logo
Эстетическое воспитание

1.3 Условия эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности

Внеурочная деятельностьшкольников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

На сегодняшний день внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Организацию целенаправленного эстетического воспитания целесообразно осуществлять в рамках художественно-эстетического направления. При этом, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение и творческая деятельность – это те виды деятельности которые, на наш взгляд, позволят сформировать у школьников эстетический кругозор, способность к эстетическим суждениям и эстетическую потребность.

Познавательная деятельность направлена на овладение учащимися новыми знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы.Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в различных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, интеллектуальные клубы, олимпиады, экскурсии, викторины и т.п.Все эти формы сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками необходимых знаний, которые могут способствовать повышению уровня эстетической воспитанности). Необходимый уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственный мир ребенка. То есть, большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования в рамках эстетических вопросов. Для учащихся первого класса этого достаточно, так как они только начинают свой путь познания в рамках эстетической воспитанности, и это соответствует их познавательному уровню согласно возрастным особенностям.

Проблемно-ценностное общение, как продуктивный вид внеурочной деятельности затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей. Все это позволяет ребенку формировать собственное мнение в сфере эстетической культуры. Для того, чтобы у ребенка начало формироваться собственное мнение, которое является основой суждений, он должен научиться рассуждать. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в различных формах: этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия.

Для достижения первого уровня результатов в рамках развития эстетических суждений у первоклассников оптимальна форма беседы. Беседа рассматривается как метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – учителя и учащихся. Беседа отличается тем, что учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. В процессе беседы предметом обсуждения становятся эстетические проблемы. Цель беседы – углубление, упорядочение эстетических понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы эстетических взглядов и убеждений. Для достижения максимального воспитательного результата, необходимо учитывать некоторые содержательные и организационные особенности беседы.В зависимости от возраста учащихся определяется тема беседы. Подбирается фактический материал. Продумываются вопросы к беседе. При подготовке учащихся к беседе:заранее объявляется тема беседы, указывается литература, в классном уголке помещаются ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;при необходимости определяются индивидуальные задания; определяются групповые задания.

Структура беседы:

  1. Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению эстетического материала.

  1. Обоснование актуальности темы.

  1. Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.

  2. Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач.

  3. Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.

Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

    1. Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самостоятельно находить на них ответы.

    2. Нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, учить их с уважением относиться к мнениям других.

    3. Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, а учащиеся слушают. Лишь откровенно высказанные мнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к выводу, к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько тёплым будет характер беседы, раскроют ли в ней учащиеся свою душу.

    4. Эмоциональность беседы. К методическим приёмам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яркость, убедительность фактического материала.

Творческая внеурочная деятельность обладает, на наш взгляд, богатыми возможностями для формирования эстетических потребностей детей. Творческая деятельность правомерно рассматривать как процесс создания оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.Творческая деятельность младших школьников - продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Исходя из данного определения, можно выделить основные виды творческой деятельности:

1. Познание — образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.

2. Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.

3. Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.

4.Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.

Существует большое разнообразие организационных форм творческой деятельности, которые будут способствовать формированию эстетической потребности у младших школьников. Представим некоторые из них.

  1. Кружковые занятия. Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности. Цель: расширение и углубление знаний художественной литературы, искусства и т.п. Кружок является важным средством ориентации учащихся в определенной сфере. Занятия способствуют у учащихся развитию творческих способностей, формируют навыки самостоятельной работы.

  2. Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями. К основным формам факультативных занятий относятся: беседы, лекции, практические занятия.

Также большим воспитательным потенциалом обладают художественные акции: спектакли, выставки детских работ, творческие вечера. Все перечисленные виды художественных акций, как правило, имеют свою тематическую направленность и совместно организуются школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Организация эстетического воспитания во внеурочной деятельности младших школьников будет наиболее эффективной при реализации следующих условий: формирование эстетических знаний в процессе познавательной деятельности; формирование способности к эстетическим суждениям в процессе проблемно-ценностного общения; формирование эстетической потребности в процессе творческой деятельности.

Экспериментальной проверке выделенных условий посвящена вторая глава нашего исследования.