logo
Худэстетическая деятельность

1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников

Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.

С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Значимость этой деятельности подтверждена и временем, отводимым на неё, – до 1350 часов на весь период начального обучения. [43, с. 28 - 30].

Целью организации внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, интересах внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи внеурочной деятельности:

1 Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;

2. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;

3. Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;

4. Развитие опыта творческой деятельности;

5. Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;

6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;

7. Расширение рамок общения ребенка с социумом;

8. Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности. Работа с одаренными детьми.

Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. [5, с.33]

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность и включает в себя все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Так как в урочное время больше внимания уделяется изучению наук, поэтому важно эстетическому воспитанию уделять больше времени на внеурочных занятиях. [41,с. 76-79]. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся, является художественный труд. Данный процесс позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждает в них радость труда и жажду творчества. Такие занятия продолжают формировать у детей эстетическое отношение к искусству и действительности, духовно обогащают их, это деятельностный способ отражения и познания мира. Через участие в художественном труде ребенок может самовыражаться и самоутверждаться, самодеятельность расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям посредством личных переживаний более глубоко познать искусство, постичь серьезное художественное творчество. С помощью творчества расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний, развивается воображение, при этом порождается желание понять и почувствовать красоту, созданную своими руками и бережное отношение к продуктам человеческого труда.[8,с. 27]. Таким образом, решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется ФГОС общего образования.  Внеурочная дея­тельность - многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических ма­териалов по организации внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что в рамках ФГОС общего образования уделяется большое внимание вопросам организации воспитательно­го процесса в школе с позиции духовно-нравственного развития и воспитания, предусматривающее системность в его реализации.

Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой - воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы и рациональнее использовать в этих целях возможности внеурочной деятельности. [4,с 26].

Системообразующие направления воспитания определенные в стандарте (гражданское, патриотическое, нравственное, эстетическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеуроч­ную и внеучебную деятельность, создавая тем самым воспитатель­ное пространство в котором гармонично развивается личность ре­бенка.