logo
Агрессивность и эмоциональное выгорание

2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи агрессивности и эмоционального выгорания

Результаты проведение теста «Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильин и П.А. Ковалев, методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.

На рисунке 1. по результату проведенного исследования мы отразили преобладающие качества личностной характеристики склонности к агрессии и конфликтности.

Рис. 1. Результаты по методике теста «Личностная агрессивность и конфликтность» (результаты приведены в % доле).

Итак, по полученным результатам мы видим, что у врачей присутствует в большей степени вспыльчивость и обидчивость.

Результаты распределения врачей по сформированности фаз синдрома эмоционального выгорания представлен на рисунке 2.

Из рисунка 2 мы видим:

  1. что у большинства врачей (46%) сформирована фаза резистенции.

  2. у 50% врачей фаза напряжения не сформирована не сформирована, фаза истощения у 49,3 %.

  3. у каждого третьего врача в стадии формирования находятся все три фазы:

Что показывает нам о том, что большая часть специалистов ощущает в процессе трудовой деятельности стресс и психоэмоциональное напряжение, что может провоцировать формирование симптомов эмоционального выгорания.

Рис 2. Сформированность фаз синдрома эмоционального выгорания у врачей.

Это также указывает на том, что врачи чувствуют психоэмоциональное напряжение, которое вызвано синдром эмоционального выгорания.

Рассмотрение симптомов фазы напряжения показал, что у 57% врачей симптом эмоционального выгорания «переживание психотравмирующих обстоятельств» сформирован (таблица 2). В фазе напряжения присутствующий симптом является более выраженным у врачей и показывает усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, какие вовсе неустранимы или трудноустранимые, раздражительность ими медленно растет, накапливает человек в свою очередь негодование и отчаяние. То что ситуация может быть не разрешима, это может привести к формированию других явлений «выгорания». Этот симптом находится в фазе формирования У 25% врачей.

«Неудовлетворенность собой» данный синдром сформированы у 3% врачей от всей выборки. Они чувствуют удовлетворенность собой, выбранной ими специальности, той должности, что они занимают, определенным для них обязанностями. Влияет механизм «эмоционального переноса» - энергия направлена на себя в большую сторону, чем во вне.

Таблица 2

«Сформированность симптомов фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания у врачей (в %)»

Симптомы

Не сформирован

Формируется

Сформирован

1

Переживание психотравмирующих обстоятельств

18

25

57

2

Неудовлетворенность собой

82

14

3

3

«Загнанность в клетку»

72

11

18

4

Тревога и депрессия

50

29

21

Фаза напряжения

50

32

18

Симптом «загнанности в клетку» сформирован у 16% врачей. Данный симптом выступает логическим продолжением развивающегося стресса. То есть психотравмирующие обстоятельства влияют на медработников, и притом, что и устранить их невозможно, они переживают чувство безысходности. Это состояние интеллектуально-эмоционального тупика.

У 21 % врачей сформирован симптом эмоционального выгорания, как «тревога и депрессия», данный симптом не сформировании у 50% испытуемых. Этот синдром обнаруживается в связи с профессиональной деятельностью в особо осложненных обстоятельствах, побуждающих к эмоциональному выгоранию как средству психологической защиты. Чувство неудовлетворенности работой и собой порождают мощные энергетические напряжения в форме переживания врачами ситуационной или личностной тревоги, разочарования в себе, в избранной профессии, в конкретной должности.

Результаты диагностики сформированности симптомов фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания представлены на рисунке 3.

Рис.3. Сформированность симптомов фазы напряжения синдрома эмоционального выгорания у врачей.

Симптом «неадекватного эмоционального реагирования» является наиболее выраженным в данной фазе, он сформирован у 57% врачей, у 29% врачей он находится в стадии формирования. Выраженность данного синдрома - несомненный «признак выгорания», он показывает, что врачи перестают улавливать разницу между двумя принципиально отличающимися явлениями: экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, демонстрируя последнее.

Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации» выражен у 29% врачей, в то время как у большинства медицинских работников он находится в стадии формирования. Данный симптом как бы углубляет неадекватную реакцию в отношениях с пациентами и коллегами. Следовательно, большая часть врачей испытывают потребность в самооправдании. Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, они защищают свою стратегию. При этом звучат суждения: «это не тот случай, чтобы переживать», «такие люди не заслуживают доброго отношения», «таким нельзя сочувствовать», «почему я должен за всех волноваться».

