1. Понятие службы по связям с общественностью в коммерческих структурах и ее назначение
Когда-то, 10 лет назад, на заре PR в России, первыми его практическую ценность почувствовали политики, которые начали активно пользоваться неведомой доселе наукой. Поэтому в сознании многих PR прочно связан именно с политикой.
Но наука эта не стояла на месте, завоевывая все новые и новые сферы применения. Наконец дошла очередь и до бизнеса. Оказалось, что решать свои бизнес-задачи можно не только старыми методами, но и силами паблик рилейшнз. Хотя понимание со стороны бизнес-элиты этих возможностей появилось только сейчас. До сих пор все ограничивалось штатом департамента по связям с общественностью, основной задачей которого была рассылка пресс-релизов и ответы на звонки, попадающие не по адресу.
Связи с общественностью важны для любой коммерческой структуры.
Во-первых, уровень минимальной PR-достаточности в коммерческой структуре определяется наличием должности менеджера но рекламе, реализующего наряду е рекламной и PR-функцию.
Во-вторых, в любой коммерческой структуре присутствует осознанная необходимость осуществления лоббистской функции. Следовательно, возникает должность менеджера по связям е государственными (в других случаях -- с государственными и общественными) организациями, от которого требуется постоянная работа по установлению и поддержанию соответствующих позитивных контактов.
В-третьих, крупные коммерческие фирмы озабочены построением внутрифирменных (корпоративных) связей с общественностью и е этой целью вводят должности менеджеров но персоналу либо им подобные, С этой должностью в крупных фирмах зачастую тесно соседствует еще одна --- координатора обучения (координатора тренинговых программ).
В PR-подразделении коммерческой структуры чаще присутствуют социологи или даже целые исследовательские группы. То же можно сказать о специалистах в области индивидуальной и групповой психологии. Не слишком часто, но все же встречаются менеджеры, специально отвечающие за спонсорскую деятельность и т.д.
Если создавать идеальную модель PR-службы в крупной коммерческой структуре, то обычно эту службу курирует один из представителей высшего менеджмента -- вице-президент фирмы, заместитель генерального директора и т.п. В PR-службе выделяются подразделения, занимающиеся следующими вопросами:
-- заказ маркетинговых, социологических, политологических и прочих исследований, их анализ и синтез, разработка программ по формированию общественного мнения или изменения его в пользу фирмы, организация тендеров и выбор специализированных PR-агентств для возможной совместной работы;
-- создание корпоративных связей с общественностью, формирование имиджа фирмы среди широких слоев населения, коммуникации с лидерами, создающими общественное мнение, официальными политиками, лоббистами, деятелями культуры, учеными и пр.;
-- взаимодействие со СМИ, организация пресс-конференций, подготовка пресс-релизов, статей, радио- и телепередач, брошюр, каталогов, бюллетеней, отчетов о коммерческой и общественной деятельности фирмы, включая спонсорство, благотворительность, пожертвования;
-- организация презентаций фирмы и производимых ею товаров и услуг, семинаров, экскурсий на фирму, юбилеев и других торжеств;
-- внутрифирменные PR: оптимизация кадровой политики фирмы, создание системы внутрифирменного статуса, поддержка программ по работе с молодыми сотрудниками, ветеранами, пенсионерами, представителями разных национальностей и конфессий, участие в разработке и проведении акций социального, культурного, спортивно-оздоровительного характера, планирование и осуществление мероприятий на период нерабочего времени сотрудников фирмы.
Имидж лидеров политики и бизнеса -- гораздо более серьезный вопрос, чем это представляется на первый взгляд.
Реально это отражение внимания к своим избирателям, своей аудитории, своим клиентам. Человек, имидж которого не соответствует ожиданиям, не может рассчитывать на долгую карьеру ни в политике, ни в бизнесе.
Западный опыт говорит: чем выше место, на которое претендует фирма, тем более значимыми должны быть ее позиции в массовой коммуникации. Ведь большую часть своих знаний мы получаем путем коммуникации, а не через непосредственный опыт.
Таким образом, имидж человека или организации формируется как бы по двум основным направлениям. С одной стороны, это будет соответствие требованиям канала массовой коммуникации.
В русле этого направления -- манера одеваться, говорить, стрижка, взгляд, поза, жесты, мимика. Все это даст 69% информации, которая не продублируется в словах. Именно исходя из этих сведений, человек делает свои основные выводы, поскольку известно, что оценка собеседника формируется уже в первые пятнадцать секунд.
