logo
commerce

12.2. Организация экспортно-импортных операций

Торговые организации и предприятия могут осуществлять внешнеторговые операции по собственной инициативе или инициативе вышестоящих органов (объединений, ассоциаций) и других предприятий, занимающихся организацией внешнеторговых операций, путем заключения контрактов с иностранными фирмами.

В большинстве случаев, чтобы совершить внешнеторговую сделку, необходимо иметь собственные экспортные ресурсы, т. е. вначале продать товар, а затем купить нужные изделия. Благоприятные возможности для этого имеет, например, потребительская кооперация России, располагающая определенными экспортными ресурсами, получаемыми путем закупок, а также производимыми на собственных предприятиях.

Кооперативные организации и предприятия осуществляют закупки свыше 70 видов сельскохозяйственных продуктов и сырья, дикорастущей продукции и вторичного сырья. Организации потребительской кооперации поставляют на внешние рынки такие виды сельскохозяйственной и дикорастущей продукции и сырья, как мед, орехи (грецкие, фундук, лещина, арахис), семена тыквы, лекарственно-техническое сырье, грибы, клюква, брусника, морошка, свежие овощи и фрукты и др. Кроме того, кооперативные организации экспортируют различное вторичное сырье и промышленные отходы: рога, копыта, нестандартное кожевенное сырье, макулатуру, отходы лесопродукции, костру. Экспортируются также и продукты, находящие за рубежом большой спрос, но не пользующиеся им на внутреннем рынке (раки, лягушки, улитки и др.). Большую долю экспорта составляет продукция, производимая и перерабатываемая пищевыми предприятиями потребительской кооперации.

В практике внешнеторговых операций применяются такие формы экономико-финансовых связей между экспортерами и импортерами товаров, как бартер, клиринг, расчет в свободно конвертируемой валюте (СКВ).

Бартер — сделка, предусматривающая обмен определенного количества товара на обусловленное количество другого товара. Как правило, бартерная сделка не сопровождается переводом денежных средств со счетов покупателей на счета продавцов.

Клиринг — система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств.

Более совершенной формой финансовых расчетов является расчет в свободно конвертируемой валюте, позволяющий экспортеру использовать выручку в СКВ для расчетов с любым другим государством при двухсторонних внешнеторговых связях.

Организация внешнеторговых операций включает следующие этапы:

● изучение внешнего рынка и его конъюнктуры;

● формирование экспортных ресурсов для их реализации на внешнем рынке;

● поиск и выбор контрагента для заключения контракта;

● заключение и исполнение контрактов.

Изучение внешнего рынка должно помочь установить возможность успешной, т. е. с прибылью, продажи или обмена нашего товара на адекватную сумму денег или другой товар. Для этого необходимо изучить состояние рынка — его емкость, структуру, коммерческие условия реализации, основных конкурентов и т. д.

Экспортные ресурсы предприятия определяются прежде всего наличием конкурентоспособной на внешнем рынке продукции. Для того чтобы сделать продукцию конкурентоспособной, следует, в частности, проанализировать ресурсное обеспечение предприятия — сырьевое, финансовое, техническое, кадровое и т. д. При этом необходимо иметь в виду, что экономически выгодная внешнеторговая деятельность возможна лишь при поставках достаточно крупных партий товаров.

Важным элементом коммерческой работы по организации внешнеторговых операций является выбор контрагентов — зарубежных фирм — покупателей (продавцов) товаров. Найти нужную фирму можно либо по специальным товарно-фирменным или отраслевым справочникам, каталогам, рекламным указателям, публикациям в прессе и другим материалам, либо с помощью внешнеторговых организаций (структур). Среди перечисленных источников наибольшую пользу представляют фирменные справочники. Они охватывают большое число фирм, содержат реквизиты фирм (адрес, телекс, телефон, перечень вырабатываемых товаров, услуг, наименование банка), число их предприятий, объем продаж, прибыль, капитал и т. д. Выбирая контрагента, необходимо хорошо знать его реальное положение на рынке, показатели хозяйственной деятельности.

Техника оформления внешнеторговых операций включает:

● направление оферты (предложения);

● подтверждение заказа покупателем (продавцом);

● участие в переговорах;

● оформление и подписание контракта.

Основным документом, с помощью которого оформляется сделка, является международный контракт купли-продажи товаров. В нем оговариваются содержание договорных условий, порядок их исполнения и ответственность сторон. К числу основных элементов контракта относятся: преамбула (вводная часть), предмет контракта, объем поставок, цена, условия платежа, качество товара, сроки поставки, базисные условия поставки, порядок сдачи-приемки товара, условия о гарантиях и санкциях, арбитраж, форсмажорные обстоятельства (т. е. обстоятельства непреодолимой силы, которые могут помешать выполнению сделки), транспортные условия.

Процесс исполнения контрактов включает подготовку товаров к отгрузке, организацию их транспортирования, страхование товаров, финансовые расчеты.

При оформлении экспортных сделок на лицензируемые товары необходимо получить соответствующее разрешение (лицензию) на вывозимый товар.

Для пропуска товаров через границу отправитель должен заполнить грузовую таможенную декларацию.

Организация доставки товаров зарубежному партнеру предполагает наряду с выбором вида транспорта заключение договора на транспортирование товаров, а также обеспечение подготовки и отправки грузов. Наем и оплата (фрахтование) транспортного средства осуществляются различными способами, исходя из условий мирового рынка морских, железнодорожных, автомобильных и других видов перевозок.