logo
Факторы конкурентоспособности товара

1. Анализ рынка спортивных товаров

Емкость мирового рынка спортивных товаров по различным экспертным оценкам составляет от 67 до 100 млрд. долларов США. Российский рынок спортивных товаров оценивается в 0,6 - 4 млрд. долларов. Ежегодный прирост на мировом рынке составляет 15-17%. В частности, по оценкам экспертов международной сети по торговле спорттоварами Intersport, российский рынок спортивных товаров составляет около 1 млрд. долларов и растет на 15-20% ежегодно.

Годовой объем продаж мирового рынка спортивного снаряжения аналитики оценивают в 40 млрд. долларов, рынок спортивной обуви - в 20 млрд. долларов, а рынок спортивной одежды - в 38 млрд. долларов (рис. 1).

Рисунок 1.Объем продаж на мировом рынке спортивного снаряжения, спортивной обуви и одежды, млрд. долларов США

Источник: по материалам исследования агентства «ABARUS MarketResearch»

Согласно оценкам специалистов ABARUS MarketResearch, спортивные товары российского производства на мировом рынке представлены слабо. Доля продукции российских производителей на мировом рынке спортивных товаров в 2006 году не превысит 2% (рис. 2) . Несмотря на высокие темпы роста рынка, увеличения доли товаров российского производства в ближайшем будущем не ожидается.

Рисунок 2.Доля спортивных товаров российского производства на мировом рынке, %

Источник: по материалам исследования агентства «ABARUS MarketResearch» .

На российском рынке спортивных товаров ведущее положение занимают китайские производители, доля товаров китайского производства составляет до 70%. Доля спорттоваров европейского производства составляет 15%, на спорттовары российского производства также приходится 10-15% рынка (рис. 3).

Рисунок 3.Доли производителей спортивных товаров различных стран на мировом рынке спортивных товаров, %

На российском рынке спортивных товаров все более устойчивые позиции занимают крупные международные компании, конкуренция между которыми становится более острой. Осуществляется развитие региональных рынков, происходят изменения в системе дистрибуции, формируется рыночная инфраструктура, происходит рост интереса населения к спорту и активному образу жизни.

Товары для зимних видов спорта занимают 70% российского рынка спортивных товаров. Российский рынок спортивных товаров становится все более привлекательным, главным образом за счет большого количества потенциальных покупателей, недостаточной насыщенности рынка товарами, моды на спортивный стиль в одежде, обуви и аксессуарах.

На рынке спортивного инвентаря лидирующие позиции занимают зарубежные фирмы-производители. Спортивный инвентарь российского производства составляет в большинстве случаев конкуренцию иностранному только в отношении цены, в большей или меньшей степени уступая в качестве особенно на профессиональном уровне. Отсутствие ведущих позиций для отечественных фирм в производстве инвентаря по многим видам спорта объясняется не только агрессивной политикой зарубежных фирм на отечественном рынке, но и достаточно пассивной политикой государства в области спорта, особенно любительского.

В структуре продаж спортивной одежды на российском рынке лидируют футболки и майки, а также спортивные костюмы, доли которых составляют 37,5% и 29% от объема продаж соответственно; продажи курток составляют 1,5%; продажи шортов и брюк - 3,5%, купальников - 0,5%; продажи спортивной обуви -- 22,5% (рис. 4).

Наиболее популярными марками спортивной одежды и обуви в России являются «Adidas», «Reebok», «Puma» и «Nike». Помимо этих лидеров представлены также следующие марки: ColumbiaSportswear, Sprandi, Baon, FinnFlair, Sela, Kappa, Rebel, Rider, Fila, Kangaroos, Mizuno, DenisUomo, MaxMaraTechnology, Roncato, Адмирал Маркет Марин, Айсберг, Кант, Кемпинг-Тур, Юнион и другие.

Сегодня на российском рынке спортивных товаров наблюдается ориентация на потребителя со средним достатком. Это спровоцировало расширение ассортимента товаров, в том числе российского производства, а также переход части покупателей с открытых рынков в магазины.

Спортивная одежда и обувь известных западных марок (ADIDAS, SPRANDI, NIKE, REEBOK, PUMA, COLUMBIA) позиционируется в среднем и высоком ценовых сегментах и доступна потребителям с доходом от $300 в месяц. К числу наиболее востребованных видов товаров следует отнести экипировку для игры в большой теннис, для катания на роликовых коньках, товары для занятия велоспортом, снаряжение для катания на горных лыжах, а также технологичную одежду и обувь.