Второе направление в формировании имиджа -- это те характеристики, которые аудитория считает важными: доверие, авторитет, профессионализм. В каждом отдельном случае эти характеристики могут различаться, но при этом значительный их объем будет совпадать. Меняя облик Гельмута Коля, специалисты по ПР успокоились только тогда, когда социологические опросы показали: теперь немцы считают, что у Коля можно купить подержанную машину. А это для Германии высший уровень доверия!
Именно за веру к себе борется западный политик. К этому же должен стремиться и бизнесмен. Вспомним, какой вес когда-то имело купеческое слово в торговой среде. В рамках западного контекста есть четкая максима: честным быть выгодно. Рано или поздно обман раскрывается, и фирма понесет куда большие убытки, чем тот временный выигрыш, который она получила.
Та или иная марка продукта (бренд) выступает в роли символа всей организации с соответствующими требованиями к нему.
Бренд в этом плане мы можем трактовать как коммуникативное сообщение (кстати, с определенными ограничениями в этом плане мы можем рассматривать и сам товар в качестве коммуникативного сообщения, но материального плана). Мы реагируем на надпись йогурт или кефир только на первом этапе, потом нас интересует соответствие "слова и дела".
Имидж конкретного бизнесмена становится конкретной экономической ценностью. Так, в статье, посвященной распаду структур Довганя, все же делается вывод, что его раскрученное лицо все равно стоит 10-15 миллионов долларов. Те же слова можно сказать об имидже бизнес-структуры. Журнал "Эксперт" (2008, № 16) привел ряд рейтингов компаний. Сама формулировка каждой этой группы отражает составляющую репутации компании. Приведем название рейтинга вместе с той структурой, которая попала на первое место.
Способность снискать в деловом сообществе поддержку в нестабильной ситуации |
Московские железные дороги |
|
Привлекательность компании как место работы для специалиста |
РАО "Газпром" |
|
Обладание четко распознаваемым имиджем |
Кондитерская фабрика "Красный Октябрь" |
|
Наличие в компании высококвалифицированного руководства |
Кондитерская фабрика "Красный Октябрь" |
|
Умение задавать тон, быть лидером в своей отрасли |
Ликероводочный завод "Кристалл" |
|
Успех в завоевании российского рынка |
Кондитерская фабрика "Красный Октябрь" |
|
Привлекательность для инвестиций |
РАО "Газпром" |
|
Успех в завоевании зарубежного рынка |
РАО "Газпром" |
Если репутация складывается из данных составляющих, то симпатии, как считают авторы журнала вещь эмоциональная, вкусовая. Рейтинг симпатий от 1 (очень неблагоприятное мнение о компании) до 5 (очень благоприятное) получил следующий вид:
Двадцать наиболее симпатичных компаний
Пивзавод Балтика" |
4,42 |
|
Ликероводочный завод "Кристалл" |
4.40 |
|
Кондитерская фабрика "Красный Октябрь" |
4,34 |
|
Гостиница "Кемпински Балчуг" |
4,09 |
|
Лианозовский молочный комбинат |
4.06 |
|
Кондитерская фабрика им. Бабаева |
4,02 |
|
РАО "Газпром" |
3,96 |
|
Кондитерская фабрика "Рот Фронт" |
3,94 |
|
Инкомбанк |
3,91 |
|
Пивзавод "Тверь" |
3.91 |
|
"Московская сотовая связь" |
3,88 |
|
НК "Лукойл" |
3,86 |
|
Гостиница "Рэдиссон Славянская" |
3,84 |
|
"Менатеп" |
3,83 |
|
Гостиница "Метрополь" |
3,83 |
|
"Мобильные телесистемы" |
3,83 |
|
Очаковский пивзавод |
3,83 |
|
Сбербанк РФ |
3,82 |
|
Черкизовский мясоперерабатывающнй комбинат |
3.81 |
|
Гостиница "Савой" |
3,75 |
Понятна приоритетность в этом списке производителей "вкусных товаров". Однако в нем свое место заняли и банки.
- 1. Основные цели паблик рилейшнз в бизнесе. Pr и современный менеджмент
- Раздел III. Основные направления использования pr в бизнесе Лекция 8. Pr в бизнесе, менеджменте, маркетинге. Pr и реклама План
- Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- 5.4. Этика современного бизнеса и pr
- Глава VI. Pr-рынок современной россии
- Социальная ответственность, этика бизнеса и pr: бизнес, государство и общество в современной России
- Pr в шоу-бизнесе
- Бизнес pr
- Тема 15. Pr в бизнесе. Маркетинговое исследование как элемент pr- деятельности бизнес–организации
- Тема 15. Pr в бизнесе. Маркетинговое исследование как элемент pr- деятельности бизнес–организации