logo search
Управление организацией-2

3.1. Система мер, направленных на повышение эффективности управления

Выявленные в предыдущей главе недостатки позволили разработать программы рекомендаций по совершенствованию системы управления МУП «ЖКХ - сервис».

Основным направлением предлагаемой программы рекомендаций по совершенствованию системы управления МУП «ЖКХ - сервис» стали (таблица 3.1.):

Таблица 3.1 – Программа по совершенствованию системы управления человеческими ресурсами МУП «ЖКХ - сервис»

№п/п

Программные мероприятия

1

Совершенствование системы оценки персонала

2

Формирование кадрового резерва

3

Снижение текучести

Далее разработаем более подробно пункты данной программы.

  1. Совершенствование системы оценки

При планировании и проведении комплексной системы оценки персонала МУП «ЖКХ - сервис» предлагается использовать следующие методы оценки.

К открытым способам относятся:

Метод «оценка 360°» – мнение о компетентности сотрудника высказывают его начальники, коллеги и подчиненные. Работа по этому методу обычно проводится с использованием опросников, в которых предлагается оценить сотрудника по определенному набору критериев.

В классическом варианте профессионализм оценивается по пятиуровневой системе:

А – лидерский уровень;

В-сильный уровень;

С – базовый уровень;

D – недостаточный уровень;

Е – неудовлетворительный уровень.

Итоговые данные сводятся в таблицу (таблица 3.2).

Таблица 3.2 – Оценка специалиста по методу «360°»

Коллеги аттестуемого

Подчиненные аттестуемого

Руководитель аттестуемого

Сам аттестуемый

Работа в команде

Развитие подчиненных

Инициативность

Получение информации от людей, которые взаимодействуют с оцениваемым на работе, делает оценку «360 градусов» достаточно надежным инструментом. В качестве эксперта может быть привлечен и сам претендент на должность: его просят оценить свое рабочее поведение и профессиональные качества, чтобы в дальнейшем использовать эти данные для коррекции его самооценки и создания совместно с ним плана индивидуального развития.

Метод «360 градусов» может быть использован для решения самого широкого круга задач связанных в первую очередь с профессиональным развитием работника. Она применяется для предварительного формирования кадрового резерва, выявления потребности в обучении, оценки его результатов, создания планов индивидуального развития.

В таблице 3.3 представлена рекомендуемая периодичность мероприятий комплексной системы оценки персонала.

Таблица 3.3 – Базовая система мероприятий по оценке персонала

№ п/п

Вид мероприятия

Рекомендуемая периодичность

1

Оценочное собеседование

Еженедельно

2

Кейсы

Два раза в месяц

3

Рейтинг

Ежемесячно

4

«Таинственный покупатель»

Два раза в год

5

Оценка со стороны клиентов

Два раза в год

6

Аттестация

Один раз в год

Крайне важно, чтобы результаты оценки работников фиксировались менеджером в форме, удобной для обработки и дальнейшего использования данных. На каждого сотрудника целесообразно завести и регулярно заполнять карточку оценки компетентности, образец которой приведен в таблице (приложение ).

Таблица 3.4 – Расчет затрат на оценку персонала МУП «ЖКХ - сервис»

Наименование затрат

Сумма, тыс. руб.

Сбор индивидуальных данных сотрудников

2

Подготовка документации

1,7

Зарплата кадровику

2,6

Итого

6,3

Далее рассмотрим следующее направления программы совершенствования управления персоналом.

  1. Формирование кадрового резерва

Предлагаем к внедрению следующие основные этапы создания кадрового резерва

Таблица 3.5 - Этапы создания кадрового резерва

Этап

Содержание

1

Определение ключевых (целевых) должностей для подготовки резерва.

2

Планирование оптимальной численности резервистов под каждую позицию.

3

Профилирование целевых должностей.

4

Подготовка и проведение мероприятий по информационному сопровождению программы подготовки кадрового резерва.

5

Разработка положения о кадровом резерве.

6

Отбор в кадровый резерв (поиск и оценка кандидатов)

7

Подготовка резервистов (реализация программы развития профессиональных и управленческих компетенций).

8

Оценка результатов подготовки резервистов.

9

Планирование дальнейшей работы с резервом.

