1.2 Рынок телекоммуникаций и перспективы его развития
Развитие телекоммуникационного сектора в России ставится в ряд первоочередных задач, решение которых способствует повышению экономического благосостояния страны. На сегодняшний день в списке приоритетов государственного управления закреплена стратегическая задача - войти в число мировых лидеров по уровню развития информационно-коммуникационных технологий.
Правительство ставит задачи по обеспечению высокоскоростного широкополосного доступа в Интернет, мобильной связи четвертого поколения (4G) и внедрению цифровых и электронных услуг на территории всей России.
Рынок телекоммуникационных услуг характеризуется высоким спросом, частыми изменениями и инновациями, а так же своей многогранностью. В процессе развития выделились несколько сегментов данного рынка, таких как рынок мобильной связи, рынок проводной телефонной связи, междугородная и международная связь и рынок телематических услуг. Эти услуги являются главенствующими в данной сфере, поэтому рассмотрим их более подробно.
Рынок мобильной связи.
Мобильная радиосвязь - способ связи, при котором доступ к абонентским линиям осуществляется без использования кабеля, а связь с абонентским устройством осуществляется по радиоканалу.
В России сотовая связь начала внедряться с 1990г., использование началось с 1991г., когда в Санкт-Петербурге компанией "Дельта Телеком" была запущена первая в России сотовая сеть. К июлю 1997 года общее число абонентов в России составило около 300 тысяч. На 3 квартал 2013 года приходится 239 млн. 521 тыс. абонентов (держателей сим-карт). В данной сфере наблюдается постоянное снижение тарифов на услуги мобильной связи, множество дополнительных услуг, таких как мобильный интернет, роуминг, анти определитель номера, прием и передача мультимедийных сообщений и многое другое. Так же операторы могут совместно использовать инфраструктуру сети, сокращая затраты на развертывание сети и текущие издержки.
Инвестиционная и маркетинговая стратегии мобильных операторов, со стороны государства, не контролируются. В России лидирующие позиции на рынке сотовой связи занимает, так называемая, "Большая тройка" (см. рис. 1.1). В нее входят: ОАО "Мобильные ТелеСистемы" ("МТС") - 71, 7 млн. абонентов, ОАО "МегаФон" - 64,1 млн. абонентов, ОАО "Вымпел-Коммуникации" ("ВымпелКом", он же "Билайн") - 57,1 млн. абонентов. Компании сотовых операторов обслуживают как физических, таких и юридических лиц.
Рис. 1.1 "Рейтинг операторов сотовой связи по количеству абонентов в России (млн. абонентов)"
По данным шведской компании Ericsson количество абонентов мобильной связи в мире к 2019 году будет составлять 9,3 млрд. Для сравнения, к концу 2012 года насчитывалось 6,4 млрд. абонентов.
Но и на данном рынке существуют свои проблемы. Российские операторы могут начать терять доходы от традиционных услуг связи (передача голоса и текстовых сообщений) из-за перетекания доходов к наложенным интернет-сервисам (службы мгновенных сообщений, сервисы IP-телефонии, видео-сервисы, социальные сети и др.). Это объясняется тем, что сервисы предоставляют услуги, используя сети сотовой связи, однако, как правило, не платят за это сотовым операторам, получая доход от своих услуг напрямую от абонентов мобильной связи или за счет рекламы.
Рынок местной телефонной связи.
Проводная телефонная связь (она же фиксированная и местная) - по типу соединения значительно уступает сотовой связи, поскольку радиус ее действия не более 100 метров от места, где установлена точка доступа. В сотовой же связи, точка доступа находится в самом телефонном аппарате.
Положением о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. № 637 (далее - Положение) предусмотрено, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий.
Безусловным лидером на рынке услуг фиксированной телефонной связи России в настоящее время является национальная телекоммуникационная компания ОАО "Ростелеком". Она обладает самой крупной в России магистральной сетью связи протяженностью более 500 тыс. км, а доля Ростелеком по абонентам составляет не менее 70%.
