1.2. М. Портер как основоположник туристического кластера
Впервые понятие кластер было использовано американским экономистом, профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером. Он дает следующее определение кластеру: «кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга»13. Кроме того
М. Портер подчеркивал, что «кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает простую сумму составных частей». Кластер представляет собой систему, которая характеризуется рядом отличительных признаков. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих субъектов. На ограниченной территории сосредоточивается критическая масса фирм родственных и поддерживающих отраслей, организаций, обеспечивающая экономию на масштабах производства и экономию на разнообразии, а также экономических ресурсов, информации, создается «сгусток» отношений, благодаря чему кластер достигает более высокой конкурентоспособности. Географические масштабы кластеров могут варьироваться от одного города или области до страны или даже ряда соседствующих стран. Достоинством этой теории является выделение принципиально нового структурного элемента в совокупности субъектов конкуренции, где кластеры представляют новый и дополнительный способ организации экономики, ее динамичного развития и принцип проведения государственной политики в регионах14.
М. Портер – основоположник кластерного подхода в экономике и другие исследователи считают, что одним из основных признаков кластера является территориальная локализация множества экономических субъектов основной и взаимодополняющих отраслей. Однако для установления факта существования на изучаемой территории туристского кластера только признака территориальной локализации предприятий недостаточно, необходимо использовать следующие признаки15:
-
Наличие уникальных туристских ресурсов.
-
Разработка и реализация конкурентоспособных туристских продуктов.
-
Существование на территории инфраструктуры, достаточной для организации туристской деятельности.
-
Наличие устойчивых экономических связей между организациями - производителями туристских услуг (предприятиями питания, транспорта, гостиницами и т.д.).
-
Возможность привлекать иностранных туристов и VIP-персон, что является доказательством туристской привлекательности данной территории.
-
Наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе.
Перечисленные признаки являются первым этапом формирования туристического кластера и, так называемыми, индикаторами наличия или отсутствия туристского кластера на исследуемой территории. Если в результате качественного анализа будет сделан вывод о том, что туристский кластер на территории существует, то можно приступить ко второму этапу.
Второй этап. На этом этапе необходимо идентифицировать туристский кластер, т.е. определить его границы, географический каркас, структуру и отличительные характеристики. Кластер как группа географически взаимодействующих компаний и организаций должен иметь территориальную привязку, свои географические границы и географический каркас.
Географический каркас формируют транспортные коммуникации (дорожная сеть, речные и морские коммуникации), которые соединяют между собой «опорные пункты» кластера в пределах его границ. «Опорные пункты» – это населенные пункты, представляющие интерес для организации туристской деятельности и обладающие необходимой для этого инфраструктурой. Кроме «опорных пунктов», туристский кластер может иметь «центры туристских потоков» – крупные населенные пункты, через которые в кластер прибывают туристы из других регионов и стран. Как правило, такие центры являются не только пунктами прибытия и убытия туристов, отправной точкой всех маршрутов, но и сами обладают мощными туристскими ресурсами.
Основные характеристики кластера (структура, географические границы, тип географического каркаса) используются в ходе идентификации кластера и проведения анализа его состояния (выявление конкурентных преимуществ и проблем, негативных факторов, препятствующих развитию кластера; анализ текущего положения кластера по сравнению с предыдущим периодом или с кластерами-конкурентами). Как показывает практика, географически кластер может иметь «ленточный», «звездочный» или «рассредоточенный» каркас, который во многом зависит от состояния транспортной инфраструктуры, специфики туристских ресурсов, наличия в кластере равнозначных городов (курортов), исторических и географических условий развития региона (страны). Как правило, туристские кластеры, специализирующиеся на пассивном, пляжном отдыхе, имеют «ленточный» географический каркас, при котором каждый курорт (город) сосредоточен на побережье моря или океана и является одновременно центром прибытия туристов в кластер. «Звездочный» каркас характеризуется наличием ярко выраженного «центра туристских потоков», через который туристы попадают в кластер16.