Рассчитаем сумму затрат на формирование кадрового резерва (таблица 3.6)

Таблица 3.6 – Расчет затрат на оценку персонала МУП «ЖКХ - сервис»

Наименование затрат

Сумма, тыс. руб.

Сбор индивидуальных данных претендентов

2,1

Подготовка документации

1,9

Зарплата кадровику

2,2

Итого

Следующим пунктом программы по совершенствованию управления человеческими ресурсами станет:

  1. Совершенствование обучения персонала.

Следующим мероприятием совершенствования системы управления персоналом на МУП «ЖКХ - сервис» будет обучение.

Руководителям МУП «ЖКХ - сервис» необходимо проходить повышение квалификации хотя бы раз в пять лет, это могут быть компьютерные курсы, курсы бухгалтеров и др. В связи с чем, в среднем в год требуется переобучить как минимум пять сотрудников.

Воздействие обучения на итоговые показатели работы компании:

Обследования и расчеты, проведенные специалистами, показали, что при полной инвентаризации всех затрат и возможных негативных аспектов, сопровождающих высокую текучесть кадров, расходов составляют: на замену рабочих 7-20 %, специалистов 18-30 %, а на замену управляющих свыше 20%, в отдельных случаях 100 % годового оклада.

Нетрудно подсчитать, какой эффект ожидает фирму, при снижении показателя текучести кадров до 10%, при условии, что затраты на замену одного работника составляют 15 % его зарплаты, или 2210 рублей:

Э = (У – Уп) х З (3.3)

где, Э – экономия затрат, рублей,

У – число уволившихся в течение, чел.,

Уп – число уволившихся плановое, чел.,

З – затраты на замену одного рабочего, рублей.

(12 – 9) х 2210 = 6630 руб.

Таким образом, экономический эффект при снижении показателя текучести кадров до 10% составит 6630 руб.

    1. Экономическая эффективность совершенствования

Оценка эффективности реализации предложенных мероприятий – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик системы управления трудовым ресурсам, требованиям, определяющим достижение главной цели предприятия.

Оценим эффективность разработанной нами систему мотивации персонала по двум направлениям: экономическому и социальному.

Совокупный эффект от предложенных мероприятий представлен в табл.3.7.

Рассчитывая показатели, учитываем, что мероприятия 1 и 3 принесут доход в суммее не менее 5% валовой прибыли, т.е. валовая прибыль в 2014 году составила 595,5 рост в 5% будет составлять 298 тыс. руб.

Таблица 3.7 - Совокупный эффект от предложенных мероприятий, тыс. руб.

Мероприятие

Расход

Доход

Эффективность

1

Оценка персонала

6,3

298

291,7

2

Обучение персонала

42

397,800

355,8

3

Снижение текучести

6,2

298

291,8

Итого:

54,5

993,8

939,3

Дополнительный доход от предложенных направлений повышения системы управления персоналом в организации составит 939, 3тыс.руб.

Таким образом, экономический эффект составил 939, 3 тыс.руб. и свидетельствует о том, что совершенствование предложенной нами системы управления персоналом в МУП «ЖКХ - сервис» позволит повысить эффективность использования персонала.

Оценка эффективности предложенных мероприятий требует определения не толь­ко экономических, но и социальных последствий их реализации. Социальная эффективность при внедрении предложенной нами системы управления персоналом проявляется в возможно­сти достижения позитивных, а также избегания отрицательных с социальной точки зрения изменений в МУП «ЖКХ - сервис».

Социальными результатами при внедрении и реализации разработанной нами системы управления персоналом можно ожидать такие, как:

а) обеспечение персонала надлежащим жизненным уровнем за счёт:

- достойного вознаграждения за труд,

- предоставления каждому работнику необходимых социальных услуг,

- повышения разнообразия удовлетворённых потребностей персонала,

- создания благоприятного социально-психологического климата в коллективе и формирования работоспособной команды высококвалифицированных сотрудников;

б) обеспечение справедливой взаимосвязи между результативностью и оплатой труда, выраженное в повышение удельного веса работников, испытывающих удовлетворение осознанием полезности своего труда;

в) предоставление условий профессионального и личностного развития работников, реализуемое в росте их трудовой активности, карьерном росте, профессиональном продвижении, повышении их конкурентоспособности.