На сегодняшний день на рынке фиксированной связи сложилась непростая ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающим более выгодные условия и тарифы. Но, несмотря на это, рынок фиксированной связи в России остается высоко востребован и предоставляется в полном объеме и с надлежащим качеством.
Междугородная и международная телефонная связь.
Для оказания услуг междугородной и международной связи оператору необходима соответствующая лицензия. На сегодняшний день услуги дальней связи оказывают следующие компании: ОАО "Ростелеком", ОАО "Мобильные ТелеСистемы", ОАО "Вымпел-Коммуникации", Orange Business Services, ЗАО "Компания Транс ТелеКом", ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком", ОАО "МегаФон". Рассмотрим, как формируются доходы операторов междугородной и международной связи (см. рис. 1.2).
Рис. 1.2 "Доходы операторов дальней связи"
По оценкам экспертов, 60 % доходов операторы дальней связи получают от междугородных звонков по России, 25 % - от вызовов в СНГ, 15 % - в дальнее зарубежье.
Объем междугородной и международной связи на российском рынке составляет 4,7 млрд. долларов. В ближайшее время и сотовым, и фиксированным операторам придется вступить в бой с провайдерами IP-телефонии, тарифы которых гораздо ниже, чем у традиционных компаний связи.
Через Skype и аналогичные системы передачи голоса по сетям передачи данных сейчас проходит до 10% МГ/МН-трафика, причем рыночная доля IP-телефонистов ежегодно растет примерно на 2%. Их главный конек - низкая стоимость звонков, отличающаяся от тарифов классических операторов в разы. Например, минута звонка в страны СНГ, через IP-оператора стоит 2,11 руб., в США и Канаду - 1,4 руб., тарифы на Европу начинаются от 1,36 руб. Следует отметить, что IP-телефония не является ценовой панацеей для пользователей МГ/МН: стоимость минуты разговора с некоторыми странами Европы через IP может доходить до 30 руб.
Телематические услуги.
Телематические услуги - это факсимильные службы, службы электронных сообщений, службы голосовых сообщений, службы аудио/видеоконференции, а также службы доступа к информации, хранящейся в электронном виде. То есть это взаимодействие пользователя со службой в режиме запрос-ответ по определенному протоколу. Проще говоря, услуга Интернет.
Данный сегмент рынка является наиболее быстро развивающимся. В России к концу 2013 года к Интернету подключено 26,7 млн. абонентов. По прогнозам аналитиков к 2016 году число абонентской базы составит 39,1 млн. Основными факторами, обеспечивающими увеличение рынка, являются рост проникновения ПК в домашнем сегменте за счет снижения их средней стоимости, развитие сетей передачи данных и увеличение охвата, снижение стоимости тарифных планов.
Всего в мире, на 2012 год, количество абонентов широкополосного доступа к Сети (DSL, кабель, оптоволокно) составляет 665,4 млн.
Россия является пятым крупнейшим рынком широкополосного доступа в Интернет (ШПД) в мире (см. рис. 1.3). На первом месте рейтинга стран находится Китай (193 миллиона домохозяйств), на втором -- США (89 миллионов), на третьем -- Япония (36 миллионов). При этом Россия каждый год поднимается на одну строчку рейтинга (в 2010 году -- 7 место, в 2012 году -- 5 место). Всего в мире к широкополосному доступу подключено более 660 млн. домохозяйств.
Наибольшая доля абонентов "домашнего" ШПД находятся в городах-миллионниках. На малые города России приходится 28% абонентской базы.
Рис. 1.3 "Рейтинг стран по числу абонентов широкополосного доступа за 2012 год"
Телематические услуги связи не регулируются государством. Тарифы на оказания данных услуг выставляет сам провайдер.
