1.2. Психологические теории и подходы агрессивности в психологической литературе
Агрессивное поведение - это индивидуальное или коллективное социальное взаимодействие, которое является враждебным поведением с целью причинения вреда. [1] [2] Обычно выделяют две широкие категории агрессии.
-
аффективная (эмоциональная) и враждебная, реактивная или ответная агрессия, которая является ответом на провокацию
-
инструментальная, целенаправленная или хищническая , в которой агрессия используется как средство достижения цели. [6]
Примером враждебной агрессии может быть человек, который наносит удары по человеку, оскорбляющему его или ее. Инструментальная форма агрессии будет выглядеть как вооруженное ограбление.
В настоящее время наиболее известны четыре теории агрессивного поведения:
-
психоаналитическая,
-
этологическая,
-
фрустрационная,
-
поведенческая.
В целом был предложен ряд классификаций и аспектов агрессии. Это зависит от того, является ли:
-
агрессия словесной или физической;
-
включает ли это агрессию отношений, такую как скрытое запугивание и социальные манипуляции;
-
причиняется ли вред другим или нет;
-
проводится ли оно активно или выражено пассивно;
-
направлена ли агрессия прямо или косвенно.
Классификация может также охватывать связанные с агрессией эмоции (например, гнев) и психические состояния (например, импульсивность, враждебность). [10] Агрессия может возникать как в ответ на социальные факторы и может иметь тесную связь со стилем преодоления стресса.[11]
Существует несколько подходов к объяснению природы человеческой агрессии которую можно отождествлять с вербальной, так как вербальная агрессия присуща только человеку. Все они отражают взгляды конкретных исследователей и опыт психологических школ разного времени, но ни один из них не признан универсальным и исчерпывающим.
Биологические подходы концептуализируют агрессию как внутреннюю энергию, выделяемую внешними стимулами, продуктом эволюции посредством естественного отбора, частью генетики, продуктом гормональных колебаний. Психологические подходы концептуализируют агрессию как деструктивный инстинкт, реакцию на разочарование, воздействие, вызванное негативным стимулом, результат наблюдаемого изучения общества и разнообразного подкрепления, результат переменных, влияющих на личную и ситуативную среду. [15] [16]
Модель мужской и женской агрессии, как утверждается, согласуется с развитыми сексуально отобранными поведенческими различиями [18], в то время как альтернативные или дополнительные взгляды подчеркивают традиционные социальные роли, обусловленные физически развитыми различиями. [22]
Многие исследователи фокусируются на мозге, чтобы объяснить агрессию. Многочисленные цепи внутри неокортикальных и подкорковых структур играют центральную роль в контроле агрессивного поведения, в зависимости от вида, и точная роль путей может варьироваться в зависимости от типа триггера или намерения.
Роль химических веществ в мозге, особенно нейротрансмиттеров , в агрессии также была изучена. Это зависит от пути, контекста и других факторов, таких как пол. Теоретически дефицит серотонина играет первостепенную роль в возникновении импульсивности и агрессии. По крайней мере одно эпигенетическое исследование подтверждает это предположение. Тем не менее, низкие уровни передачи серотонина могут объяснить уязвимость к импульсивности, потенциальной агрессии и могут оказывать влияние через взаимодействия с другими нейрохимическими системами. Они включают дофаминовые системы, которые обычно связаны с вниманием и мотивацией к вознаграждениям и действуют на разных уровнях. норадреналинтакже известный как норадреналин, может влиять на реакции агрессии как прямо, так и косвенно через гормональную систему, симпатическую нервную систему или центральную нервную систему (включая мозг). Похоже, что он имеет различные эффекты в зависимости от типа стимулирующего стимула, например, социальная изоляция / ранг в сравнении с шоком / химическим возбуждением, которое, по-видимому, не имеет линейной связи с агрессией. Аналогично, ГАМК , хотя и связана с ингибирующими функциями во многих синапсах ЦНС, иногда демонстрирует положительную корреляцию с агрессией, в том числе при потенцировании алкоголем. [
Гормональные нейропептиды вазопрессин и окситоцин играют ключевую роль в сложном социальном поведении многих млекопитающих, таких как регуляция привязанности, социальное признание и агрессия. Вазопрессин вовлечен в типичное для мужчин социальное поведение, которое включает агрессию. Окситоцин может играть особую роль в регулировании женских связей с детьми и партнерами, включая использование защитной агрессии. Начальные исследования на людях предполагают некоторые аналогичные эффекты.
