logo
Анализ деятельности универсама "Рублевский"

3.4 Подготовка товаров к продаже и размещение их в торговом зале; обслуживание покупателей

В торговый зал магазина товары должны поступать полностью подготовленными к продаже. Поступившие в магазин товары обычно нуждаются в ряде операций по подготовке их к продаже. К таким операциям относятся распаковка (освобождение от внешней тары); сортировка (группировка изделий по размерам, фасонам, сортам, ценам); проверка соответствия цен, сортности, указанных в сопроводительных документах и на маркировке; облагораживание товаров (очистка от пыли, удаление смазки, устранение мелких неисправностей, утюжка, протирка верхнего слоя продовольственных товаров); фасовка, предварительная нарезка товаров, укладка товаров в специальную тару для подачи в торговый зал; комплектование подарочных наборов; заполнение и прикрепление ярлыков цен.

Подготовка товаров к продаже производится продавцами. Готовят товары к продаже в подсобных помещениях с помощью необходимого оборудования и инвентаря. Продовольственные товары фасуют в бумажные, целлофановые и полиэтиленовые пакеты, капроновые сетки (овощи, фрукты). Дозы фасуемых товаров определяются с учетом покупательского спроса. Подготовка товаров к продаже должна выполняться до открытия магазина или в свободное от обслуживания покупателей время. Подготовленные к продаже товары укладывают в тележки, ящики-лотки, тару-оборудование для доставки в торговый зал.

В современной технологии торговли задействованы различные виды подъемно-транспортного оборудования, которые классифицируются по следующим признакам:

по характеру перемещения грузов - периодического и непрерывного действия. Оборудование периодического действия (тележки, лифты, подъемники) работают в одном направлении с грузом, в обратном - без груза. Погрузка и разгрузка этого оборудования производится во время остановки. Оборудование непрерывного действия (конвейеры) перемещают грузы непрерывным потоком или с незначительными интервалами;

по функциональному назначению - транспортирующее, грузоподъемное и погрузочно-разгрузочное. Транспортирующее оборудование (конвейеры, ручные и электрические тележки, монорельсы) применяют для горизонтального и наклонного перемещения грузов. Грузоподъемное оборудование (грузовые лифты, подъемники, электростали др.) применяется для поднятия и опускания грузов. Отдельные виды его осуществляют горизонтальное перемещение, штабелирование грузов и погрузочно - разгрузочные работы. С помощью погрузочно-разгрузочного оборудования (электропогрузчиков, электроштабелеров) производят погрузку и разгрузку транспортных средств, перемещение и штабелирование грузов;

по виду энергии, приводящей оборудование в движение, - ручного действия, с электроприводом, гравитационное. Оборудование ручного действия (ручные тележки, ручные тали и др.) применяют для перемещения грузов на небольшое расстояние. Оборудование с электрическим приводом получает питание от электрической сети или аккумуляторных батарей. Гравитационное оборудование (наклонные спуски, роликовые конвейеры) имеет наклонную поверхность, по которой грузы скатываются под действием собственной тяжести;

по конструктивным признакам - передвижное и стационарное;

по направлению перемещения грузов - машины для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов; для вертикального и смешанного перемещения (горизонтального и вертикального);

по основным техническим параметрам - габаритным размерам, массе, грузоподъемности, мощности привода.

Вся торговая площадь магазина разделена на торговые зоны-секции, своеобразные торгово-операционные залы, независимые друг от друга, что дает возможность осуществлять быструю индивидуальную перепланировку оборудования под смену различных товарных групп в этих секциях, безболезненно проводить замену или перемещение всего ассортимента товаров в торговом зале. Кроме того, эти секции-залы могут автономно работать и осуществлять материальный учет и обслуживание покупателей независимо от работы (или блокирования) соседних секций.

