2.1 Исследование уровня эстетического развития младших школьников
Выводом теоретической части работы стало положение о том, что внеурочная деятельность является основным средством эстетического воспитания.
Далее мы приведем описание опытно-экспериментальной работы, целью которой явилось выявление возможностей внеурочной деятельности в эстетическом воспитании младших школьников. Именно выявление возможностей внеурочной деятельности, как основного средства эстетического воспитания младших школьников явилось предметом настоящего исследования.
Чтобы профессионально судить об эстетической воспитанности младших школьников, необходимо выделить критерии оценки и их показатели, т.е. степень развитости того или иного критерия (греч. – «отличительный признак»).
На основании педагогических исследований определены критерии и показатели сформированности эстетической воспитанности.
Исходя из выделенных критериев [4, 67], в литературе предложены разнообразные диагностические методики, дающие представление о развитии тех или иных признаков и показателей. На основании рекомендаций (О.П. Котиковой, В.Г. Кухаронак, Ю.С Любимовой) и организована наша опытно-экспериментальная работа.
Таблица 1
Критерии и показатели сформированности эстетической воспитанности
Критерии эстетической воспитанности | Показатели сформированности эстетической воспитанности |
Наличие эстетических знаний | Объем эстетических знаний; способность судить о прекрасном и безобразном в жизни и искусстве, понимать образный язык искусства; развитость оценочных суждений; умение отстаивать свои взгляды, убеждения, эстетические идеалы (в соответствии с возрастными возможностями) |
Способность к эстетическому восприятию | Адекватность восприятия воспринимаемому объекту; целостность; глубина восприятия; гармония интеллектуального и эмоционального |
Способность к эмоциональной отзывчивости (эстетические переживания и чувства) | Проявление непроизвольной эмоциональной реакции при восприятии эстетического в жизни, искусстве (радость, восторг, умиление, негодование, чувство потрясения); характер эмоциональной реакции (длительность, устойчивость, интенсивность, глубина, искренность, сдержанность, выразительность); адекватность эмоциональных реакций содержанию художественного произведения, характеру происходящих явлений в природе и общественной жизни; умение чувствовать настроение людей, сопереживать; способность оценивать свое эмоциональное состояние, соотносить свои переживания с окружающей обстановкой, нормами поведения, управлять своим эмоциональным состоянием; внешняя культура проявления эстетических эмоций и чувств (мимика, пантомима, вербальная реакция) |
Проявление эстетического вкуса | Способность к оценке эстетических явлений действительности и произведений искусства; способность обоснования своей оценки; проявление эстетического вкуса в поведении, внешнем виде, эстетико-предметной деятельности |
Ценностно-художественные ориентации | Степень устойчивости увлечений и эстетических интересов; сформированность системы эстетических предпочтений, характерная для данного возраста |
Наличие эстетических интересов и потребностей | Познавательная направленность на эстетические предметы и явления действительности; широта интересов в области искусства; проявление положительного отношения к овладению эстетико-предметной деятельностью; связь эстетического переживания с потребностью в действии (стремление участвовать в художественно-творческой деятельности, расширять эстетический кругозор); общественно-эстетическая активность |
Способность к эстетико – предметной творческой деятельности | Проявления художественно-творческих способностей в эстетической деятельности (быстрота ориентировки, находчивость, сообразительность, самостоятельность, оригинальность, инициативность, умение спланировать работу) |
Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ № 1 города________________________
В исследовании были задействованы дети первого класса: 1 «В» – экспериментальный класс 10 человек.
При изучении эстетической воспитанности необходимо использовать не одну методику, а их систему, комплекс, в которой методы дополняли бы друг друга. В настоящее время разработано большое количество методов диагностики, но не все они применимы к детям младшего возраста. На наш взгляд наиболее приемлемыми являются: наблюдение, беседа, эксперимент, опрос.
Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование по выявлению сформированности эстетической воспитанности школьников. Уровни сформированности эстетических проявлений отслеживались по следующим компонентам:
- в музыкальной деятельности;
- в изобразительной деятельности;
Весьма продуктивной в изучении эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, на наш взгляд, является методика Л.В. Школяр «Выбери музыку».
Цель – выявление способности к сравнительной рефлексии и видение прекрасного в музыкальных произведениях-стимулах.
В качестве стимулирующего материала предъявляются 2 серии предъявления теста, каждая из которых состоит из трех фрагментов музыкальных произведений:
1-я серия: Э. Григ «Одинокий странник»; П. Чайковский «Утреннее размышление»; Э. Григ «Смерть Озе»;
2-я серия: А. Лядов Прелюдия d-moll; П. Чайковский «Баркарола»; Д. Кабалевский «Печальная история»;
Детям предлагается задание: послушать и определить, какие из трех произведений в каждой серии схожи по характеру, а какое отличается от них? Попробовать определить, чем отличается от двух других?
Школяр Л.В. предлагаются следующие критерии определения уровня эмоционально-смыслового содержания музыки, которыми мы и воспользовались: высокий уровень – способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, мыслей, образов с музыкальными средствами выразительности воспринимаемого фрагмента, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, эмоционально-образных характеристик своих переживаний музыки (3 балла);
средний уровень – правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления музыки, без анализа средств выразительности (2 балла);
низкий уровень характеризуется неспособностью определить отличное от двух других музыкальное произведение, попыткой учащихся анализировать некоторые выразительные средства сходных музыкальных фрагментов, без опоры на эмоционально-образное осмысление содержание музыкальных произведений, неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов (1 балл).
