3. Анализ возможностей компании с учетом положения дел в отрасли
В настоящее время в нашей стране, да и во всем мире, стоматологическая отрасль стремительно развивается. Рынок услуг расширяется день ото дня, предлагая все новые и новые методики и материалы.
По сравнению с медицинским рынком уровень стоматологии в России достаточно высок. Сегодня российская стоматология во многом интегрирована в мировую, есть врачи и клиники международного уровня, работающие по международным протоколам. Но на среднем уровне предоставления стоматологических услуг российские клиники и специалисты уступают развитым странам.
Эксперты сходятся во мнении, что это происходит во многом из-за невысокого качества университетской подготовки в большинстве российских вузов, хотя в элитном сегменте и уровень образования медиков, и уровень услуг достаточно высокий, и рынок в целом продолжает поступательно развиваться.
Клиники, приобретающие и внедряющие у себя передовые технологии и новые достижения современной науки, обладают существенным конкурентным преимуществом. Это позволяет им динамичнее развиваться и привлекать большее количество пациентов по сравнению с менее прогрессивными конкурентами.
В стоматологической отрасли к ключевым факторам успеха можно отнести:
- высококвалифицированные кадры и наличие в клинике современных, хорошо зарекомендовавших себя технологий и материалов;
- комплексное качественное лечение и внимательное отношение к пациентам;
- удобное месторасположение клиники;
- грамотный менеджмент клиники.
По неофициальным оценкам, объем российского рынка стоматологии в 2014 г. составил порядка 260 млрд. руб., а основная часть рынка приходилась на Москву, Санкт-Петербург и города-миллионеры.
Жизненный цикл отрасли оказания стоматологических услуг в целом следующий:
- темпы роста - стабильные;
- доля рынка - значительная;
- перечень предоставляемых услуг - устоявшийся (с небольшими усовершенствованиями);
- финансовые показатели - большая доля наличных денег, отсутствие задолженности;
- стабильность доли рынка - глубокая;
- вхождение в рынок - относительно несложное.
Особенностью рынка стоматологических услуг является низкая распространенность сетевого формата. Клиники неохотно структурируются в сети. Первоначально в структуре частной медицины преобладали частные врачи - их доля составляла до 60% от общего объема предложений, а на сегодня сократилась до 25%. Важнейшими трендами в области стоматологических услуг эксперты считают активное развитие имплантологии, поскольку в этой нише велика конкуренция среди производителей, а сама технология позволяет за один раз эффективно решить проблему пациента.
Наиболее распространенным типом стоматологического предприятия в России являются несетевые клиники и частные кабинеты: их насчитывается около 73%. На долю сетевых предприятий приходится 27% от общей численности стоматологических клиник (рисунок 1).
Рисунок 1 - Сегментация стоматологических клиник по сетевому принципу (по количеству клиник), %
Сетевые клиники развиваются и в городах-миллионерах, на остальной территории России в основном представлены несетевые клиники или частные кабинеты. В г. Барнауле на сегодняшний день работает более 150 частных стоматологических клиник и кабинетов.
Цены на услуги косметической и эстетической стоматологии на рынке г. Барнаула в настоящее время достаточно высокие и составляют интервал от 2100 до 4700 руб. за один чек (разовое посещение).
В ближайшие 1,5-2 года на данном рынке будут наиболее заметно проявляться две ценовые тенденции: с одной стороны, из-за возрастания конкуренции цены будут снижаться (ориентировочно на 5% в год); с другой стороны, из-за инфляционных процессов их номинальный размер будет увеличиваться и составит 3300-6100 руб. к концу 2015 г.
Основные конкуренты ООО «Дентальная мастерская Андрющенко»:
- ГБОУ ВПО АГМУ Минздрава России «Стоматологическая поликлиника» - те же виды стоматологических услуг, цены ниже примерно на 25%, наличие детского отделения.
- ООО «Стоматологическая фирма «Кариб-плюс» - цены выше в среднем на 30%, больший перечень оказываемых услуг, лечение в кредит.