Рисунок 4.Структура российского рынка спортивной одежды и обуви, % от объема продаж.

Главными рынками сбыта спортивной продукции в России являются Москва и Санкт-Петербург. Наиболее крупные операторы: "Спортмастер", "Высшая лига", "Эпицентр", "Триал Спорт" (по материалам исследования агентства «ABARUS MarketResearch»)

Доля расходов на спортивные товары у российских покупателей постоянно увеличивается и составляет около 50 долларов ежегодно. В Москве этот показатель значительно выше - 150-200 долларов.

В Москве доля потребителей спортивной одежды и обуви выше, чем в регионах, и в первую очередь это касается дорогой брендированной продукции.

В результате более трети покупателей готовы сменить марку товара, если им будет предложена более выгодная цена; пятая часть покупателей готова отказаться от покупки определенной марки в угоду качеству, и такое же количество - ради удобства и функциональности. Лишь немногие ставят дизайн на первое место по степени важности.Подавляющее большинство покупателей в России предпочитает приобретать спортивную одежду и обувь на рынках, и только четверть из них - в специализированных магазинах.

На российском рынке спортивных товаров ведущее положение занимают китайские производители, доля товаров китайского производства составляет до 70%. Доля спорттоваров европейского производства составляет 15%, на спорттовары российского производства также приходится 10-15% рынка. Товары для зимних видов спорта занимают 70% российского рынка спортивных товаров. Наиболее популярными марками спортивной одежды и обуви в России являются «Adidas», «Reebok», «Puma» и «Nike».

Среди причин роста рынка спортивной одежды (кроме увеличения предложения и роста доходов населения) основными являются:

- стремление населения к здоровому образу жизни;

- популяризация активного образа жизни, вследствие чего значительная часть спортивной одежды приобретается не для занятия спортом, а для свободного времяпрепровождения (это привело к расширению ассортимента лидирующих брэндов в сегменте lifestyle).

Подделками никого не удивишь. Даже покупка в фирменном магазине не гарантирует того, что вы приобрели брендовую вещь. Что уж говорить о базарах, рынках и мелких бутиках? Тем не менее у каждого бренда существуют определенные признаки, по которым можно отличить настоящую вещь от поддельной.

Уважающий себя производитель не оставит ниток, вытягивающихся из швов, а также ниточных концов, торчащих из-под молнии.

Кстати, на молнии тоже нужно обратить особое внимание. Производитель брендовой одежды старается скрыть молнии в застегнутом виде. Если же они красуются так, что их видно со всех сторон - перед вами, скорее всего, подделка, а не последний писк моды.

Часто можно встретить, что логотип на лейбле или на самой одежде вышит одной ниткой. Между буквами образуется ниточный «мостик». Так вот, фирменный производитель никогда не вышивает логотип одной ниткой. Каждая буква на настоящей спортивной одежде вышита отдельно.

Подвесная этикетка Adidas всегда синего или черного цвета. Любой другой цвет - белый, голубой, зеленый - заведомая подделка.

На фирменных куртках Columbia логотип всегда располагается справа. Если слева - вещь «левая». Еще одна мелочь, связанная с известным брендом - шнурок на фирменном капюшоне Columbia всегда скрыт от глаз. На подделках он болтается.

Фирменный знак Nike - «галочка». Он нашивается исключительно способом набивки. На обратной стороне изображения бренда не должно быть никаких подкладок под вышивку. К числу наиболее востребованных видов товаров следует отнести экипировку для игры в большой теннис, для катания на роликовых коньках, товары для занятия велоспортом, снаряжение для катания на горных лыжах, а также технологичную одежду и обувь. Однако наибольший объем рынка спортивных товаров занимает спортивная одежда.

Спортивная одежда и обувь известных западных марок позиционируется в среднем и высоком ценовых сегментах. Наиболее популярными в России марками спортивной одежды и обуви (как зимней, так и летней) остаются "Adidas", "Reebok", "Puma" и "Nike". Эксперты утверждают, что многие из видов спортивной одежды все чаще используются для повседневного ношения под влиянием моды на спортивный стиль. В целом для рынка характерна ориентация на потребителя со средним достатком, что способствует постоянному расширению ассортимента, а также тому, что потребитель начинает предпочитать магазины открытым рынкам.