Товары из складских помещений необходимо регулярно подавать в торговый зал. Размещение и выкладка товара зависит от их вида формы, размеров упаковки, сроков хранения. Товары надо размещать так, чтобы они были видны покупателям и доступны для продавцов. Кроме того, при размещении товаров нужно учитывать общность спроса, взаимозаменяемость и дополняемость одних товаров другими, соблюдение товарного соседства. В магазине выкладывают максимально возможное количество товаров, обеспечивают полную загруженность полок оборудования. Все товары выкладывают этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращённую к покупателю. Товары в загрязнённой деформированной упаковке не выкладывают.

Основной способ выкладки, используемый на данном предприятии - горизонтальный, т.е. определённые однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым товаром одну-две полки. Используют различные приёмы выкладки товаров на полках оборудования. Их располагают рядами, стопками, штабелями. Некоторые товары подвешивают на специальных приспособлениях. Запасы, которые не уместились в торговом зале, отправляют на склад. Так же ежедневно в магазин поставляются товары местных производителей частого спроса.

Документом, на основании которого осуществляется договор купли-продажи, между магазином и покупателем, является ценник, поэтому ценники в магазине оформляют четко и правильно. Продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за единицу веса или единицу товара, информации о содержании генетически модифицированных составляющих (компонентов), стране происхождения товара, а также подписи лица, уполномоченного продавцом, даты оформления ценника. Подпись лица, уполномоченного продавцом, дата оформления ценника указывается на оборотной стороне ценника. С целью удобства ознакомления потребителя с информацией о товарах продавец вправе размещать на ценниках дополнительную информацию. Например, о составе, пищевой ценности, наличии растительных добавок, а также о дате окончания срока годности или хранения, условиях хранения.

Различают следующие основные варианты технологических планировок торгового зала: линейную, боксовую и смешанную. Выбор соответствующего варианта технологической планировки осуществляется с учетом размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Линейная планировка торгового зала является наиболее рациональной для продажи товаров с помощью самообслуживания. При такой планировке зона размещения товаров и проходов для покупателей спланирована в виде параллельных линий торгового оборудования, расположенных перпендикулярно линии узла расчета, что дает возможность организовать централизованные кассовые операции в едином узле расчета. Она удобна для покупателей, так как позволяет им свободно передвигаться по всему торговому залу и рассчитываться за все отобранные товары в одном месте. При линейной планировке создаются благоприятные условия и для рациональной технологии работы магазина: наиболее оптимально используется площадь торгового зала; имеются условия для создания одной бригады материально ответственных лиц и взаимозаменяемости работников магазина. В свою очередь, на рисунке 1 мы видим, что линейная планировка может быть трех вариантов: продольная, поперечная и смешанная.

Смешанная планировка предусматривает расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок.

Рисунок 1 - Варианты линейной планировки: 1 - продольная; 2 - поперечная; 3 - смешанная

В универсаме "Рублевский", как мы видим, применяется смешанная планировка торгового зала, что позволяет вынести некоторые отделы в самостоятельные подразделения и оснастить их отдельными кассовыми узлами. (Приложение А).

Для повышения объема продаж, привлечения дополнительных клиентов в универсаме на видных местах расположены рекламные плакаты известных торговых марок. Также в магазине часто проводятся различные рекламные акции, дегустации и распродажи.

Задача продавца состоит в своевременной доставке товара в торговый зал, его маркировке и выкладке на стеллажи (в холодильники). В соответствии с действующим в нашей республике законом "О защите прав потребителей" продавец также обязан сообщать покупателю по его требованию достоверную и исчерпывающую информацию о цене, сроках годности товара, его производителе, составе, потребительских свойствах и особенностях, условиях хранения.

К методам активного обслуживания покупателей продавцами относятся: предложение и показ товаров; консультирование покупателей о свойствах, вкусовых особенностях, кулинарном назначении и питательной ценности отдельных видов товаров; предложение новых, взаимозаменяемых товаров и товаров сопутствующего ассортимента; нарезка, взвешивание и упаковка товаров, подсчет стоимости покупки, проверка реквизитов чека, выдача покупки; контроль за своевременным пополнением рабочего запаса товаров, их сохранностью, исправностью и правильной эксплуатацией торгово-технологического оборудования, чистотой и порядком на рабочем месте; наблюдение за потоком покупателей.