В планы Минкомсвязи входит довести уровень проникновения широкополосного доступа до 90-93% по стране к 2018 году. На данный момент ШПД охватывает около 55% территории страны.
Развитие российского рынка телекоммуникаций происходит в русле мировых тенденций: уровень проникновения сотовой связи давно сравнялся с другими странами, операторы предоставляют своим абонентам самые современные услуги. Количество абонентов различных видов связи, пользователей Интернета неуклонно увеличивается, финансовые показатели наиболее крупных предприятий этих отраслей растут год от года.
В 2012 году объем услуг связи в РФ составил 1,53 триллиона рублей, что на 5,2% больше, чем в 2011 году, следует из отчета Росстата.
Наибольшая доля доходов была получена от услуг мобильной связи - 679,2 миллиарда рублей (рост на 5,6%). В 2012 году было подключено 261,9 миллиона сотовых абонентов - на 2,2% больше, чем в 2011 году.
Второе место в структуре выручки от услуг связи занимают доходы от услуг по присоединению и пропуску трафика, которые в 2012 году составили 212,5 миллиарда рублей, увеличившись за год на 3,4%. Доходы от документальной электросвязи выросли на 29,3% - до 201,9 миллиарда рублей.
Традиционная телефония демонстрирует снижение доходов. Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающим более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей IP-телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством. Так, выручка операторов от услуг международной, междугородной и внутризоновой связи сократилась в 2012 году на 5,7% - до 87,6 миллиарда рублей. Доходы от местной телефонной связи по сравнению с 2011 годом сократились на 2,8% - до 158,5 миллиарда рублей. В 2012 году было установлено 42,7 миллиона телефонов (снижение на 2,8%), в том числе в личных домохозяйствах - 31,3 миллиона (снижение на 3,4%). Ввод таксофонов сократился на 4% - до 175,5 тысячи штук. Таким образом, на рынке фиксированной связи наблюдается стагнация, востребованность этих услуг снижается; в целом, за последний год объем потребления в этом сегменте снизился на 22%.
Доходы от услуг почтовой и специальной связи в 2012 году уменьшились на 1,6% по сравнению с 2011 годом - до 126,1 миллиарда рублей. В 2012 году получателям было отправлено 1,7 миллиарда единиц письменной корреспонденции (рост на 1,7%).
Особое место среди всех услуг связи в России занимают телекоммуникационные, при этом на долю мобильной связи приходится около 40% услуг отрасли. Стремительно развивается мобильная связь в России - за 11 лет (с 2000 по 2011 гг.) количество абонентов увеличилось в 80 раз.
Исследовательская компания Json & Partners провела исследование рынка телекоммуникаций России за 2011 год с точки зрения потребителей услуг. Выделяется 3 типа по потребителей:
1. В2С (Business-to-Consumer) - конечные потребители;
2. В2В (Business to Business) - компании, бизнес;
3. B2G (Business-to-government) - государство.
Общий объем отечественного рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 года 891 млрд рублей. В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше - 199,6 млрд рублей. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд рублей.
Процессы слияний и поглощений, реорганизации и реформы формируют новый облик отрасли и определяют ее дальнейшие перспективы развития. В 2009 году стартовала крупнейшая по масштабу и срокам проведения структурная реформа компании "Ростелеком", национальной телекоммуникационной компании России. На первом этапе к "Ростелеком" были присоединены межрегиональные компании связи. Второй этап был ознаменован слиянием российской государственной телекоммуникационной компании "Связьинвест" с ОАО "Ростелеком". Сегодня ОАО "Ростелеком" ставит главной целью выведение компании в лидеры практически всех сегментов российского рынка услуг связи. Доход компании составляет 26% совокупного дохода от услуг связи в России среди операторов связи. В секторе фиксированной телефонной связи конкуренции ОАО "Ростелеком" не предвидится, компания сохранит за собой не менее 90% рынка.
