1.3 Условия эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
Внеурочная деятельностьшкольников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
На сегодняшний день внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Организацию целенаправленного эстетического воспитания целесообразно осуществлять в рамках художественно-эстетического направления. При этом, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение и творческая деятельность – это те виды деятельности которые, на наш взгляд, позволят сформировать у школьников эстетический кругозор, способность к эстетическим суждениям и эстетическую потребность.
Познавательная деятельность направлена на овладение учащимися новыми знаниями, способами получения знаний, приемами самостоятельной работы.Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в различных формах: факультативы, кружки познавательной направленности, интеллектуальные клубы, олимпиады, экскурсии, викторины и т.п.Все эти формы сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня (приобретение школьниками необходимых знаний, которые могут способствовать повышению уровня эстетической воспитанности). Необходимый уровень результатов будет достигаться лишь в том случае, когда объектом познавательной деятельности детей станет собственный мир ребенка. То есть, большое место здесь будет уделяться познанию жизни людей, познанию общества: его структуры и принципов существования в рамках эстетических вопросов. Для учащихся первого класса этого достаточно, так как они только начинают свой путь познания в рамках эстетической воспитанности, и это соответствует их познавательному уровню согласно возрастным особенностям.
Проблемно-ценностное общение, как продуктивный вид внеурочной деятельности затрагивает не только эмоциональный мир ребенка, но и его восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей. Все это позволяет ребенку формировать собственное мнение в сфере эстетической культуры. Для того, чтобы у ребенка начало формироваться собственное мнение, которое является основой суждений, он должен научиться рассуждать. Проблемно-ценностное общение школьников может быть организовано в различных формах: этическая беседа, дебаты, тематический диспут, проблемно-ценностная дискуссия.
Для достижения первого уровня результатов в рамках развития эстетических суждений у первоклассников оптимальна форма беседы. Беседа рассматривается как метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – учителя и учащихся. Беседа отличается тем, что учитель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. В процессе беседы предметом обсуждения становятся эстетические проблемы. Цель беседы – углубление, упорядочение эстетических понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы эстетических взглядов и убеждений. Для достижения максимального воспитательного результата, необходимо учитывать некоторые содержательные и организационные особенности беседы.В зависимости от возраста учащихся определяется тема беседы. Подбирается фактический материал. Продумываются вопросы к беседе. При подготовке учащихся к беседе:заранее объявляется тема беседы, указывается литература, в классном уголке помещаются ситуации, вопросы, над которыми следует подумать, подобрать примеры;при необходимости определяются индивидуальные задания; определяются групповые задания.
Структура беседы:
-
Определение темы беседы и возбуждение у школьников интереса к восприятию и усвоению эстетического материала.
-
Обоснование актуальности темы.
-
Раскрытие темы беседы на примере жизни и деятельности выдающихся людей, а также на материале окружающей жизни.
-
Анализ положения дел в классе в связи с обсуждаемой проблемой и определение конкретных задач.
-
Обобщение итогов беседы и краткий опрос учащихся по основным положениям изложенного материала.
Эффективность беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:
-
Очень важно, чтобы беседа имела проблемный характер, предполагала борьбу взглядов, идей, мнений. Учитель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самостоятельно находить на них ответы.
-
Нельзя допускать, чтобы беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых ответов. Нужно дать ребятам возможность говорить то, что они думают, учить их с уважением относиться к мнениям других.
-
Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: учитель говорит, а учащиеся слушают. Лишь откровенно высказанные мнения позволяют учителю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к выводу, к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько тёплым будет характер беседы, раскроют ли в ней учащиеся свою душу.
-
Эмоциональность беседы. К методическим приёмам, способствующим повышению эмоциональности, относятся: подготовка учащихся к беседе, интересное начало беседы, яркость, убедительность фактического материала.
Творческая внеурочная деятельность обладает, на наш взгляд, богатыми возможностями для формирования эстетических потребностей детей. Творческая деятельность правомерно рассматривать как процесс создания оригинального продукта, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, которые проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.Творческая деятельность младших школьников - продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.
Исходя из данного определения, можно выделить основные виды творческой деятельности:
1. Познание — образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания.
2. Преобразование — творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний.
3. Создание — творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях.
4.Творческое применение знаний — деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике.
Существует большое разнообразие организационных форм творческой деятельности, которые будут способствовать формированию эстетической потребности у младших школьников. Представим некоторые из них.
-
Кружковые занятия. Кружок – это основной и наиболее распространённый вид групповой внеурочной деятельности. Цель: расширение и углубление знаний художественной литературы, искусства и т.п. Кружок является важным средством ориентации учащихся в определенной сфере. Занятия способствуют у учащихся развитию творческих способностей, формируют навыки самостоятельной работы.
-
Факультативные занятия - это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями. К основным формам факультативных занятий относятся: беседы, лекции, практические занятия.
Также большим воспитательным потенциалом обладают художественные акции: спектакли, выставки детских работ, творческие вечера. Все перечисленные виды художественных акций, как правило, имеют свою тематическую направленность и совместно организуются школьниками и педагогом в виде коллективных творческих дел.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод. Организация эстетического воспитания во внеурочной деятельности младших школьников будет наиболее эффективной при реализации следующих условий: формирование эстетических знаний в процессе познавательной деятельности; формирование способности к эстетическим суждениям в процессе проблемно-ценностного общения; формирование эстетической потребности в процессе творческой деятельности.
Экспериментальной проверке выделенных условий посвящена вторая глава нашего исследования.
- Анна Александровна Ковзунова условия эстетического воспитания во внеурочной деятельности младших школьников
- Иркутск 2016 содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы эстетического воспитания младших школьников в научной литературе………………………….
- Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся начальных классов …………………………………………………………………....
- Введение
- Глава 1. Теоретико-методологические основы проблемы эстетического воспитания младших школьников в научной литературе
- 1.1 Сущностная характеристика процесса эстетического воспитания младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности младших школьников, влияющие на процесс эстетического воспитания
- 1.3 Условия эстетического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся начальных классов
- 2.1 Выявление исходного уровня эстетической воспитанности учащихся 1 класса
- 2.2 Экспериментальная программа внеурочной деятельности по эстетическому воспитанию учащихся 1 класса
- Приветствие учащихся, сообщение темы занятия.
- 2. Беседа с элементами формирования эстетических знаний.
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Список литературы