Для России характерен именно такой «звездочный» каркас туристских кластеров, что во многом объясняется неразвитостью транспортной инфраструктуры. «Рассредоточенный» каркас. Для него характерно наличие равнозначных городов и курортов, представляющих интерес для туристов и имеющих развитую транспортную инфраструктуру, поэтому туроператоры имеют возможность осуществлять заезд туристов через любую территорию кластера. Тип каркаса туристского кластера является не только его отличительной чертой, но и указывает на определенные проблемы его функционирования.
В ходе анализа необходимо также классифицировать туристский кластер по территориальному признаку17:
- межстрановой (кластер выходит за административные границы своей страны и интегрирован с территорий зарубежного государства);
- страна-кластер (кластер занимает всю территорию государства, экономика которого во многом ориентирована только на туристскую отрасль);
- региональный (находится в пределах своей страны).
В целом, идентификация туристского кластера позволяет сформулировать его основные характеристики, уникальный образ, а более конкретный анализ его состояния следует сделать в ходе третьего этапа исследования.
Третий этап. Определение состояния и степени развитости кластера. Существующие в мире кластеры находятся на разных этапах своего развития: есть слаборазвитые и «зрелые» туристские кластеры. Все туристские кластеры России являются слаборазвитыми. Для российских туристских кластеров характерно неравномерное развитие структуры и каркаса кластера. Это, в свою очередь, приводит к появлению «узких мест», которые значительно осложняют работу туроператоров и тормозят развитие всего кластера. Наиболее часто «узкими» местами российских кластеров становятся: гостиничный сектор (нехватка номеров в периоды высокого спроса), транспортные предприятия (дефицит билетов) и транспортная инфраструктура (пропускная возможность вокзалов и терминалов; транспортная доступность населенных пунктов, входящих в кластер).
Наиболее существенной проблемой любого туристского кластера России является отстающее развитие инфраструктуры, причем всех ее составляющих, особенно совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры: дорог, наземной инфраструктуры авиации, флота, железнодорожного транспорта.
Развитие хорошо функционирующих кластеров составляет один из самых существенных шагов на пути к развитой экономики. Вообще наличие успешных и сильных кластеров – это атрибут развитой экономики. В развивающейся экономике образование кластеров сдерживается низким уровнем образования, слабой научно- исследовательской деятельностью, а также отсутствием требовательного местного спроса.
Объективные предпосылки для возникновения кластера были сведены М. Портером в знаменитый «ромб конкуренции». Помимо традиционных факторов – конкурентной среды, условий спроса и наличия поддерживающих производств – на конкретной территории должны быть созданы (а не унаследованы) такие специализированные факторы, как квалифицированные кадры, инфраструктура и капитал. Создание этих специализированных факторов требует длительных и устойчивых инвестиций, которые сложно повторить. Это и создает кластеру конкурентное преимущество, копирование которого затруднительно.
По М. Портеру, кластеры вырастают только там, где все необходимые факторы, ресурсы и компетенции сосредотачиваются, достигают определенного масштаба, некоторого критического порога и приобретают ключевую роль в определенной экономической сфере с решающим и устойчивым конкурентным преимуществом над другими регионами за счет более высокой производительности, развития инноваций и новых видов бизнеса. Учитывая неравномерность распределения туристского потенциала на территории России, а также различный уровень развития туристской инфраструктуры, в основе разработки стратегических направлений развития туризма должен лежать принцип зонирования территории страны в зависимости от степени сформированности регионального туристского предложения для продвижения на внутреннем и международном рынках.
- Глава 1. Туристско-рекреационный кластер – как вид особой экономической зоны его развитие и оказания услуг в сфере туризма
- 1.1. Туристско-рекреационная зона и цель ее создания
- 1.2. М. Портер как основоположник туристического кластера
- 1.3. Оренбургская область и город Соль-Илецк - как туристический объект с состоятельным естественным потенциалом
- Глава 2. Разработка туристическо-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк Оренбургской области
- 2.1. Основные тенденции развития туристско-рекреационного комплекса Оренбургской области
- 2.2. Формирование кластеров туристско-рекреационного типа на территории региона
- 2.3. Проблемы и перспективы формирования и развития туристическо-рекреационного кластера в городе Соль-Илецк Оренбургской области