У 33 % врачей - симптом «расширения сферы экономии эмоций». 46% не сформировали данный симптом. Наличие такого симптома, говорит о том, что врачи устают на работе от разговоров, контактов от тех ответов на вопросы, и им уже совсем не хочется отвечать и в принципе общаться с близкими. И часто как раз члены семьи станут основной «жертвой» эмоционального выгорания. На работе врачи еще общаются так, как есть обязанности и поставлены нормативы, а дома могут замкнуться.

Симптом «редукции профессиональных обязанностей» сформирован у 46% врачей в данной выборке у 28% врачей данный симптом находится в стадии формирования. Редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, - пациентов обделяют вниманием. Врач не находит нужным дольше побеседовать с больным, побудить к подробному изложению жалоб. Анамнез получается скупым и недостаточно информативным.

Результаты исследования сформированности симптомов фазы резистенции синдрома эмоционального выгорания представлены на рисунке 4.

Мы выявили симптом «эмоционального дефицита», который сформировался у 29% врачей, соответственно у 43% этот симптом не выработан. Такой симптом проявляется в твердости, что человек эмоционально уже помогать пациентам не может. Не может войти в их положение на данное время и в данный момент, сопереживать и соучаствовать, отзываться на те ситуации в которые попадает их пациент, те что должны трогать, побуждение, усиление интеллектуальной деятельности, нравственную и волевую отдачу. Так же это свидетельствует об эмоциональном выгорании, другие факторы, например, тот опыт, что был недавно: что так давно, подобных ощущений не было, и человек может переживать их появление.

Рис.4. Сформированность симптомов фазы резистенции синдрома эмоционального выгорания у врачей.

Со временем данный симптом может усиливается и приобретать более сложную форму: все реже будут проявляться положительные эмоции, а отрицательные наоборот все чаще. Грубость, резкость, обиды, раздражительность, капризы – могут дополнять симптом «эмоционального дефицита».

У 29 % врачей сформирован симптом «эмоциональной отстраненности» у 21% врачей, данный симптом не сформирован, так же у большинства врачей, принимавших участие в исследование этот симптом не сформирован. Если данный симптом сформировался врач может абсолютно исключить свои эмоции из своей сферы профессиональной деятельности. Их практически ничего не будет волновать, ничто не будет вызывать эмоционального отклика - ни положительные моменты жизни, ни отрицательные. При это ни признаки ригидности, не исходный дефект эмоциональной сферы, а именно приобретенная за годы работа с людьми и окружением эмоциональная защита. Врач постепенно начинает работать, как робот, как автомат, что не имеет души. В остальных сферах он живет полными, состоятельными эмоциями.

Реагирование, без эмоций и чувств это на более яркий симптом «выгорания». Он сообщает о наличие профессиональной деформации личности и вполне сможет причинить ущерб окружающим людям, пациентам, обществу в целом. Если у врача присутствует симптом эмоционального выгорание, то их пациенты могут быть глубоко травмированы, так как чувствуют безразличие, проявленное к ним врачом.

У 29 % из всей выборки симптом «личностной отстраненности, или деперсонализации», при этом у большей части он также не сформирован. У 21% испытуемых симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». У большей части врачей он не сформирован.

Данный симптом проявляется на уровне физического и психического самочувствия. Обычно он образуется по условно-рефлекторной связи негативного свойства: многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, провоцирует отклонения в соматических или психических состояниях. Порой даже мысль о таких субъектах или контакт с ними вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство страха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострение хронических заболеваний.

Итоги нашего психологического исследования наличия сформированных симптомов фаз истощения синдрома эмоционального выгорания мы представим на рисунке 5.

Рис.5. Сформированность симптомов фазы истощения синдрома эмоционального выгорания у врачей

Итак, в после диагностики эмоционального выгорания у врачей мы определили то что, больше всего сформулированными являются следующие симптомы эмоционального выгорания, у 57% как переживание психотравмирующих обстоятельств уже сформированный симптом, у 57 % неадекватное эмоциональное реагирование, у 46% редукция профессиональных обязанностей.

Меньше всего у врачей сформулированными признаками эмоционального выгорания являются неудовлетворенность собой данный симптом - у 3% людей от всей выборки, «загнанность в клетку» симптом - у 18%.

Рассмотрим, насколько сформированы фазы. Результаты будут продемонстрированы на рисунке8.

Далее исследование анализа сформированности фаз у врачей, нам показывает, преобладание тех, у кого совершенно не выработана ни одна фаза (50%), у 25% врачей сформированными являются две фазы (33%), у 11% все фаза сформированы, у 14 % сформированы 2 фазы. (рис.6).

Рис.6. Результаты анализа совокупности сформированности фаз эмоционального выгорания врача

Анализ полученных данных нам показывает, все фазы формированы у 18% врачей.

Следовательно, большая часть специалистов - врачей обладаю сформировавшеюся фазу резистенции синдрома эмоционального выгорания, в том числе сформированы такой симптом, как неадекватное эмоциональное реагирование, редукция профессиональных обязанностей, переживание психотравмирующих обстоятельств.

На основе проведенного анализа нам следует отметить присутствие взаимосвязи эмоционального выгорания и наличия агрессивности на уровне выше среднего.

Для проверки статистической значимости выявленных взаимосвязей мы использовали ранговый коэффициент корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа представлены в таблице 3.

.

Таблица 3

«Результаты корреляционного анализа»

Фаза

Позитивная агрессия

Негативная

агрессия

конфликтность

показатели

напряжения

-0,127

-0,467*

0,39*

0,48**

резистенции

-0,39*

-0,12

0,39**

0,52**

истощения

-0,46*

-0,15

0,52**

0,50*

Синдром эмоционального выгорания

-0,47*

-0,245

0,51**

0,56**

*при р≤ 0,05 rкр =0,38; ** при р≤0,01 rКр =0,48

Таким образом корреляционный анализ показал, что существуют взаимосвязь эмоционального выгорания и наличия агрессивности у врачей различных специализаций. В частности чем выше выражен синдром эмоционального выгорания, тем выше уровни состояний связанные с непосредственно агрессией.

Если брать в качестве основы что значения коэффициента корреляции Спирмена по следующим принципам:

То получается следующее - синдром эмоционального выгорания умеренно связан с факторами позитивной агрессии и конфликтности. То есть выявленный уровень эмоционального выгорания приводит к обострению агрессии, которая является защитной реакцией организма на внешнее влияние и одновременно приводит к повышенной раздражительности и как следствие развитию конфликтных ситуаций.

Выводы

И так, в ходе данного исследования мы подтвердили, что выраженность синдрома эмоционального выгорания взаимосвязана с наличием агрессивности у врачей.

Таким образом можно говорить о том что мы установили связь между шкалами двух методик. Выявленные показатели по методике «Личностная агрессивность и конфликтность», коррелируется с данными полученными по методике диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.

То есть значения позитивной и негативной агрессии, как и значения конфликтности соответствует общим показателям форсированности фаз и симптомов синдрома эмоционального выгорания у врачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

То результатам данного исследования можно сделать следующие выводы. Синдром эмоционального выгорания наступает на фоне физического и психического истощения человека. Принципиально важным для успешной профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания является вопрос о личностных факторах, которые способствуя или препятствуют его возникновения и развития. Эмоциональное благополучие профессионала очень важно для всех профессий системы «человек-человек», а психическое состояние врача является одной из важнейших условий его труда и существенно влияет на состояние пациента. Собственно врачи преимущественно положительно относятся к своей профессии, считают ее нужной людям, осознают свою востребованность и настроены на повышение профессионального уровня и самореализации в выбранной сфере деятельности, но тем не менее вопрос об развитии агрессивности стоит достаточно остро.

Термин агрессия отличается от термина агрессивность, ибо агрессия – это вид действий или состояние, а агрессивность – черта характера, выработанная привычка реагировать на все агрессивно.

Теории агрессии, объясняющие по-разному, психологические механизмы возникновения агрессии. В психологических теориях, объясняющих природу и этиологию агрессивности, существует ряд отличных друг от друга подходов. Все они отражают воззрение и эмпирический опыт конкретных исследователей и психологических школ разного времени.

Используя обе методики выявления взаимосвязи развития синдрома эмоционального выгорания с наличием агрессивности у врачей, мы выявили что такая взаимосвязь присутствует. Чем выше уровень развития синдрома эмоционального выгорания, тем выше уровень агрессивности. Сразу стоит отметить, что данное явление может протекать незаметно, то есть агрессивность не обязательно может протекать в острой форме, таких как:

А в виде симптомов которые свойственны выгоранию, то есть:

Все эти факторы автоматически приведут не только к нервному срыву у медицинского работника, но и снижения его профессиональных качеств, что безусловно может отразиться на здоровье пациента. Данные действия совершенно не допустимы.

Следовательно, актуальность проблемы сохранения психического здоровья врачей определяется не только необходимостью преодоления негативных последствий синдрома эмоционального выгорания, но и профилактикой возникновения личностных деформаций, которая в значительной степени связана с развитием профессиональной идентичности как важной составляющей профессионализма медицинских работников.

Поэтому предотвратить такое заболевание помогут профилактические мероприятия, направленные на укрепление психологического здоровья.

Чтобы не допустить появления синдрома или усиление уже существующего феномена эмоционального выгорания, психологи рекомендуют научиться мириться с потерями. Начать борьбу с синдромом легче, когда смотришь своим страхам «в глаза». Например, потерянный смысл жизни или жизненная энергия. Нужно признать это и сказать себе, что вы начинаете все сначала: вы найдете новый стимул и новые источники силы. Этот же подход является важной составляющей для снятия симптомов зарождающейся агрессии.

Еще одно важное умение для врача, по мнению специалистов, - это способность отказываться от ненужных вещей, погоня за которыми и приводит к синдрому эмоционального выгорания, а как следствию и развитию агрессивного поведения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Акимова О.В. Коммуникативная компетентность студентов медицинского вуза/ О.В. Акимова, И.Ю. Аранович//Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. Т. 6. № 5. - С. 747.

  2. Акимова О.В. Структура личностных особенностей абитуриента медицинского вуза/ О.В. Акимова, А.В. Щибря, И.Ю. Аранович//Саратовский научно-медицинский журнал. - 2014. Т. 10. - № 2. - С. 311-314.

  3. Алмадакова О.А. Распространенность и факторы риска развития синдрома эмоционального выгорания у врачей-интернов (обзор зарубежной литературы)/ О.А. Алмадакова, Т.Ю. Ласовская //Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2016. - № 3 (92). - С. 93-97.

  4. Бабаев Т.М. Основные теоретические подходы к изучению агрессивности и агрессии в отечественной и зарубежной психологии/ Т.М. Бабаев, А.М. Калинова //В сборнике: Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы материалы VIII Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Российский университет дружбы народов; Научный редактор В. И. Казаренков. - 2015. - С. 631-638.

  5. Башилов Р.Н. Особенности проявления агрессивного поведения врачей и медсестер в условиях современной медицины/ Р.Н. Башилов, С.М. Башилова, Д.П. Дербенёв, С.В. Жуков, М.В. Рыбакова//Медицинская сестра. - 2019. № 2. - С. 3-5.

  6. Бойко В.В. Синдром "эмоционального выгорания" в профессиональном общении/В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2013. - 105 с.

  7. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других./ В.В. Бойко - М .: ИИД Филинъ, 1996. - 238 с.

  8. Васильева С.А. Особенности социальной профилактики эмоционального выгорания у врачей в медицинских учреждениях/ С.А. Васильева //В сборнике: Экономика, право, организация и управление в социальной работе сборник научных трудов ежегодного городского научно-практического семинара. Под редакцией К.М. Оганяна. - 2016. - С. 87-88.

  9. Головина Е.В. Взаимосвязь уверенности в себе с эмоциональностью и агрессивностью/ Е.В. Головина //Прикладная юридическая психология. - 2014. № 4. - С. 85-92.

  10. Давыдов А.В. Особенности интерпретации диалектической методологии при аналитике сущности субъекта И.А. Ильиным и Э.В. Ильенковым/Давыдов А.В.//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. - 2010. № 2 (156). - С. 8-11.

  11. Ермилова М.В. Психология агрессивности в социуме/ М.В. Ермилова //В сборнике: личность как объект психологического и педагогического воздействиясборник статей Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 78-80.

  12. Зыкова З.Н. Исследование синдрома эмоционального выгорания в группе/ врачей – стоматологов/ З.Н. Зыкова, Л.А. Горбунова //Новая наука: Стратегии и векторы развития. - 2016. № 118-3. - С. 71-74.

  13. Ильин Е.П. // Современная отечественная психология - игра словами и корреляциями?/ Е.П. Ильин,. Сборник тезисов Петербургской недели психологии 23-30 апреля 2015 года. 2015ю – С.12-16

  14. Кожухарь Г.С. Эмоциональное выгорание и коммуникативная компетентность у медицинских работников (на примере врачей разных специальностей)/ Г.С. Кожухарь, Р.Х. Натхо //Научные исследования и образование. - 2016. № 3 (23). - С. 28-34.

  15. Коломієць О.Г. Психологія агресивності соціальний контекст/ О.Г. Коломієць //Гилея: научный вестник. - 2015. - № 92. - С. 292-296.

  16. Кухтенко Ю.А. Коррекция эмоционального (профессионального) "выгорания" у врачей, занятых в сфере психического здоровья/ Ю.А. Кухтенко //Психическое здоровье. - 2016. Т. 14. № 7 (122). - С. 67-72.

  17. Лучик А.В. Синдром "эмоционального выгорания" у врачей-психиатров/ А.В. Лучик, Е.В. Колесниченко//Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2016. Т. 6. № 4. - С. 374-375.

  18. Морис М.Б. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегия поведения медицинских работников различных специализаций/ М.Б. Морис //В сборнике: Научные исследования молодых ученых: теоретический и прикладной аспектыСборник научных статей по материалам научно-практической конференции студентов и молодых ученых (электронный ресурс). - 2016. - С. 96-102.

  19. Орел В.Е. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Психологический журнал. - 2001. - Т.22, №1. - С.90-101

  20. Палченкова М.В. Синдром эмоционального выгорания врачей/ М.В. Палченкова, А.В. Коньков, Л.А. Конькова//Медицинский вестник МВД. - 2016. № 6 (85). - С. 65-69.

  21. Петри А.Н. Аутопсихологическая компетентность в преодолении эмоционального выгорания врачей/ А.Н. Петри //Акмеология. - 2016. № S1. - С. 169.

  22. Петров Д.В. Связь агрессивности с копинг-стратегиями у медицинских работников/ Д.В. Петров, Е.В. Сараева //Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2017. № Т29. - С. 334-337.

  23. Потапова О.Н. Этические аттитюды в современном здравоохранении России/ О.Н. Потапова //Биоэтика. - 2015. № 1 (15). - С. 23-26.

  24. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 Т-М., 2012. - Т.1

  25. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. - М.: Наука, 2002. - Т.23. - № 3. - С.85-95.

  26. Свеницкий А.С. Социальная психология управления. - Л.: ЛГУ, 2013.

  27. Семичаевская Е.В. Эмоциональные особенности врачей скорой медицинской помощи в зависимости от отработанных часов за месяц/ Е.В. Семичаевская, О.А. Харькова//В сборнике: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 127-132.

  28. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета, 2005 - №43. - С.25-32

  29. Стадник А.Д. Психоэмоциональная готовность врачей-интернов к профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях/ А.Д Стадник., М.Ю. Ткачева, О.М. Россомахина, И.Н. Чеканова//Український морфологічний альманах. - 2016. Т. 14. № 3-4. - С. 46-53.

  30. Степанян Л.С. Психологические корреляты синдрома "профессионального выгорания" у врачей/ Л.С. Степанян //В сборнике: высшая школа: опыт, проблемы, перспективы материалы IХ международной научно-практической конференции: в 2 частях. - 2016. - С. 547-551.

  31. Стрельникова А.Н. Зачем мед. сестре самооценка // Мед. сестра 2000. - №1. - С.42 - 43

  32. Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме / Д. Трунов // Журнал практического психолога. - М.: Издательство МГУ, 1998. - № 8. - С.84-89.

  33. Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова // Сестринское дело. - М.: Издательский дом медицинский вестник, 2003. - № 6. - С.34-35.

  34. Шаховский В.И. Когнитивная вооруженность при рационализации эмоций/ Шаховский В.И.//Вопросы психолингвистики. 2015. № 24. - С. 134-144.

  35. Яковлева Н.В. Агрессивность и алекситимия у врачей пожилого возраста с различными типами поведенческой активности/ Н.В. Яковлева, Ю.В. Силина, А.А. Арефьев, Н.А. Телепнев, И.В. Жданова //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2012. № 1 (83). - С. 167-172.

  36. Bjorkqvist К, Osterman К., Hjelt-Back М «Агрессия среди сотрудников университета»/ К. Bjorkqvist, К . Osterman, М. Hjelt-Back.//Агрессивное поведение . – 2018. - №20 (3). - 173–184.

39