Также отметим, что социальный эффект относительно специфики деятельности МУП «ЖКХ - сервис» носит общественный характер, проявляющийся в повышении качества, росте профессиональной отдачи сотрудников данного предприятия, а значит и на уровне обслуживания.

На основе сказанного можно сделать вывод о том, что при реализации своих потребностей, удовлетворении работой, достойном вознаграждении сотрудники МУП «ЖКХ - сервис» будут выполнять свои трудовые обязанности как можно эффективнее, относиться к труду более добросовестно и ответственно, стремиться к достижению высоких результатов. Именно в таких перспективных работниках и заинтересовано предприятие. Таким образом, оценив эффективность предложенного, мы считаем, что данная система управления персоналом может быть использована в практической деятельности МУП «ЖКХ - сервис».

Заключение

Деятельность предприятия представляет собой обширную сферу оперативно-организационной деятельности, направленной на удовлетворение спроса населения и получения прибыли.

Деятельность предприятия не протекает самостоятельно. Она направляется людьми, регулируется ими и управляется.

Управление - есть сознательное воздействие человека на объекты и процессы в целях придания деятельности предприятия коммерческой направленности и получения определенных результатов.

Система управления (СУ) предприятиями – это система организационно-экономических взаимоотношений субъектов управления, определяющих содержание управленческих процессов от формирования стратегии развития до ее реализации, которая опирается на соответствующую систему обеспечения - информационную, стратегического мышления. ССУ гибко реагирует на изменения внешней среды и позволяет проводить инновации, направленные на достижение конкурентных преимуществ предприятия в долгосрочной перспективе. В качестве субъектов стратегического управления выступают не только внутренние структуры управления предприятиями, но и внешние управляющие структуры, действующие на уровне муниципальных, региональных органов власти, вышестоящих отраслевых структур, влияющих на формирование и реализацию стратегии предприятия.

В составе системы оперативного и управления можно выделить определенные подсистемы, которые взаимосвязаны между собой и решают различные задачи в процессе стратегического и оперативного управления. При этом такие подсистемы, как управление инновациями, рисками, организацией необходимы только для стратегического управления, остальные подсистемы используются как в оперативном, так и в стратегическом управлении. Каждой из этих подсистем присущи такие функции управления как анализ, планирование, организация, контроль.

Реализация стратегии предполагает наличие на предприятии команды менеджеров, то есть управленческой структуры. У этой структуры в целом и у каждого из ее членов должна быть определенная мотивация в реализации инновационной стратегии предприятия. Руководители предприятия при разработке пакета вознаграждений, должны отвлечься от финансовых и псевдофинансовых доплат. Вместо этого целесообразно рассмотреть иные виды вознаграждения, которые могут варьироваться от материальных предметов, обладающих рыночной ценностью, до нематериальных ценностей, которые менеджер может высоко оценить, но на которые сложно установить цену (такие как, встреча с интересным лидером, посещение закрытого семинара или выделение времени и средств на персональный проект).

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: ЭКМОС, - 2012. - 48 с.

  2. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ООО ВИТРЭМ, 2012. - 192 с.

  3. Федеральный закон «Об акционерных обществах» №208-ФЗ // «Российская газета». №46. 2011.

  4. Акмаева, Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учебное пособие / Р.И. Акмаева. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 208 с.

  5. Алимова, Л.Ш. Подходы к анализу человеческого потенциала в постиндустриальной экономике//Вестник СГСЭУ.– 2014.– №5(29).– С.11.

  6. Андреев, А. В. Система менеджмента современного предприятия / А. В. Андреев // Стандарты и качество, 2012. - № 10. - С. 82-83.

  7. Бакальская, Е. Устойчивость торговых предприятий: теоретические и практические аспекты / Е. Бакальская, Е. Дуванова // Проблемы теории и практики управления, 2012. - № 12. - С. 92-100.

  8. Аширов, Д.А. Управление персоналом: учебное пособие / Д.А. Аширов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 432 с.

  9. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебное пособие / Т.Ю. Базаров. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 224 с.

  10. Базарова, Т.Ю. Управление персоналом: учебник для вузов / Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2011. - 560 с.

  11. Баринов, В.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / В.А. Баринов, В.Л. Харченок. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 285 с.

  12. Баскакова, О. В. Экономика организаций (предприятий): учеб. пособие для вузов / О. В. Баскакова .- Москва : Дашков и К, 2015. - С.272

  13. Байделл Т. Как улучшить управление организацией. - М.: Инфра-М, 2016.

  14. . Беляев, В. И. Менеджмент : учеб. пособие / В. И. Беляев . - М. : Кнорус, 2014. - С.250

  15. Беляцкий, Н. Л. Управление персоналом предприятия / Н.Л. Беляцкий. - М.: Экоперспектива, 2015. - 256 с.

  16. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала / В.Р. Веснин. - М.: «Юрист», 2015. - 230 с.

  17. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский О.С., А.И. Наумов. - М.: Гардарики, 2014. - 528 с.

  18. Герчикова, И.Н. Менеджмент / И.Н. Герчикова . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 511 с.

  19. Дятлов, В.А. Управление персоналом: учебное пособие / В.А. Дятлов, А.Я. Кибанов. - М.: Издательство ПРИОР, 2011. - 415 с.

  20. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2014. - 720 с.

  21. Зайцева, Т. В. Управление персоналом: учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб . - М.: ИНФРА. - 2014. - 336 с.

  22. Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. - М.: Экономистъ, 2015. - 416 с.

  23. Кабушкин, Н.И. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. - М.: Новое знание, 2012. - 430 c.

  24. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник / А.Я. Кибанов. – М.: ИНФРА, 2012. - 304 с.

  25. Короткова, Э.М. Антикризисное управление: учебник / Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА, 2010. - 432 с.

  26. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. Т.I. Кн. 1. Процесс производства капитала.– М.: Политиздат, 1988.– С. 363.

  27. Мельников, О. Н.  Откуда все берется!..// Креативная экономика.– 2015.– №5.– С.31.

  28. Мордовин, С.К. Управление персоналом: Современная российская практика / С.К. Мордвин . - Спб.: Питер, 2013. - 304 с.

  29. Пичужкин, И.В Основы менеджмента: учебное пособие / И.В. Пичужкин , В.И. Жарков, С.А. Максимов. - М.: Юрайт-Издат, 2012. - 286 с.

  30. Попов, С.А. Стратегический менеджмент: Видение - важнее, чем знание : учебное пособие / С.А. Попов. - М.: Дело, 2015. - 352 с.

  31. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации: учебник / В.П. Пугачев. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 386 с.

  32. Резник, С.Д. Персональный менеджмент: учебник / С.Д. Резник . - М.: ИНФРА-М, 2014. - 622 с.

  33. Семенов, А.К. Основы менеджмента: учебник / А.К. Семенов, В.И. Набоков. - М.: Дашков и Ко, 2013. - 623 с.

  34. Стаут, Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Л.У. Стаут . - М.: Добрая книга, 2012. - 536 с.

  35. Стратегический менеджмент: сущность и проблемы становления в России // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск: УрСЭИ АТиСО, 2011. – 340 с.

  36. Стратегическое управление как основа формирования и оптимального использования ресурсов предприятия / А.С.Рудаков, Ж.Х.Шадова, JIM. Мажигова НН Актуальные проблемы региона: Межвуз. сб.науч. тр.- Нальчик: КБГСХА, 2014. – 210 с.

  37. Титов, С.Ю. Использование финансового анализа в текущем управлении предприятием / С.Ю. Титов // Вестник МГУ «Экономика». –2012. - №1. - С.95-96.

  38. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Бизнес-школа, Интел-Синтез, 2014. - 416 с.

  39. Федосеев, В.Н. Управление персоналом организации: учебное пособие / В.Н. Федосеев, С.Н. Капустин. - М.: Экзамен, 2013. - 368 с.

  40. Фокина, О. М. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие для вузов / О. М. Фокина, А. В. Соломка . - М. : КноРус, 2014. - С.229

  41. Фролова Т.А. Экономика предприятия: конспект лекций. Таганрог: ТРТУ, 2013. - С.32-34

  42. Цветаев, В. М. Кадровый менеджмент : учебник / В.М. Цветаев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2015. — 160 с.