В 2010 году было принято решение об объединении еще двух операторов - "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "Комстар-Объединенные ТелеСистемы" (Комстар-ОТС). Участники проекта отмечают, что в результате интеграции для компаний раскрываются большие перспективы развития бизнеса за счет объединения финансовых и маркетинговых возможностей. Основной задачей преобразований является, прежде всего, создание устойчивого и конкурентоспособного национального оператора, предоставляющего полный спектр услуг на рынке телекоммуникаций.
По мнению западных исследователей, в процессе развития российского рынка телекоммуникаций выделяются два основных направления: внутренняя структурная перестройка телекоммуникационных компаний и новые тенденции в телекоммуникационном бизнесе на международной арене. Джефф Крокер, ведущий консультант в области маркетинговых стратегий, утверждает, что изучение и принятие опыта международных телекоммуникационных компаний позволит российским операторам связи сделать большой скачок через промежуточные технологии, продукты, услуги и бизнес-модели, работавшие в западных телекоммуникационных компаниях в 1970-1990 годах.
Специалисты делают прогнозы, что, несмотря на отставание российского телекоммуникационного рынка от мирового, отрасль связи в России вскоре выйдет на следующий этап развития, что позволит перейти на новый уровень финансов, менеджмента, маркетинга и технологий в сфере телекоммуникаций.
На втором месте по величине доходов и темпам роста находятся услуги предоставления доступа к сети Интернет. Глава Минкомсвязи России Николай Никифоров считает, что обеспечение всего населения страны доступом в интернет -- комплексная задача, решение которой повлияет на состояние экономики России в целом.
Вообще, рынок услуг широкополосного доступа в интернет является движущим фактором развития телекоммуникаций в России. За последние два года количество пользователей услуг ШПД выросло на 20%, а объем трафика -- на 80%. Однако при столь высокой динамике роста этого рынка, уровень проникновения услуг ШПД в России пока далёк от насыщения.
Одним из новейших направлений в развитии телекоммуникаций является развитие мобильного интернета. За последние годы мобильный Интернет являлся самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. По результатам исследования Json & Partners Consulting, мобильным интернетом пользуется половина населения страны, общий объем рынка по итогам 2011 года составил 76 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2010 годом на 43%.
В основе подобного роста сегмента мобильного Интернета лежало активное развертывание сетей третьего поколения, увеличение пользовательской аудитории и потребляемого ими трафика. Доходы от услуг мобильного доступа в Интернет растут также за счет значительного роста продаж мобильных устройств (планшетов и смартфонов).
На текущий момент, услуга мобильного доступа в интернет является самой популярной среди всех дополнительных услуг (VAS), предлагаемых населению. Такая популярность вызвана следующими факторами:
1. Увеличение продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК;
2. Рост продаж 3G и 4G-USB модемов;
3. Улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно-безлимитных тарифных планов мобильного интернет;
4. Конвергенция мобильного и интернет-пространств
Как заложено в государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет, должно значительно вырасти. Рост будет обеспечен, в частности, за счет активного развития высокоскоростных мобильных сетей третьего и четвертого поколений. За счет роста числа широкополосных подключений и улучшения других комплексных показателей, стирания проблемы "цифрового неравенства". Россия к 2015 году должна войти в число 20 стран - лидеров по индексу готовности к информационному обществу и закрепиться на этих позициях как минимум до 2020 года.
Для активизации и систематизации деятельности по усовершенствованию телерадиовещания государством разработана федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" от 3 декабря 2009 г. N 985р. Программа содержит комплекс мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.
В результате реализации основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации к 2015 году должен быть достигнут показатель уровня доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%.
Согласно Плану деятельности Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на период 2013-2018 годов, к 2018-му году интернет должен стать таким же доступным, как электричество, и 80 процентов жителей будут иметь возможность подключиться к кабельному интернету на скорости 100 Мбит/сек.
