logo search
Совершенствование деятельности по повышению качества обслуживания на предприятиях сферы услуг

1.1 Направления развития услуг в РФ

Сфера услуг является одним из главных видов деятельности, связанным с функционированием и развитием всех отраслей экономики как страны в целом, так и отдельно взятых регионов, а также с удовлетворением жизненно важных потребностей человека. Судя по мировой практике, удельный вес добавленной стоимости в сфере услуг на порядок выше, чем в промышленном и сельском хозяйстве. В связи с этим, ускоренное развитие сферы услуг выступает в качестве важнейшего фактора, увеличения темпов роста валового внутреннего продукта.

Услуги - это различные виды деятельности человека, в результате которой не создаются материальные блага, и которые относятся к непроизводственной сфере. При этом сектор услуг является важной частью реального сектора экономики.

Услуги, оказываемые населению, по назначению подразделяются на материальные и нематериальные:

Материальная услуга - удовлетворяет материально-бытовые потребности потребителя услуги. Обеспечивает восстановление (изменения, сохранение) потребительских свойств изделий и изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. Сюда же могут быть отнесены работы, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, услуги общественного питания, розничной торговли, транспорта и другие. В связи с этим необходимо отметить, что некоторые объекты регулирования, для которых устанавливаются обязательные требования (хранение, перевозка, реализация), представляют такие услуги, результат которых имеет материальную форму и связан с продукцией, в частности с отдельными стадиями жизненного цикла продукта.

Нематериальные услуги, они же социально-культурные, являются услугами по удовлетворению интеллектуальных, духовных потребностей и служат для поддержания нормальной жизнедеятельности потребителя. Данные услуги не связаны с товаром в его материальной форме. Затраты труда на осуществление нематериальных услуг не учитываются в стоимости товара. К таким услугам относятся: здравоохранение, образование, банковские и консультационные услуги и многие другие.

Услуги бывают частные и коммерческие, добровольные и вынужденные, мгновенные и длительные, взаимные и анонимные, государственные, а так же платные и бесплатные.

С 1994 года Россия перешла на международную хозяйственную классификацию видов экономической деятельности, в соответствии с которой к материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и производственные виды бытового обслуживания. Остальные отрасли национальной экономики, в том числе транспорт, связь, информационно-вычислительное обслуживание, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, ЖКХ отнесены к сфере услуг.

Отечественная сфера услуг длительное время сильно отставала по уровню развития от аналогичного сектора экономики большинства государств Западной Европы и Северной Америки. В 1970-1980-х гг. во многих странах начался период бурного роста сервисного сектора, в экономике СССР же сфера услуг играла не ведущую роль, несмотря на выдающиеся достижения в области образования, здравоохранения, культуры и других сервисных отраслей. Это связано с жестким государственным регулированием, отсутствием полноценных рыночных отношений между производителями и потребителями услуг, негибкость производителей услуг при изменении спроса и предпочтений потребителей, практически полное отсутствие конкуренции среди организаций сферы услуг, механизм финансирования сервисного сектора по "остаточному" принципу, а также почти абсолютная закрытость отечественной сферы услуг от внешнего мира.

Вначале 1990-х гг. в России повсеместно наблюдалось снижение темпов производства, уменьшение реальных располагаемых доходов населения, волна массовых сокращений. Люди были вынуждены отказываться от потребления услуг на регулярной основе, что весьма затронуло не только сферу быта, но и учреждения культуры, кафе и рестораны, гостиницы. В целом среднегодовые темпы прироста потребления платных услуг снизились в 1991-1995 гг. на 24,9%. На это сильно повлияли теневые отношения, охватив многочисленные виды экономической деятельности, они затронули и функционирование отечественного сектора услуг.

К началу третьего тысячелетия кризис в потреблении услуг, имевший место в период перехода от социалистической плановой экономики к рыночным отношениям, в целом был преодолен. Стабилизация экономики страны позитивно повлияла и на сервисную сферу - наметились тенденции к увеличению предложения услуг, появлению их новых видов, совершенствованию качества и как результат - повышению спроса на услуги и изменению его конъюнктуры.

Многие специфические черты российской экономики, в том числе и сферы услуг, обусловлены особенностями регионального экономического развития. В то время, как в большинстве существующих стран проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию, в России проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая.

