1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда актуальна для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время.
С введением новых образовательных стандартов в сетке часов учебного плана появилась внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в полной мере.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Значимость этой деятельности подтверждена и временем, отводимым на неё, – до 1350 часов на весь период начального обучения. [43, с. 28 - 30].
Целью организации внеурочной деятельности младших школьников является создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, открытости в реальных жизненных ситуациях, интересах внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи внеурочной деятельности:
1 Выявление интересов, склонностей, способностей в различных видах деятельности;
2. Создание условий для индивидуального развития каждого ребенка;
3. Формирование системы знаний, умений и навыков в избранном направлении деятельности;
4. Развитие опыта творческой деятельности;
5. Создание условий для реализации полученных знаний, умений, навыков;
6. Развитие опыта неформального общения, взаимодействия и сотрудничества;
7. Расширение рамок общения ребенка с социумом;
8. Коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности. Работа с одаренными детьми.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. [5, с.33]
В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность и включает в себя все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Так как в урочное время больше внимания уделяется изучению наук, поэтому важно эстетическому воспитанию уделять больше времени на внеурочных занятиях. [41,с. 76-79]. Одним из эффективных средств эстетического воспитания, в котором тесно переплетается формирование трудовых навыков и художественное развитие учащихся, является художественный труд. Данный процесс позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающее, побуждает в них радость труда и жажду творчества. Такие занятия продолжают формировать у детей эстетическое отношение к искусству и действительности, духовно обогащают их, это деятельностный способ отражения и познания мира. Через участие в художественном труде ребенок может самовыражаться и самоутверждаться, самодеятельность расширяет опыт жизненных и эстетических отношений, помогает детям посредством личных переживаний более глубоко познать искусство, постичь серьезное художественное творчество. С помощью творчества расширяется, обогащается и углубляется сфера эмоциональных переживаний, развивается воображение, при этом порождается желание понять и почувствовать красоту, созданную своими руками и бережное отношение к продуктам человеческого труда.[8,с. 27]. Таким образом, решение задач воспитания и социализации школьников, в контексте национального воспитательного идеала, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках организации внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется ФГОС общего образования. Внеурочная деятельность - многогранный творческий процесс, включающий в себя изучение и исполнение нормативных документов, методических материалов по организации внеурочной деятельности. Необходимо отметить, что в рамках ФГОС общего образования уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса в школе с позиции духовно-нравственного развития и воспитания, предусматривающее системность в его реализации.
Главная задача, стоящая перед современной образовательной школой - воспитание гармонически развитой личности. В формировании гармонически развитой личности эстетическому воспитанию принадлежит значительная роль. В настоящее время важнейшая задача, как указывается в Основных направлениях Реформ общеобразовательной и профессиональной школы, «значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы и рациональнее использовать в этих целях возможности внеурочной деятельности. [4,с 26].
Системообразующие направления воспитания определенные в стандарте (гражданское, патриотическое, нравственное, эстетическое и др.) должны «пронизывать» учебный процесс, выходя во внеурочную и внеучебную деятельность, создавая тем самым воспитательное пространство в котором гармонично развивается личность ребенка.
- Содержание
- Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………………………..
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса ……………………………………….........
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
- 2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
- 2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
- Основное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на констатирующем этапе
- Методика ранжирования
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на контрольном этапе
- Результаты методики исходного уровня эстетических потребностей на контрольном этапе
- Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- Тема: Подбор тканей по фактуре и цвету
- Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
- Тема: Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Игрушка кот».
- Тема: Изготовление варежка-прихватки.