В ноябре 2013 года на встрече с главами крупнейших предприятий отрасли ИКТ глава Минкомсвязи России Николай Никифоров подчеркнул, что развитие ШПД оказывает положительное воздействие на рост экономики: "Согласно принятому всемирно коэффициенту, увеличение проникновения услуг ШПД на 10% обеспечивает потенциал роста ВВП страны на 1,5%. А мы до конца 2018 года планируем повысить уровень проникновения более чем на 30%, то есть, поддержим рост ВВП России на уровне 5%".
Ежегодно более 20 млн человек получают возможность доступа к интернету 4G. Строительство мобильных сетей 4-ого поколения позволит быстрее преодолеть "цифровое неравенство" между регионами России. С появлением передовых стандартов мобильной связи доступ в интернет может осуществляться на скорости до 100 Мбит/сек. Сети 4G уже запущены в России и по количеству пользователей 4G Россия уже на 4-м месте в мире. Они использовались на Универсиаде в Казани и будут использованы на Зимней Олимпиаде в Сочи.
К 2018-му году интернет и мобильная связь окончательно проникнут в поезда, самолеты и другие виды транспорта, будет обеспечено покрытие сотовой связью основных федеральных трасс. Сеть будет стабильно работать в тоннелях, станциях, в переходах метро и на наземном транспорте.
Важным направлением развития телекоммуникаций является Проект "Электронное правительство", который является частью Федеральной целевой программы "Информационное общество" и призван обеспечить права граждан и организаций на доступ к государственным услугам, к информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Кроме того, целью проекта является реализация возможностей влияния граждан на деятельность государственных структур и общественного контроля над работой органов власти.
7 ноября 2013 года Николай Никифоров представил "Концепцию развития механизмов государственных и муниципальных услуг в электронном виде" на Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Данная концепция была разработана Минкомсвязи и Минэкономразвития и предоставлена на рассмотрение в Правительство РФ.
Однако, несмотря на существенную поддержку государства, в отрасли связи и телекоммуникаций имеются существенные проблемы, сдерживающие полноценное развитие отрасли. Основная проблема - снижение конкуренции, к примеру, среди мобильных операторов давно сложился олигополистический рынок. Также проблемами являются существенные различия в уровнях развития регионов страны, удалённость и малонаселённость отдельных территорий, низкий уровень жизни части населения.
Сегодня отрасль телекоммуникаций претерпевает ряд изменений, которые должны ускорить переход к информационному обществу и усилить конкуренцию. В рамках реформы отрасли Министерство предлагает пять ключевых мер:
1. Переносимость мобильного номера.
2. Внедрение принципа технологической нейтральности.
3. Распределение частот на основе аукционов.
4. Перераспределение затрат фонда универсальной услуги для развития услуг ШПД.
5. Либерализация правил пропуска трафика и новое регулирование межоператорских тарифов.
Таким образом, можно сделать вывод, что и бизнес и государство ставят перед собой общие задачи, направленные на развитие телекоммуникационных услуг. Меры государственной поддержки, инвестиции и инновационные проекты телекоммуникационных компаний, позволят приблизить важнейшие показатели отрасли к мировым.
- Введение
- 1. Место телекоммуникаций в сфере услуг
- 1.1 Направления развития услуг в РФ
- 1.2 Рынок телекоммуникаций и перспективы его развития
- 1.3 Качество обслуживания как инструмент развития рынка
- 2. Анализ хозяйственной деятельности ОАО МГТС
- 2.1 ОАО МГТС и его место на современном рынке телекоммуникационных услуг
- 10. Пути повышения качества услуг и обслуживания населения.
- 7. Сфера услуг
- 1.6. Сфера услуг.
- Способы совершенствования качества услуг гостиничного предприятия
- 11. Сфера услуг
- 15.11. Качество туристских услуг. Факторы повышения качества туристских услуг
- 2. Повышения качества услуг социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства
- 2.3.3 Направления совершенствования качества обслуживания