- ООО «Ваш стоматолог» - цены в среднем такие же, выше примерно на 10% на сложные косметические виды ортопедического пособия.
- ООО «Новодент» - отсутствие на одной площадке с клиникой зуботехнической лаборатории, цены выше в среднем на 7%.
- ООО «Денталия» - неудобное месторасположение, нет комплексности услуг, в более низкой ценовой категории.
Далее проведем анализ сильных и слабых сторон ООО «Дентальная мастерская Андрющенко» на основе SWOT-анализа.
маркетинговый организационный проект экономический
Таблица 3 - Расширенная SWOT-матрица анализа ООО «Дентальная мастерская Андрющенко»
Сильные стороны: - Качество услуг и обслуживания клиентов. - Удобное расположение клиники. - Применение современных дорогостоящих материалов и оборудования. - Наличие в составе собственной зуботехнической лаборатории. - Высококвалифицированные кадры. - Особая доверительная, дружественная атмосфера, коллективный дух, культивируемый в организации как внутри профессионального коллектива, так и устанавливающийся в цепочке администратор - врач - ассистент - пациент. - Работа в выходные и праздничные дни. - Возможность оплаты за наличные и по безналичному расчету. |
Слабые стороны: - Высокие цены по сравнению с некоторыми конкурентами. - Только для клиентов старше 18 лет. - Низкая известность клиники. - Неполный охват рынка. - Низкая доля рынка. |
|
Возможности: - Повышение спроса на основные виды услуг. - Повышение уровня жизни населения. - Очередь и отсутствие талонов в государственную стоматологию. - Наличие на рынке сегментов потенциальных потребителей (лечение детей). |
Угрозы: - Появление новых конкурентов. - Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов. - Нестабильное финансовое положение клиентов. - Ухудшение политической обстановки. - Высокие налоговые ставки, проведение плановых и внеплановых проверок органами контроля и надзора. - Колебания курса евро и доллара. |
Вероятных угроз, имеющих фатальные последствия для ООО «Дентальная мастерская Андрющенко», во внешней среде нет. Однако такие угрозы как появление новых и усиление позиций существующих конкурентов, снижение доходов и платежеспособности населения, высокие налоговые ставки, колебания курса евро и доллара имеют высокую вероятность возникновения и могут привести к тяжелым последствиям для организации в виде ухода пациентов к конкурентам, снижения спроса, выручки и прибыли. Соответственно возникнут трудности с налоговыми платежами и другими обязательными отчислениями, выплатой заработной платы сотрудникам, закупкой товара и его оплатой и прочее.
Такие угрозы внешней среды как контрольные мероприятия со стороны органов надзора и контроля имеют высокую вероятность с легкими последствиями. Организация имеет лицензию, сертификаты на материалы и медикаменты, соблюдает положения Закона «О защите прав потребителей» и санитарно-эпидемиологического законодательства, поэтому итоги потенциальных проверок не могут иметь тяжелых последствий для клиники.
Для ООО «Дентальная мастерская Андрющенко» высока вероятность использования следующих возможностей рынка: повышения спроса на услуги; повышения уровня жизни населения; наличие на рынке сегментов потенциальных потребителей, причем как в демографическом, так и в географическом сегменте.
При этом данные возможности могут быть положены в основу стратегии на рынке медицинских услуг в сфере стоматологии (стратегия развития рынка и стратегии развития товара). Средняя вероятность и умеренное влияние на клинику возможных угроз имеет место для такой возможности как внедрение новых услуг в клинике. Это связано с тем, что введение новых услуг всегда сопряжено с затратами на маркетинг (рекламу, стимулирование сбыта), что увеличивает издержки обращения. ООО «Дентальная мастерская Андрющенко» кроме всего прочего, будет поддерживать конкурентоспособность, удерживая цены в диапазоне тарифов основных конкурентов с отклонением плюс-минус 3%.