Сфера услуг занимает доминирующее положение в экономике многих стран мира с различными типами политического устройства, уровнем экономического развития, территорией, численностью населения, социокультурными особенностями. И хотя в одних странах вполне сложилась сервисная экономика, а в других сфера услуг не играет столь заметной роли, в целом можно говорить об увеличении значимости сервисного сектора в глобальном экономическом пространстве.

Российская сфера услуг, долгое время не относившаяся к приоритетным направлениям народного хозяйства, претерпела за последние годы кардинальные изменения. Общемировые социально-экономические тенденции и процессы реформирования отечественной экономики, безусловно, способствовали не только достижению российской сервисной сферой высоких темпов роста, но и созданию в настоящее время очевидных предпосылок для ее дальнейшего развития.

Сфера платных услуг - это обобщенное обозначение видов деятельности и некоторой совокупности разнородных отраслей народного хозяйства, функционирование которых направлено на создание определенной потребительной стоимости в форме конкретного труда и его полезного эффекта, удовлетворяющих личные потребности людей, общественного производства, национальной экономики и общества в целом.

Объем платных услуг - отражает общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказание ему (или членам его семьи) услуг или организацией (предприятием), в которой он работает. Объем платных услуг включает объемы услуг, оказанных населению крупными, средними организациями, малыми и некорпоративными предприятиями, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица на индивидуальной основе.

Таблица 1.1 Динамика объема платных услуг, оказываемых населению

Годы

Млн. руб.

В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

Цепной темп роста (в процентах)

Базисный темп роста (в процентах)

2000

602755

104,7

-

-

2005

2271733

106,3

376,9

376,9

2006

2798901

107,6

123,2

464,3

2007

3424731

107,7

122,3

568,2

2008

4079603

104,3

119,1

676,8

2009

4504455

97,5

110,4

747,3

2010

4943482

101,5

109,7

820,1

2011

5540654

103,2

112,1

919,2

2012

6036839

103,5

108,9

1001,5

Объем платных услуг формируется на основании данных форм федерального государственного статистического наблюдения и экспертной оценки скрытой и неформальной деятельности на рынке услуг по утвержденной методике.

Таблица 1.2 Структура платных услуг, оказываемых населению

2000

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

В % к итогу

Млн. руб.

Все оказанные услуги

100

100

100

100

100

100

100

100

100,0

6036839

Бытовые

14,6

10,1

9,9

9,7

9,9

9,9

9,9

9,6

9,9

595026

Транспортные

25,8

21,5

21,2

20,9

21,6

20,3

19,0

19,3

19,6

1182146

Связи

11,2

18,5

18,6

19,9

19,7

19,5

19,2

18,8

18,7

1126643

Жилищные

6,1

5,3

5,6

5,4

5,2

5,5

5,8

5,9

5,9

357024

Коммунальные

14,2

18,3

18,0

17,6

17,6

19,3

21,1

21,8

21,1

1277647

Средства размещения

2,6

2,7

2,7

2,6

2,4

2,3

2,3

2,3

141012

Услуги культуры

1,7

2,3

2,2

1,7

1,6

1,7

1,7

1,6

1,6

98589

Туристические

1,8

1,5

1,6

1,6

1,8

1,7

2,0

2,0

2,0

121545

Физической культуры и спорта

0,4

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

37475

Медицинские

4,6

4,8

4,9

4,7

4,8

4,9

5,1

5,2

5,5

333895

Санаторно-оздоровительные

2,8

1,6

1,5

1,4

1,4

1,4

1,2

1,2

1,3

75622

Ветеринарные

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,2

10417

Правового характера

5,2

2,3

2,5

2,6

2,5

1,9

1,7

1,6

1,4

83546

Системы образования

6,9

6,7

6,9

7,1

7,0

6,9

6,6

6,3

6,3

378931

Социальные услуги, для граждан пожилого возраста, инвалидов

0,1

0,1

8200

Другие услуги

4,7

3,6

3,6

3,9

3,5

3,8

3,6

3,5

3,5

209120

Расширение спектра предоставляемых услуг на платной основе внесет существенный вклад в повышение качества социального обслуживания населения. На полученные средства учреждения могут приобретать современное оборудование, стимулировать работу специалистов и сотрудников.

Сейчас ускоренно развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений. То есть развивается рынок платных услуг.

Рост информационно-телекоммуникационного рынка в России в последние годы превышал 28%. Наиболее динамично развивающимися сегментами этого рынка являются информационные технологии, а также разработка и продажа программного обеспечения. Рассмотрим более подробно рынок телекоммуникационных услуг в России.