этой проблеме в нашем обществе, наблюдавшееся до недавнего времени. На сегодняшний день дело поправили (рекламу пива на ТВ отодвинули в сетке вещания за 22.00, а водки и вовсе запретили), но дети то уже выросли.
Однако нужно отметить и то, что влияние рекламы на подрастающее поколение далеко не однозначно и несёт в себе некоторые положительные аспекты и даже, как будет показано ниже, может сослужить неплохую службу в наглядном преподавании школьных предметов.
Более того, исследования проводившиеся студентами НГПУ в одном из детских домов Новосибирска выявили, что положительный образ семьи у детей старшего школьного возраста сформировался у них во многом благодаря весёлым рекламным роликам, изображающих: заботливую маму (реклама детских лекарств или средств гигиены), дружное семейство (соки), заботливых тёщу и зятя (сотовый оператор) и т.д. Множество прекрасно снятых рекламных сюжетов моделирующих тёплые семейные отношения, безусловно, отпечатываются в цепкой памяти подростка и в дальнейшем влияют на социальную установку создания крепкой и дружной семьи, с как минимум двумя детьми.
Необходимо отметить и воздействие на подростков так называемой «социальной рекламы», которая, безусловно, помогает ориентировать молодёжь во «взрослой» жизни и несёт на себе определённую воспитательную функцию. Вспомним смешную рекламу презервативов – ни один лектор не объяснит полезность этого изделия лучше.
Как видим, реклама имеет определённое воздействие на социализацию подростков, но это воздействие требует более глубокого изучения и анализа со стороны психологов, педагогов и других специалистов в области воспитания и обучения подрастающего поколения.
- Глава 1 Эволюция массовых коммуникаций
- 1.1 Определение и типология смк
- 1.2 Фазы развития массовых коммуникаций
- 1.2.1 Устная фаза
- 1.2.2 Письменная фаза
- 1.2.3 Книжная фаза
- 1.2.4 Эпоха телевидения
- 1.2.5 Компьютерная фаза.
- Глава II. Современные смк как фактор социализации.
- 2.1 Роль смк в социализации подростков. Влияние телевидения на социализацию.
- 2.2 Реклама – зло или благо.
- 2.3 Влияние телевидения на агрессивность подростков
- 2.4 Политическая социализация посредством сми
- Глава III. Медиаобразование
- Заключение.