У человека агрессивное поведение было связано с аномалиями в трех основных регуляторных системах в серотониновых , катехоламиновых и гипофизарно-надпочечниковых системах организма . Известно, что аномалии в этих системах также вызваны стрессом , тяжелым, острым или хроническим стрессом.
Люди разделяют аспекты агрессии с животными и имеют специфические аспекты и сложность, связанные с такими факторами, как генетика, раннее развитие, социальное обучение и гибкость, культура и нравственность. Конрад Лоренц в своей классической книге «Об агрессии» 1963 года заявил , что поведение человека определяется четырьмя основными посылами - голод, страх, размножение и стресс Э.О. Уилсон в книге « О человеческой природе» уточнил, что агрессия, как правило, является средством получения контроля над ресурсами. Таким образом, агрессия усугубляется в периоды, когда высокая плотность населения порождает нехватку ресурсов. По словам Ричарда Лики и его коллег, агрессия в людях также усилилась, когда они стали больше интересоваться собственностью и защищать свою собственность.
Социальные и культурные аспекты могут существенно мешать выражению агрессивности. Например, высокая плотность населения, когда она связана с уменьшением доступных ресурсов, может быть важной промежуточной переменной для возникновения насильственных действий.
Американский психолог Питер Грей выдвигает гипотезу о том, что общества охотников за собирателями групп способны уменьшить агрессию, поддерживая относительно мирные, равноправные отношения между членами с помощью различных методов, таких как воспитание игривого духа во всех сферах жизни, использование юмора для противодействия тенденции любой человек, чтобы доминировать в группе, и не принуждение или «снисходительные» методы воспитания детей. Серые сравнивают группы охотников-собирателей с социальными игровыми группами, подчеркивая, что такая игра не легкомысленна и даже не легка во все времена. [119]По словам Грея, «социальная игра, то есть игра, в которой участвует более одного игрока, обязательно должна быть равноправной. Она всегда требует приостановки агрессии и доминирования, а также повышенной чувствительности к потребностям и желаниям других игроков». [120]
Некоторые ученые считают, что такое поведение, как агрессия, может быть частично изучено путем наблюдения и имитации поведения людей, в то время как другие исследователи пришли к выводу, что средства массовой информации могут оказывать небольшое влияние на агрессию. [133] Существует также исследование, ставящее под сомнение эту точку зрения. [34] Например, долгосрочное исследование результатов среди молодежи не выявило долгосрочной связи между игрой в жестокие видеоигры и насилием или запугиванием молодежи. [35] Одно исследование показало, что влияние агрессивных видеоигр на агрессию меньше, чем было выявлено с помощью телевизионного насилия на агрессию. Этот эффект положительно связан с типом игрового насилия и отрицательно связан со временем, проведенным в играх. Автор пришел к выводу, что существует недостаточно доказательств, чтобы связать насилие в видеоиграх с агрессией. Тем не менее, другое исследование предложило ссылки на агрессивное поведение. [37]
Агрессия может возникнуть в самых разных ситуациях. Одна важная область для понимания агрессии - на рабочем месте. Агрессия на рабочем месте считается особым типом контрпродуктивного поведения на работе (CWB) и определяется как «любой акт агрессии, физического нападения, угроз или принудительного поведения, который наносит физический или эмоциональный вред на рабочем месте».
Некоторые исследователи указывают, что агрессия на рабочем месте включает только попытки нанести вред коллегам, бывшим коллегам, нынешним работодателям или бывшим работодателям. Другие включают в агрессию на рабочем месте любое поведение, направленное на причинение вреда другому лицу, которое предписано на рабочем месте.
