logo
Эстетическое воспитание

1.3. Внеурочная деятельность младших школьников

Большими возможностями для развития эстетического воспитания имеет внеурочная деятельность школьников, в которой дети приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов. В этом параграфе мы рассмотрим основные виды внеурочной деятельности младших школьников, раскроем понятие «внеурочная деятельность» , выявим его цель, задачи, рассмотрим особенности внеурочной деятельности в младшем школьном возрасте, способствующей эстетическому воспитанию.

Новое время ставит новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Оптимальной формой организации развивающей среды, способствующей эстетическому воспитанию младших школьников, установлению дружеских взаимоотношений, развитию навыков общения, является внеурочная деятельность. Актуальность, важность рациональной организации внеурочной деятельности особо возрастает в рамках перехода на новые образовательные стандарты.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников в различных областях искусства, спорта, науки, техники и других видов деятельности.

Организация внеурочной деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.

Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей гимназистов к различным видам деятельности;

- оказание помощи в поисках « себя» ;

- создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

- формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;

- развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;

- расширение рамок общения с социумом.

Система внеурочной воспитательной работы представляет собой единство целей, принципов, содержания, форм и методов деятельности.

Содержание системы внеурочной воспитательной работы включает в себя единство умственного, нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания учащихся, разнообразные виды деятельности общешкольного, классных и других коллективов.

Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников. [8,17]

Существуют типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы внеурочной работы.

Существует недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи « цель – содержание – форма» или «планирование – организация – анализ» , а также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту.

Не менее опасен и другой недостаток - интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.

Еще один существенный недостаток - формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.

Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора. [10, 19]

Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:

1) учебно-познавательное:

- предметная неделя русского языка;

- библиотечные часы;

- конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.

2) культурно-просветительное:

- посещение городской картинной галереи;

- театральные представления;

- проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.

3) общественно-патриотическое:

- встречи с ветеранами ВОВ, « уроки мужества» ;

- работа школьного музея;

- работа по сбору и реставрации музейных экспонатов;

- экскурсионная работа;

- организация и проведение субботника по благоустройству школы.

4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:

- работа спортивных секций по футболу и хоккею;

- общеоздоровительная работа;

- проведение подвижных игр и « весёлых стартов» ;

- проведение внутришкольных спортивных соревнований;

- проведение бесед по охране здоровья;

- заполнение « карточки здоровья» .

5) нравственно-правовое:

- беседа о правилах безопасности дорожного движения;

- экологическая работа;

- беседы о правилах поведения в общественном месте;

-работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.

6) эстетическое и игровое:

- организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

- проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;

- участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне района;

7) лекционно-образовательное:

- проведение родительских собраний;

- лектории;

- индивидуальная работа с родителями.

Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия.

В беседе, конференции по нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией (вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом, зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ, игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности учащихся являются различные формы внеклассной работы: кружки и студии по литературе, изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности. В процессе этой работы школьники приобщаются к творчеству и делают первые шаги в литературе, музыке и изобразительном искусстве.

Внеклассная и внешкольная работа по эстетическому воспитанию становится эффективной, если она вписывается в целостный учебно-воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания учащихся во внеурочное время можно выделить три взаимосвязанных звена:

1) эстетическое просвещение;

2) развитие эстетических чувств;

3) обогащение опыта художественной деятельности.

Таким образом, эстетическое воспитание школьников на уроках по ряду причин носит ограниченный характер, зато во внеклассной работе для него открываются большие возможности. Это – кружки, беседы, лекции, факультативные занятия, встречи за круглым столом.

Таким образом, в данной главе нами были охарактеризованы теоретические подходы к эстетическому воспитанию младших школьников. Итак, внеурочная деятельность является важным средством эстетического воспитания. Эстетическое воспитание школьников оказывает положительное воздействие на их физическое и психическое развитие, способствуя росту их общей культуры. Нами были рассмотрены взгляды великих педагогов, а так же их подходы к эстетическому воспитанию младших школьников.

Кроме того, нами рассмотрены особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте, где главную роль в жизни школьника играет учитель. Поэтому педагог должен не только заложить прочный фундамент эстетически развитой личности, но посредствам эстетического воспитания заложить подлинное мировоззрение человека, так как именно в этом возрасте происходит развитие сущностных эстетических качеств будущей личности. Таким образом, эстетическое воспитание играет неотъемлемую роль в жизни ребёнка.

Говоря о средствах эстетического воспитания можно констатировать, что эстетически воспитывает буквально всё, вся окружающая нас действительность. К важному источнику приобретения эстетического опыта детей относится и внеурочная деятельность.

Большими возможностями для развития эстетического воспитания имеет внеурочная деятельность школьников, в которой дети приобщаются к творчеству с учетом их способностей и интересов.

Система внеурочной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.