logo search
Пиар (мифы)

2.1. Миф как одна из важнейших задач pr

Существует множество определений мифа. Т. Духонина предлагает следующее: «Миф – это семиологическая и коммуникативная система, часть коллективного бессознательного». Н. Шестов характеризует миф как текст, хранящий определенную социально значимую информацию, специфически ее излагающий, придающий ей особый статус и семантический оттенок. Базовым для данной статьи будем считать определение мифа как  симптоматического проявления архетипических структур человеческого сознания.

Важнейшей задачей PR является создание коллективных мифов. Это объясняется тем, что реклама и связи с общественностью напрямую оказывают влияние на массовую культуру потребителей. К примеру, навязанная нам массовая культура предполагает, что все здоровые люди пью «живой йогурт» по утрам.

Стоит отметить, что человек сам по себе и есть мифотворец: он создает мифы, называет эти мифы истинами и живет по ним и по их законам, подстраивая мир под размерность этих мифов. Любой миф сначала рождается на индивидуальном уровне и лишь затем может вырасти до масштаба  наций и государств.

Мифы имеют ряд функций. Среди них: аксиологическая функция – выражает качественное состояние предмета или идеи; семиотическая функция – чтение текстов на специфическом языке знаков; гносеологическая функция – способность накапливать знания о мире из поколения в поколение. 

Все эти функции важны для специалиста по PR. Беспрерывный цикл воспроизведения функций  обеспечивает сам процесс мифологизации. Мифологизация как самостоятельное явление по своей сути является прагматической и рациональной интерпретацией событий в коммерческой и политической сферах.

Сегодня мифологические образы активно эксплуатируются специалистами по PR. Включая мифы в свои тексты и другие материалы, пиармен апеллирует к родовым началам человека, что, в свою очередь, в массовом масштабе означает обращение к «коллективному бессознательному». При воздействии на массовую аудиторию гораздо проще и эффективнее использовать укоренившиеся в коллективном сознании архетипы и образы, чем опираться на относительно быстро меняющиеся социальные стереотипы.

В настоящее время на рынке PR – технологий возрастает спрос на специалистов, способных разработать базовые метафоры для воздействия на массы. Свое применение созданные образы и мотивы находят в политических кампаниях и для достижения определенных целей.

Итак, наглядный пример – миф о дикости и варварстве русских. В. Мединский, основываясь на летописном сказании о Рюрике, в своей книге пишет: «В этом плане типично использование летописного мифа о Рюрике. Вот, мол, пример того, что только иностранцы смогли принести русским государственность и порядок»4. Действительно, само существование Рюрика ставится современными учеными под сомнение, как и его происхождение. Однако в перовой половине XVIII века немецкие историки Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер разработали так называемую норманнскую теорию, которая строилась на летописных данных о приглашении «чужеземного» князя. Порожденный этой теорией миф стал одним из самых известных в истории России и в то же время наиболее негативно влияющих на имидж Российского государства в целом. Подобных мифов и сейчас существует великое множество, к примеру, о лени и жестокости русских людей.