logo search
Туристско-рекреационная зона

1.1. Туристско-рекреационная зона и цель ее создания

Слово «рекреация» в переводе с английского означает «отдых», «восстановление», «развлечение»1. А, начиная с прошлого века, в литературных источниках этот термин нередко употребляется буквально в следующем значении. Как описывают О.Н. Горбунова, М.А. Гегамян в своей статье о туристско-рекреационных особых экономических зонах РФ «Социально-экономические явления и процессы», рекреация – это «восстановление сил, потраченных в процессе труда»2.

Кластер - это группа географических соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, работающих в определённой сфере, характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга3.

Туристско-рекреационный кластер - сосредоточение в рамках одной ограниченной территории взаимосвязанных предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристического продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами.

Цель создания туристического кластера – повысить конкурентоспособность территории  на туристическом рынке за счет синергетического эффекта, в том числе4:

  1. повышения эффективности работы предприятий и организаций, входящих в кластер,

  2. стимулирования инноваций,

  3. стимулирования развития новых направлений.

Создание туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории и влияет на формирование имиджа региона.

Туристско-рекреационная особая экономическая зона - это территория, имеющая границы в рамках одного или несколько регионов, сформированная: туристским предложением на основе высокой плотности объектов показа, видовыми характеристиками (природа, пейзаж, ландшафт), наличием развитой туристской инфраструктуры, социально-экономическим потенциалом, благоприятными экологическими условиями, транспортной доступностью, а также возможностью встраивания предлагаемых туристских продуктов во внешние и внутренние туристские сетевые программы. Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний5.

В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов. Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа6:

Создание условий для притока инвестиций со стороны частного бизнеса в наиболее привлекательные для туризма территории, по сути, означает признание государством важности туристско-рекреационного комплекса в стимулировании экономического роста. Рекреационные зоны можно рассматривать как важный элемент «институтовразвития». В проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ (2008–2020 гг.) туристско-рекреационные зоны рассматриваются в контексте инновационного сценария развития экономики. Они определяются как некие региональные точки экономического роста.

Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа7:

  1. создаются на основании постановления Правительства РФ сроком на 20 лет на одном или нескольких участках территории России, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

  2. в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную;

  3. земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий или лесного фонда, землям сельскохозяйственного назначения;

  4. в них существует возможность разработки и добычи специальных полезных ископаемых (минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов).

Территории, предназначенные для размещения туристско-рекреационных экономических зон, должны соответствовать некоторым требованиям. Особые туристско-рекреационные экономические зоны могут создаваться не только на земельных участках, находящихся в государственной и/или муниципальной собственности.

На момент создании туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе, земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда, и участки, на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и/или в пользовании граждан или юридических лиц.

Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий. На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной и частной собственности.

На территории разрешено размещение объектов жилищного фонда.

Под жилищным фондом законодательство понимает «совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской федерации». Под категорию «жилых помещений» попадают жилые дома, квартиры и комнаты в них. Пункт 2 раздела 1 Постановления Правительства РФ № 25 от 21.01.2006 г. «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями» описывает жилое помещение как «изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан»8.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса РФ, к государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации9.

Согласно Федеральному Закону №119-ФЗ от 17.06.2010 г. «О Государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Поэтому земельные участки, предоставляемые для размещения особых экономических зон, должны предварительно пройти государственную регистрацию10.

Впрочем, отсутствие государственной регистрации прав на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими. В этом случае распоряжаться такими земельными участками могут органы местного самоуправления. Также следует иметь в виду положения Закона № 53-Ф3 от 17.04.2006 г., уже разграничившего государственную собственность на некоторые земельные участки между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципалитетами11.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации в результате конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон определенного типа. Заявки на создание особых экономических зон на конкретных территориях подаются высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования с обоснованием целесообразности и потенциальной экономической эффективности особой экономической зоны12.