logo
Анализ состояния и направлений развития рынка кондитерских изделий

3.3 Показатели масштаба и типа рынка

Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов, как производителей, выводящих свой товар на рынок, так и торговых посредников.

Анализ продажи кондитерских изделий на территории Забайкальского края представлен в таблице 7 [9].

Таблица 7

Анализ товарооборота

Январь-декабрь 2010 г,

тыс. руб.

Январь-декабрь 2011 г.,

тыс. руб.

Январь-декабрь 2012 г.,

тыс. руб.

Абсолютное отклонение,

тыс. руб.

Темп роста, %

2011 г. к

2010 г.

2012 г. к

2011 г.

2011 г. к

2010 г.

2012 г. к

2011 г.

Товарооборот в фактических ценах

1562741

2159160

2626898

596419

467738

138,2

121,7

Абсолютное отклонение рассчитывается по формуле (1):

, руб., (1)

где - показатель предшествующего периода, руб.;

- показатель текущего периода, руб.

Темп роста рассчитывается по формуле (2):

, %. (2)

Таким образом, в 2011 году было продано больше кондитерских изделий по сравнению с 2010 годом на 596419 тыс. руб. или на 38,2 %. В 2012 году также было продано больше кондитерских изделий по сравнению с 2011 годом, на 467738 тыс. руб. или на 21, 7 %. Не смотря на то, что процент повышения продажи кондитерских изделий в 2012 году по отношению к 2011 году ниже, чем процент повышения продажи в 2011 году по отношению к 2010, отмечается положительная тенденция роста данного рынка.

В таблице 8 представлены данные о том, какой удельный вес в производстве кондитерских изделий занимают крупные и средние организации, мелкие предприятия и индивидуальные предприниматели [9].

Таблица 8

Удельный вес предприятий в производстве кондитерских изделий

Произведено в 2011 г.

Произведено в 2012 г.

Отклонение

в тоннах

удел. вес, %

в тоннах

удел. вес, %

в тоннах

в %

Крупные и средние предприятия

1921,72

46

1600,73

37

320,99

16,7

Мелкие предприятия (включая микро-предприятия)

1630,09

38

1824,11

42

194,02

11,9

Индивидуальные предприниматели

688,5

16

946,95

21

258,45

37,5

Всего произведено:

4240,31

100

4371,79

100

131,48

3,1

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в 2010 году наибольший удельный вес в производстве кондитерских изделий занимали крупные и средние предприятия, и на них приходилось 46% от всего объёма производства. На втором месте мелкие предприятия - 38% от объёма производства и, следовательно, на третьем месте индивидуальные предприятия - 16%. В 2012 году ситуация меняется, и лидерами по объёму производства становятся мелкие предприятия (42%), за ними следуют крупные и средние (37%), а на последнем месте индивидуальные предприниматели (21%).

В целом в 2012 году было произведено на 131,48 тонну больше, чем в 2011 году или на 3,1 %, что может быть обусловлено ростом объёмов продаж кондитерских изделий, а также изменением удельного веса тех или иных предприятий в производстве продукции.

Определим тип рынка с точки зрения существования различных классификаций.

По условиям торговли региональный рынок кондитерских изделий является организованным, так как он упорядочен, и эта организованность проявляется через оптовую и розничную торговлю. По сроку пользования товаром рынок будет являться рынком товаров одноразового пользования. С точки зрения организационной структуры данный рынок будет являться открытым, так как рынок кондитерских изделий представляет собой сферу обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей не ограничен. В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынок кондитерских изделий можно отнести к розничному рынку, так как покупатели приобретают кондитерские изделия для личного использования. По уровню насыщения данный рынок можно отнести к равновесному, так как предложение полностью удовлетворяет спрос (за счёт собственного производства и за счёт завоза из других регионов в совокупности). Условно определим степень дефицитности рынка кондитерских изделий по формуле (3):

(3)

где ЭК - общеэкономическая конъюнктура;

С - влияние спроса с учётом платёжеспособности;

П - влияние предложения;

Ц - влияние ценовой эластичности спроса.

Показатель экономической конъюнктуры может принимать значения от 0 до 0,4. Если показатель принимает минимальное значение, то экономическая конъюнктура способствует затовариванию рынка. Если показатель принимает максимальное значение, то экономическая конъюнктура способствует возникновению дефицита. На примере рынка кондитерских изделий в Забайкальском крае, данный показатель будет равен 0,2, так как предложение полностью удовлетворяет спрос на данные товары.

Показатель влияния спроса может принимать значения от 0 до 0,2. Если С=0, то спрос уменьшается более, чем на 10%. Если С=0,2, то спрос увеличивается более, чем на 10%. Если С=0,1, то возникает равновесие, то есть спрос не изменяется. Поэтому данный показатель будет равен 0,1.

Показатель влияния предложения изменяется в пределах от 0 до 0,3. Если П=0, то предложение увеличивается более, чем на 10 %. Если П=0,15, то предложение не изменяется. Если же П=0,3, то предложение уменьшается более, чем на 10 %. Здесь учитывается объём собственного производства, импорт (70% кондитерских изделий завозится с других регионов). В нашем случае примем П=0,2, так как предложение может изменяться за счёт завоза из других регионов.

Показатель влияния ценовой эластичности спроса изменяется в пределах от 0 до 0,1. Если Ц=0, то эластичность спроса высокая. Если Ц=0,1, то продукт слабо реагирует на изменение его цены. Если Ц=0,05, то эластичность нормальная. На данном товарном рынке Ц=0, так как кондитерские товары не являются товарами первой необходимости, а спрос на эту группу продуктов эластичен по доходу, то есть увеличение дохода приводит к увеличению спроса [4, с.140].

Таким образом, определим показатель степени дефицитности: Д=0,2+0,1+0,2+0=0,5. Это свидетельствует об устойчивом (равновесном) состоянии товарного рынка кондитерских изделий в Забайкальском крае.

То или иное состояние рынка в определённой степени зависит от его потенциальных возможностей. Потенциал рынка - это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.