Результаты диагностики занесены в таблицу 2.
Уровни сформированности эстетических проявлений в изобразительной деятельности.
Для определения уровня эстетических проявлений детей в изобразительной деятельности был использован художественно-экспрессивный тест, который позволил продиагностировать уровень развития эмоциональных представлений. Испытуемым предлагались репродукции произведений изобразительного искусства, на которых изображены дети. В качестве художественных текстов были выбраны:
Серов В.А. Девочка с персиками.
Ренуар О. Читающая девочка.
Серов В.А. Портрет Мики Морозова.
На всех портретах с помощью изображения экспрессивных признаков (мимика, пантомимика) и специфических средств живописи (цвет, линия, композиция) отображены различные эмоциональные состояния героев.
Цель эксперимента заключается в определении уровня развития эмпатии, эмоциональной выразительности интерпретаций художественных текстов и эмоциональности.
Испытуемым предлагается рассмотреть репродукции картин и рассказать (устно) о детях, изображенных на картинах, ответив на следующие вопросы: «О чем думают эти дети»? «Какие они по характеру»? «Какое у них настроение»?
Уровень развития эмоциональных представлений оценивается по трехбалльной системе:
3 балла – высокий уровень – ребенок точно уловил настроение, переданное на картине, свободно и полно рассказывает о характере этих детей, домысливает дальнейшие их действия, высказывает оригинальные мысли о чувствах детей;
2 балла – средний уровень – ребенок определяет, о чем думают эти дети, их настроение, однако их суждения о картинах неуверенные, неполные, неразвернутые;
1 балл – низкий уровень – ребенок путается в определении настроений детей, наблюдается обобщенность суждений о восприятии им картин, эмоциональные характеристики односложны и скупы, неопределенны.
Так же мы применили еще одну методику диагностики эстетической воспитанности – недописанный тезис (незаконченное предложение). Цель методики – выявление общего взгляда на понятия эстетической культуры. Методика выявляет общие установки по отношению к эстетической культуре. Детям предлагалось закончить следующие тезисы (предложения):
Хорошая жизнь – это ….
Лучше всего я чувствую себя, когда ….
Мне хорошо, когда вокруг….
Мне нравится смотреть на ….
Я люблю ходить в ….
Мне нравиться на уроках ИЗО….
Мне нравится, когда мои работы….
Я вижу прекрасное (красивое) в….
Результаты диагностики приведены в таблице 2 и показаны на диаграмме 1. Таблица № 2 Уровень сформированности эстетической воспитанности по изобразительному компоненту у детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента
№ пп | ФИ учащегося |
| Общий уровень | |||
По музыкальному компоненту | По изобразительному компоненты | По тесту | ||||
11 | Срежа М. | в | с | с | с | |
22 | Милана А. | с | с | с | с | |
33 | Алиса В. | н | н | н | н | |
44 | Семен С. | в | в | в | в | |
55 | Илья П. | н | н | н | н | |
66 | Вероника Ш. | с | с | с | с | |
77 | Гордей С. | н | н | н | н | |
88 | Катя В. | с | с | с | с | |
99 | Евгений Ж. | с | с | с | с | |
110 | Маша З. | н | с | с | с | |
Процент |
| 20 % | 10 % | 10 % | 10 % | |
|
| 40 % | 60 % | 60 % | 60 % | |
|
| 40 | 30 % | 30 % | 30 % |
Наглядно результаты диагностики представлены на диаграмме (рисунок 1)
Рисунок 1 Уровень сформированности эстетической воспитанности по у детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента
В результате анализа результатов исследования было выявлено, что в экспериментальном классе (1 «В») по музыкальному компоненту 2 ученика (20%) имеют высокий уровень эстетический сформированности, 4 ученика (40%) имеют средний уровень и 4 ученика (40%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на музыку;
По изобразительному компоненту - 1 ученика (10%) имеют высокий уровень, 6 учеников (60%) имеют средний уровень и 3 учеников (30%) – с низким уровнем сравнительной рефлексии и эмоциональной отзывчивости на изобразительное искусство;
По тесту «незаконченное предложение» - 1 ученика (10%) имеют высокий уровень, 6 учеников (60%) имеют средний уровень и 3 учеников (30%) – с низким уровнем общего взгляда на понятия эстетической культуры.
Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ показал, что у школьников уровень эстетической воспитанности находится в основном на низком и на среднем уровне.
Таким образом, проведя диагностику, мы выяснили, что с детьми необходимо проводить работы по повышению уровня эстетической воспитанности. Один из выходов в данной ситуации мы видим во введении элементов искусствоведения во внеурочную деятельность младших школьников: музыку и изобразительное искусство. Поэтому мы перешли к проведению формирующего эксперимента.
- Эстетическое воспитание школьников во внеурочной деятельности учителя Содержание
- Глава 1. Теоретические аспекты внеурочной деятельности младших школьников как средства эстетического воспитания……………………………..6
- Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности………………………………………
- Глава 1. Теоретические аспекты внеурочной деятельности младших школьников как средства эстетического воспитания
- 1.1. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в психолого-педагогической литературе
- 1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
- 1.3. Внеурочная деятельность младших школьников
- Глава II. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности
- 2.1 Исследование уровня эстетического развития младших школьников
- 2.2. Эстетическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
- 2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по эстетическому воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности