1.1 Ключевые особенности сферы гостиничного бизнеса
По мнению Ю.Ф. Волкова гостиничный бизнес - это предпринимательская деятельность гостиничных предприятий как самостоятельных хозяйствующих субъектов с целью получения прибыли. Волков, Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес: учебное пособие, 2005. - С. 7
В качестве объектов гостиничного бизнеса выступают средства размещения. Средства размещения - объекты, предоставляющие туристам (клиентам) эпизодически или регулярно услуги по размещению, проживанию, ночевке на коммерческой основе. Информационный портал: «Туризм и гостиничный бизнес». http: //www.w-o-n.ru/text/72
Основным элементом средств размещения является гостиница.
С точки зрения здравого смысла о каком-либо гостеприимстве не может быть и речи без удовлетворения первичных потребностей человека - потребностей в питании, отдыхе и сне. В этой связи наиболее обоснованным и достаточно логичным является следующее определение гостиницы, которое дал С.И. Байлик:
"Гостиница - это предприятие, предоставляющее людям, находящимся вне дома, комплекс услуг, важнейшими среди которых в равной степени являются услуга размещения и питания". http: //www.petersburg-hotels. su/viewgloss. php? id=2 Отели Петербурга, статья «Особенности предоставления гостиничных услуг" 2011г.
Котлер Филип, Боуэн Джон, Мейкенс Джеймс дают следующее определение этому термину. Гостиница - организация, коллективное средство размещения туристов, предоставляющее номера и обязательные услуги. Котлер Филип, Боуэн Джон, Мейкенс Джеймс. «Маркетинг. Гостеприимство. Туризм». Юнити-Дана. - М., 2007. - С. 16
Гостиница (отель) - имущественный комплекс (дом, здание, часть здания, иные постройки) с меблированными комнатами ("номерами") для временного проживания путешественников. Обычно предоставляются и другие услуги (уборка, охрана), в зависимости от класса обслуживания. Котлер Филип, Боуэн Джон, Мейкенс Джеймс. «Маркетинг. Гостеприимство. Туризм». Юнити-Дана. - М., 2007. - С. 17.
Последнее определение мне кажется более полным и понятным.
Поскольку гостиничный бизнес является рынком предложения услуг, а не товаров, то далее следует привести основные характеристики специфики гостиничного бизнеса:
1) Состав продукта. Когда клиент приобретает обслуживание, например, гостиничное размещение, обслуживание как продукт оказывается для него совершенно неосязаемым. Пользуясь услугами гостиницы, гость получает обслуживание в форме регистрации и оформления размещения, оформления выезда, обслуживания в ресторане, возможности плавать в бассейне, а также в форме других удобств. Когда гость покидает гостиницу, у него нет ничего материального из того, что можно было бы продемонстрировать другим или самому себе в качестве напоминания о часах, проведенных в гостинице.
2) Участие потребителя. Обслуживание отличается от товаров также и тем, что потребитель активно участвует в процессе. Во время проживания в гостинице гости вступают в контакт с обслуживающим персоналом, объясняя каким образом должна быть выполнена услуга (развешена одежда, вычищена обувь, выглажены сорочки).
3) Контроль качества. Если на фабрике продукт имеет брак, он может быть снят c производства для устранения дефекта. В обслуживании это невозможно. Если швейцар в гостинице по каким-либо причинам отошел от своего места и не может помочь гостю выгрузить его багаж из машины, у гостя может сложиться негативное отношение к уровню обслуживания в этой гостинице.
4) Невозможность накопления и хранения в достаточном количестве. В отличие от товарного производства, в котором конечный продукт может быть складирован в ожидании подъема покупательского спроса, складировать обслуживание как конечный продукт работы предприятия невозможно. Для гостиницы, имеющей номерной фонд, к примеру, в 300 номеров, всякое превышение этого предела в заявках на размещение не имеет значения. С другой стороны, доход, недополученный в результате простоя непроданных номеров, утрачен навсегда.
5) Каналы распределения. Если товаропроизводители осуществляют производство, хранят и продают свой продукт в различных помещениях, то гостиницы предлагают свои услуги в пределах своих помещений. Весь процесс происходит в одном месте и нацелен на то, чтобы гости получали тот сервис, на который рассчитывали. А.П. Лесник, А.В. Чернышев. Практика маркетинга в гостиничном и ресторанном бизнесе. Интел универсал. - М., 2005. - С. 54
Далее приведем официальную классификацию гостиниц в России.