logo
Взаимодействие служб Public Relations со СМИ при подготовке и проведении PR-кампаний

1.2.2.3 Интернет как эффективное средство массовой информации

Один из исследователей СМИ дает такое определение Интернету: «Это всемирная система добровольно объединенных компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных. Интернет образует всемирную (единую) информационную среду -- обитель оцифрованной информации» Свободная энциклопедия [Электронный ресурс] www.wikipedia.org .

Интернет для PR специалиста - это глобальная совокупность виртуальных коммуникативных возможностей и новая информационная реальность, способная оказывать существенное влияние на механизмы управления восприятием.

Ядро современной аудитории российского Интернета составляют молодые люди в возрасте от 20 до 28 лет, среди профессиональных групп наиболее широко представлены студенты и учащиеся, а также специалисты и руководители различного уровня Чумиков Т. Стратегии эффективного позиционирования корпоративных интересов в сети Интернет [Электронный ресурс] // PR - библиотека Международного пресс-клуба [сайт]/ - Режим доступа: http://pr-club.com/PR_Lib/TChumikov-diplom.doc.

Рассмотрим, какие основные типы коммуникации внедряются (упрощаются и удешевляются) в Интернет:

1. Человек - компьютер. Интернет позволяет человеку получать информацию от компьютера независимо от физического расположения человека или посылать и сохранять информацию на этом компьютере. Интернет выступает своеобразным депозитарием информации. В качестве приемника и передатчика это информации может выступать сотовый телефон или смартфон.

2. Человек - человек. Любой пользователь может вступать в коммуникацию с любым другим и осуществлять все виды передачи информации: с помощью текста (электронная почта), голоса (Интернет-телефония) и изображении (видеотелефон, конференция или вещание в сети).

3. Один человек - много людей. Традиционный тип массовой коммуникации, когда информация посылается большому числу людей одновременно, глобализируется и удешевляется. В качестве депозитария информации Интернет вводит «пригласительный» аспект, то есть позволяет создавать архивы, которые могут быть использованы при желании огромным количества людей.

4. Много людей - один человек. Вид коммуникации, позволяющий собирать информацию многих людей и систематизировать ее.

5. Много людей - много людей. Коммуникация, поддерживающая одновременно общение огромного количества людей по всему миру. До возникновения Интернета это тип коммуникации выполнялся телевизионными мостами Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: учебник. - 5е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008..

Вот какое определение дает интернетовским сайтам один из их исследователей: «Сайты в Интернете -- это издания, не относящиеся, как правило, к массовым СМИ, так же как школьные стенгазеты, заводские малотиражные газеты, объявления на заборе, библиотеки. Распространение информации в Интернет имеет такую же природу, что и слухи в социальной среде. Если к информации есть большой интерес, она распространяется широко и быстро, нет интереса -- нет распространения» Гребенников В. Интернет-брендинг или брендинг в Интернете? Интернет как дополнительный маркетинговый канал // "Бренд-менеджмент", №3, 2001 г..

Чтение информации, полученной из Интернета или любой другой сети ЭВМ, относится, как правило, к непубличному воспроизведению произведения.

К основным типам сетевых ресурсов можно отнести: электронные издания, Интернет-радиостанции, базы данных (платные и бесплатные), словари, энциклопедии, справочные материалы, электронные библиотеки, каталоги и поисковые системы, развлекательные порталы А. Чумиков А. «Связи с общественностью». -- Москва: «Дело», 2000..

Отличительной чертой сети является постоянное присутствие и свобода выбора пользователя, а также возможность распространения личной информации. Реализуя все больше потребностей, предоставляя людям удобную площадку для прямого взаимодействия, сеть формирует структуру «коллективного разума», функционирование которого в принципе невозможно как-либо контролировать или ограничивать, так как он не привязан к конкретной территории, а количество устройств, на которых работает «коллективный разум» не ограничено.