Чтобы определить диапазон поведения, которое можно считать агрессивным поведением на рабочем месте, исследователи разработали схемы классификации агрессии на рабочем месте. Neuman and Baron (1998) предлагают эти три измерения, которые охватывают диапазон агрессии на рабочем месте:
-
выражения враждебности - поведение, которое в основном носит вербальный или символический характер;
-
обструкционизм - поведение, предназначенное для того, чтобы помешать работнику выполнять свою работу или организации достичь своих целей;
-
явная агрессия - насильственные действия.
Барон и Нейман (1996) также пытаются разделить широкий спектр агрессивного поведения на рабочем месте и классифицируют агрессию на рабочем месте на основе этих трех дихотомий:
-
вербальные-физические;
-
прямой непрямой;
-
активно-пассивный.
Агрессивные действия могут принимать любую возможную комбинацию этих трех дихотомий. Например, отказ от опровержения ложных слухов о сотруднике будет классифицирован как словесно-пассивный-косвенный. Преднамеренное избегание присутствия сотрудника, который, как вы знаете, ищет вашей помощи, может рассматриваться как физическое - пассивное - прямое.
Другие исследователи предлагают систему классификации, основанную на отношениях агрессора с жертвой. [4]
Преступный умысел (тип I) - этот тип агрессии возникает, когда агрессор не имеет отношения к жертве или организации.
Клиент / клиент (тип II) - агрессор имеет отношения с организацией и агрессирует, пока его обслуживают как клиента.
Рабочий на работника (тип III) - и агрессор, и жертва являются работниками одной организации. Часто агрессор является руководителем, а жертва - подчиненным.
Выводы
Таким образом на рабочем месте большая часть агрессивного поведения в отношении целей считается скрытой по своей природе. Согласно Бьорквисту, Остерману и Хьелт-Баку, скрытое поведение - это такое поведение, которое предназначено для маскировки агрессивного поведения или агрессивных намерений от цели. С другой стороны, явная агрессия включает в себя поведение, которое не скрывает агрессивных намерений. Как правило, скрытая агрессия носит вербальный, косвенный и пассивный характер, в то время как открытая агрессия отражает физическую, прямую и активную сторону дихотомии. [6]
Агрессия на рабочем месте часто принимает форму скрытого поведения. Это можно отнести к тому, что Бьорквист, Остерман и Лагерспец называют соотношением эффект / опасность. [7] Этот термин относится к субъективной оценке агрессорами относительных последствий и опасности совершения агрессивного акта.
Люди на рабочем месте подвергаются длительному контакту друг с другом. Это длительное воздействие означает, что жертвы действий агрессоров, скорее всего, будут иметь больше времени для ответных мер, тем самым увеличивая аспект опасности. Агрессия в рабочей обстановке может иметь разрушительные последствия для сотрудников организации. Например, было установлено, что цели агрессии на рабочем месте сообщают о более низких уровнях благосостояния.
Другие исследования показали, что агрессия на рабочем месте может привести к тому, что жертвы такого поведения будут страдать от проблем со здоровьем и агрессии перемещенных лиц, включая увековечивание агрессии по отношению к случайным незнакомцам на улице. Bjorkqvist, Osterman и Hjelt-Back даже обнаружили, что у мишеней проявляются симптомы, сходные с симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), такие как тревога и депрессия [36]. Таким образом становиться понятно что исследования которые ученые воспринимают как стрессовое состояние вполне может возникнуть как результат эмоционального выгорания. При том это возможно фактически у представителей всех профессии, не являются исключением и врачи.
- Оглавление
- 1. Теоретический анализ. Проблемы взаимосвязи агрессивности и эмоционального выгорания
- 1.1. Эмоциональное выгорание, как предмет психологического исследования
- 1.2. Психологические теории и подходы агрессивности в психологической литературе
- 2. Эмпирическое исследованиие взаимосвязи агрессивности и эмоционального выгорания у врачей различных специальностей.
- 2.1. Организация и методы исследования
- 2.2. Анализ результатов исследования взаимосвязи агрессивности и эмоционального выгорания