Также в магазине покупателям предлагается и дополнительная упаковка товаров, которая служит для безопасности товара в процессе их дальнейшей транспортировки. В качестве дополнительной упаковки служат бумаги, стрейч-пленки, в пакет. Цель дополнительных услуг - обеспечение более высокого уровня торгового обслуживания, а также и создание максимум удобств покупателям.

Расчетные операции с покупателями играют важную роль в торгово-технологическом процессе магазина. От правильной их организации зависят затраты покупателями времени на приобретение товаров. Эффективность работы кассового узла зависит от таких факторов как профессионализм кассира, эргономика его рабочего места; возможности оборудования, надежность и простота обслуживания программного обеспечения. Расчеты с покупателями могут осуществляться путем приема денег непосредственно продавцом, кассиром или контролером-кассиром и одновременного учета поступившей суммы с помощью кассовой машины. Контрольно-кассовые машины обеспечивают наглядность, простоту и правильность расчета, контроль за ведением расчетно-кассовых операций, точность учета денежных поступлений. При этом значительно ускоряется процесс расчетов с покупателями. Отобранные товары покупатели укладывают в инвентарную корзину или тележку и доставляют в узел расчета. Здесь происходит расчет как за товары, отобранные покупателем, так и за товары, отпущенные ему через прилавок обслуживания (в магазинах, где не все товары продают по методу самообслуживания).

Кассир или другое лицо, получающее деньги за товар, производит расчет с покупателями в следующем порядке: четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя; печатает чек на кассовом аппарате; называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком (при этом бумажные купюры и разменная монета выдаются одновременно); после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.

Согласно Правилам ведения Кассовых операций в РБ, утверждено Нацбанком РБ от 25.06.96 г. Сохранность денег в главной кассе обеспечивает главный кассир. Все поступления и выбытия наличия денег по главной кассе магазина учитывают в кассовой книге. В ней отражаются движение денег по магазину в целом. Перед началом записей ее прошнуровывают, пронумеровывают и опечатывают пломбой или печатью. Книга заверяется подписью руководителя и главного бухгалтера данного предприятия или вышестоящей организации. В кассовой книге указывают: дату, остаток на начало дня, кому выданы или от кого получены деньги. Сумму денег, поступивших в главную кассу, записывают в графу "приход", а сумму выбывших в графу "расход". После того как все документы записаны, подводят итог по графе "приход" и "расход". Затем старший кассир указывает количество приходных и расходных документов, подписывает и 2-ой экземпляр кассовой книги вместе с приложенными документами сдает в бухгалтерию под расписку бухгалтера на 1-ом экземпляре кассовой книги. В кассовой книге исправления и подчистки недопустимы. Контроль над правильным ведением кассовой книги осуществляет главный бухгалтер.

По окончании рабочего дня кассир подсчитывает сумму выручки за день, сверяет ее с показателями счетчиков и сдает деньги в установленном порядке. Денежная выручка от продажи товаров учитывается и сдается в учреждения Госбанка в установленном порядке. Выдача наличных денег кассой предприятия производиться по надлежаще оформленным документам (платежным ведомостям, расчетно-платежным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и др.), с наложением на них штампа с реквизитами расходного кассового ордера. Розничные торговые предприятия сдают деньги в банк через инкассатора. К приезду инкассатора кассир главной кассы должен подготовить денежную выручку к сдаче в банк в опломбированной сумке. Пери вручении инкассатору денежной выручки старший кассир обязан от него потребовать удостоверение личности с фотографией и образцом подписи, явочную карточку, доверенность банка на право сбора денежной выручки, порожнюю сумку, и инкассатор на 3-м экземпляре препроводительной ведомости должен поставить подпись и удостоверить ее штампом банка. Сдача денег в банк оформляется препроводительной ведомостью в 3-х экземплярах: