3.3 Показатели масштаба и типа рынка
Масштаб рынка определяется объемом продажи товаров, а также числом и размером фирм, выступающих на рынке в качестве продавцов, как производителей, выводящих свой товар на рынок, так и торговых посредников.
Анализ продажи кондитерских изделий на территории Забайкальского края представлен в таблице 7 [9].
Таблица 7
Анализ товарооборота
Январь-декабрь 2010 г, тыс. руб. |
Январь-декабрь 2011 г., тыс. руб. |
Январь-декабрь 2012 г., тыс. руб. |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % |
||||
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
2011 г. к 2010 г. |
2012 г. к 2011 г. |
|||||
Товарооборот в фактических ценах |
1562741 |
2159160 |
2626898 |
596419 |
467738 |
138,2 |
121,7 |
Абсолютное отклонение рассчитывается по формуле (1):
, руб., (1)
где - показатель предшествующего периода, руб.;
- показатель текущего периода, руб.
Темп роста рассчитывается по формуле (2):
, %. (2)
Таким образом, в 2011 году было продано больше кондитерских изделий по сравнению с 2010 годом на 596419 тыс. руб. или на 38,2 %. В 2012 году также было продано больше кондитерских изделий по сравнению с 2011 годом, на 467738 тыс. руб. или на 21, 7 %. Не смотря на то, что процент повышения продажи кондитерских изделий в 2012 году по отношению к 2011 году ниже, чем процент повышения продажи в 2011 году по отношению к 2010, отмечается положительная тенденция роста данного рынка.
В таблице 8 представлены данные о том, какой удельный вес в производстве кондитерских изделий занимают крупные и средние организации, мелкие предприятия и индивидуальные предприниматели [9].
Таблица 8
Удельный вес предприятий в производстве кондитерских изделий
Произведено в 2011 г. |
Произведено в 2012 г. |
Отклонение |
|||||
в тоннах |
удел. вес, % |
в тоннах |
удел. вес, % |
в тоннах |
в % |
||
Крупные и средние предприятия |
1921,72 |
46 |
1600,73 |
37 |
320,99 |
16,7 |
|
Мелкие предприятия (включая микро-предприятия) |
1630,09 |
38 |
1824,11 |
42 |
194,02 |
11,9 |
|
Индивидуальные предприниматели |
688,5 |
16 |
946,95 |
21 |
258,45 |
37,5 |
|
Всего произведено: |
4240,31 |
100 |
4371,79 |
100 |
131,48 |
3,1 |
Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что в 2010 году наибольший удельный вес в производстве кондитерских изделий занимали крупные и средние предприятия, и на них приходилось 46% от всего объёма производства. На втором месте мелкие предприятия - 38% от объёма производства и, следовательно, на третьем месте индивидуальные предприятия - 16%. В 2012 году ситуация меняется, и лидерами по объёму производства становятся мелкие предприятия (42%), за ними следуют крупные и средние (37%), а на последнем месте индивидуальные предприниматели (21%).
В целом в 2012 году было произведено на 131,48 тонну больше, чем в 2011 году или на 3,1 %, что может быть обусловлено ростом объёмов продаж кондитерских изделий, а также изменением удельного веса тех или иных предприятий в производстве продукции.
Определим тип рынка с точки зрения существования различных классификаций.
По условиям торговли региональный рынок кондитерских изделий является организованным, так как он упорядочен, и эта организованность проявляется через оптовую и розничную торговлю. По сроку пользования товаром рынок будет являться рынком товаров одноразового пользования. С точки зрения организационной структуры данный рынок будет являться открытым, так как рынок кондитерских изделий представляет собой сферу обычной коммерческой деятельности, где круг независимых продавцов и покупателей не ограничен. В зависимости от потребностей, определяющих спрос на соответствующие товары, рынок кондитерских изделий можно отнести к розничному рынку, так как покупатели приобретают кондитерские изделия для личного использования. По уровню насыщения данный рынок можно отнести к равновесному, так как предложение полностью удовлетворяет спрос (за счёт собственного производства и за счёт завоза из других регионов в совокупности). Условно определим степень дефицитности рынка кондитерских изделий по формуле (3):
(3)
где ЭК - общеэкономическая конъюнктура;
С - влияние спроса с учётом платёжеспособности;
П - влияние предложения;
Ц - влияние ценовой эластичности спроса.
Показатель экономической конъюнктуры может принимать значения от 0 до 0,4. Если показатель принимает минимальное значение, то экономическая конъюнктура способствует затовариванию рынка. Если показатель принимает максимальное значение, то экономическая конъюнктура способствует возникновению дефицита. На примере рынка кондитерских изделий в Забайкальском крае, данный показатель будет равен 0,2, так как предложение полностью удовлетворяет спрос на данные товары.
Показатель влияния спроса может принимать значения от 0 до 0,2. Если С=0, то спрос уменьшается более, чем на 10%. Если С=0,2, то спрос увеличивается более, чем на 10%. Если С=0,1, то возникает равновесие, то есть спрос не изменяется. Поэтому данный показатель будет равен 0,1.
Показатель влияния предложения изменяется в пределах от 0 до 0,3. Если П=0, то предложение увеличивается более, чем на 10 %. Если П=0,15, то предложение не изменяется. Если же П=0,3, то предложение уменьшается более, чем на 10 %. Здесь учитывается объём собственного производства, импорт (70% кондитерских изделий завозится с других регионов). В нашем случае примем П=0,2, так как предложение может изменяться за счёт завоза из других регионов.
Показатель влияния ценовой эластичности спроса изменяется в пределах от 0 до 0,1. Если Ц=0, то эластичность спроса высокая. Если Ц=0,1, то продукт слабо реагирует на изменение его цены. Если Ц=0,05, то эластичность нормальная. На данном товарном рынке Ц=0, так как кондитерские товары не являются товарами первой необходимости, а спрос на эту группу продуктов эластичен по доходу, то есть увеличение дохода приводит к увеличению спроса [4, с.140].
Таким образом, определим показатель степени дефицитности: Д=0,2+0,1+0,2+0=0,5. Это свидетельствует об устойчивом (равновесном) состоянии товарного рынка кондитерских изделий в Забайкальском крае.
То или иное состояние рынка в определённой степени зависит от его потенциальных возможностей. Потенциал рынка - это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение.
- Введение
- 1. Общая характеристика рынка кондитерских изделий
- 1.1 Идентификация кондитерских изделий
- 1.2 Классификация ассортимента кондитерских товаров
- 1.3 Особенности качества кондитерских товаров. Идентификация и фальсификация кондитерских товаров
- 1.4 Состояние Российского рынка кондитерских изделий
- 2. Состояние Забайкальского рынка кондитерских изделий
- 2.1 Параметры рынка кондитерских изделий
- 2.1 Барьеры входа на товарный рынок
- 3. Оценка состояния рынка кондитерских изделий забайкальского края
- 3.1 Показатели цен
- 3.2 Анализ объема производства
- 3.3 Показатели масштаба и типа рынка
- 1.1 Статистика предприятий отрасли и перспективы развития рынка кондитерских изделий
- 4.Характеристика кондитерского рынка, тенденции его развития.
- Анализ рынка Состояние отрасли
- Тема 12. Рынок кондитерских товаров
- Тема 12. Рынок кондитерских товаров
- 8. Состояние и перспектива развития рынка сахаристых кондитерских изделий
- 7. Состояние и перспектива развития рынка мучных кондитерских изделий
- 10.6. Рынок сахара и кондитерских изделий
- 2.2 Сегментирование рынка кондитерских изделий