  43. Цветков, А. Н. Менеджмент : учеб. пособие / А. Н. Цветков . - СПб. : Питер, 2014. – 274 с.

  44. Цыпкин, Ю.А. Управление персоналом: учебное пособие / Ю.А. Цыпкин . – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 495 с.

  45. Человеческие ресурсы в американском менеджменте. Электронный ресурс/ Режим доступа: http://www.secreti.info/p58m.html

  46. Шамарова,  Е.М. Проблемы управления человеческим потенциалом// Управление персоналом.– 2015.–№8.– Электронный ресурс: Режим доступа:http://www.top-persjnal.ru/issue.html?1559;

  47. Человеческий капитал: человеческий потенциал и человеческие ресурсы/ Электронный ресурс: Режим доступа:http://www.vashakomanda.ru/article18.

  48. Чернышева, В.Я. Экономика организации (предприятия, фирмы): учеб. для вузов / под ред. Б. Н. Чернышева, В. Я. Горфинкеля. - М.: Вузовский учебник, 2014. - С.536

  49. Федеральная служба государственной статистики/Электронный ресурс: Режим доступа: http://www.gks.ru

  50. Шибаев, С. Преодолевая «иммунитет» к инновациям// Креативная экономика.– 2015.– №11.– С.6.

.

Приложения

Баланс предприятия (на конец года)

тыс. руб.

Показатели

2014г.

2015.

Изменение ( +,-)

Темп прироста (%)

1

2

3

4

5

Актив

1. Внеоборотные активы

1.1. Основные средства

143986

141036

-2950

-2

1.2. Незавершенное строительство

2551

2603

52

+41

1.3. Нематериальные активы

18

18

-

-

Итого по разделу 1

146555

143657

-2898

-2

2 Оборотные активы

2.1 Запасы

2097

2232

135

+6,4

2.2 Денежные средства

121

166

45

+37

2.3 Дебиторская задолженность

9005

14156

5151

+57

2.4. Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

2710

3416

706

+26

2.5 Прочие запасы и затраты

1736

3

-1733

-99

Итого по разделу 2

15669

19973

4306

+27

Баланс

162224

163630

1406

+0,8

Пассив

1 Капитал и резервы (итог раздела 3)

135108

133364

-1744

-1,2

2 Заемные средства

2.1 Долгосрочные обязательства

2.2 Краткосрочные обязательства, в т. ч.

6479,6

8447,1

7934,3

+1454,7

Кредиторская задолженность

6371,7

8447,1

5628,3

-743,4

Итого по разделам 4 и 5.

6479,6

8447,1

7934,3

+1454,7

Раздел 2 баланса

7233,9

10364,0

9538,1

+2304,2

Приложение Таблица 2 - Качественный состав трудовых ресурсов МУП «ЖКХ –сервис», за 2014-2016 гг.

Показатель

Численность работников, человек.

Удельный вес, %

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

Группы работников

1.Численность на конец года

97

97

98

100%

100%

100%

2. По полу:

- мужчины

85

86

88

87%

88%

89%

- женщины

12

11

10

13%

12%

11%

Итого

97

97

98

100%

100%

100%

3.По возрасту, лет:

- до 20

-

-

-

0

0

0

- от 20 до 30

10

11

11

10%

11%

11%

- от 30 до 40

25

27

28

26%

28%

29%

- от 40 до 50

25

23

21

26%

24%

21%

- то 50 до 60

37

36

34

38%

37%

35%

старше 60

-

-

4

-

-

4%

Итого

97

97

98

100%

100%

100%

4.По образованию:

- высшее

13

13

13

14%

14%

14%

- средне-специал.

29

31

32

30%

32%

33%

начальное профессиональное

43

43

39

44%

44%

39%

- среднее

12

10

14

12%

10%

14%

Итого

97

97

98

100%

100%

100%

5. По трудовому стажу, лет:

-до 5

8

9

7

8%

9%

7%

-от 5 до 10

12

13

17

12%

14%

17%

-от 10 до 15

27

28

26

27%

29%

27%

от 15 до 20

43

39

40

44%

40%

41%

свыше 20

7

8

8

7%

8%

8%

Итого

97

97

98

100%

100%

100%

87