Заключение
Внеурочной деятельности на современном этапе развития образования в рамках ФГОС общего образования уделяется большое внимание вопросам организации воспитательного процесса с позиции духовно-нравственного развития и эстетического воспитания, предусматривающее системность в его реализации.
Изучение психолого-педагогических исследований к проблеме возрастных особенностей эстетического развития младших школьников показал, что эстетическое развитие можно рассматривать как систему, включающая совокупность компонентов (цель, задачи, мотивы, систему принципов, элементов содержания, средств, методов, форм и условий осуществления эстетического воспитания).
Опытно - экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе эксперимента мы выявили исходный уровень сформированности эстетического развития младших школьников. Выяснили, что уровень эстетического развития преимущественно находятся на среднем и низком уровне.
На формирующем этапе эксперимента была разработана программа занятий внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» по эстетическому развитию учащихся.
После формирующего этапа эксперимента с учетом условий, выявленных в теоретической части нами была проведена повторная диагностика, направленная на выявление достигнутого уровня эстетического развития младшего школьника.
Сравнительный анализ полученных результатов на констатирующем и контрольном этапах показал, что показатель с высоким уровнем эстетического развития повысился. Что свидетельствует об эффективности проведенной нами программы и состоятельности выдвинутой гипотезы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Адаскина, А. А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности / А. А. Адаскина // Вопросы психологии. – 2008. – №6. – С.100-110.
-
Андреева, И. Шитье и рукоделие: энциклопедия / И. Антропова. – М., Большая Российская энциклопедия, 1994.
-
Антропова, И. Шитье: энциклопедия / И. Антропова. – М., Большая Российская энциклопедия, 2004.
-
Апанасенко, О. Н. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие / О. Н. Апанасенко, А. В. Потемкин А.В. – Барн: изд. БГПУ, 2005. – С. 10-12.
-
Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А. Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
-
Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л. В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2013. –177 с.
-
Банакина, Л. В. Лоскутное шитье. Техника, приемы, изделия / Л. В. Банакина. – М.: АСТ-Пресс, 2010. – 191 с.
-
Бесова, М. А. Педагогика современной школы: теоретический аспект: Учебное пособие. Часть 2 / М. А. Бесова. - Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2004. – 104 с.
-
Брагуца, А. В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Брагуца // Начальная школа. – 2011. – №6. – с.53-55
-
Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. – 2008. – №2. – С. 28-29.
-
Ветлугина, Н. А. Система эстетического воспитания в школе / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2002. – 79 с.
-
Волкова, Е. Н. Лоскутное шитье / Е. Н. Волкова. – М.: Аист , 2010. – 112 с.
-
Гаджиева, Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся / Х. Гаджиева // Искусство в школе. – 2007. – № 1. – С. 78–80.
-
Герасимов, С. А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимова. – М.: Педагогика, 2008. – 264 с.
-
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 233 c.
-
Евладова, Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е. Б. Евладова // Воспитание школьников. – 2012. – №3. – С.15-26.
-
Еременко, Т. Вышивка. Техника. Приемы. Изделия / Т. Еременко. – М.: Аст – Пресс, 2000. – 192 с.
-
Зверев, И. Д. Эстетическое образование школьников / И. Д. Зверев. – М.: Педагогика, 1984. – 140 с.
-
Ильенков, Э. В. К беседе об эстетическом воспитании / Э. В. Ильенков // Школа должна учить мыслить. – 2002. – С. 91-94.
-
Ильинская, И. П. Критерии оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / И. П. Ильинская // Начальная школа. – 2009. – № 1. – С. 20-25.
-
Кормик, М. Лоскутное шитье. Мотивы. Узоры. Техника / М. Кормик, Г. М. – Издательство: Ниола 21 век, 2001. – 128 с.
-
Корниенко, С. Г. Эстетическое воспитание младших школьников в условиях малого города: автореф. дис. … канд. пед. Наук / С. Г. Корниенко. - Кемерово, 2002. – 191 с.
-
Корчинова, О. В. Декоративно-прикладное творчество / О. В. Корчинова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 357 с.
-
Костикова, И. Ю. Школа лоскутной техники / И. Ю. Костикова. – М.: Просвещение, 2004. – 199 с.
-
Котикова, О. П. Эстетическое воспитание младших школьников / О. П. Котикова. – М.: АСТ-Пресс, 2001. – 192 с.
-
Кузьмина, Н. Лоскутная мозаика / Н. Кузьмина. – М.: изд. Эксмо, 2007. – 64 с.
-
Кушаев, Н. А. Основы эстетического воспитания / Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2007. – 240 с.
-
Любимова, Ю. С. Методика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл. / Ю. С. Любимова, В. В. Буткевич. – Минск: Пачатковая школа, 2008. – 114 с.
-
Максимова, М. В. Лоскутная мозаика / М. В. Максимова. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2006. - 64 с.
-
Маленкова, Л. И. Теория и методика воспитания / Л. И. Маленкова. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004. – 480 с.
-
Нагель, О. И. Художественное лоскутное шитье / О. И. Нагель. – М.: Школьная пресса, 2004. – 96 с.
-
Нурутдинова, А. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеучебной деятельности / А. Нурутдинова // Искусство в школе. – 2007. – № 1. – С. 64 – 66.
-
Обухова, Л.Г. Психология детства / Л. Г. Обухова. – М.: Просвещение, 2002. – 159 с.
-
Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. – М.: Эксмо, 2007. – 64 с.
-
Поддубская, Г. С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания / Г. С. Поддубская. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2010. – 52 с.
-
Поспелова, Ю. Л. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста в условиях развития современного общества / Ю. Л. Поспелова, И. В. Груздова // Вектор науки ТГУ. – М.: Педагогика, психология, 2011. – 414 с.
-
Привалова, В. Пэчворк / В. Привалова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 301 с.
-
Пронина, Л. В. Уроки детского творчества / Л. В. Пронина. – М.: Просвещение, 2001. – 242 с.
-
Пьянкова, Н. И. Искусство в современной школе / Н. И. Пьянкова. – М.: Просвещение, 2006. – 178 с.
-
Сапцина, У. В. Волшебный пэчворк. Стильные проекты / У. В. Сапцина. – М.: Контент, 2012. – 32 с.
-
Смирнов, Д. В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – 2-е изд. / Д. В. Смирнов, В. А. Горский, А. А. Тимофеев. – М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
-
Таборидзе, М. Д. Эстетическое воспитание школьников / М. Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 2008. – 104 с.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31 с.
-
Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. –М.: Гардарики, 2003. – 519 с.
-
Черникова, Н. В. Проблема формирования эстетической культуры личности в педагогике в современном образовательном контексте / Н. В. Черникова. – Минск.: Искусство, 2010. – 38 с.
-
Шацкая, В. Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В. Н. Шацкая. – М.: Школа, 2005. – 168 с.
-
Ягупов, В. В. Педагогика / В. В. Ягупов. – К.:Либідь, 2002. – 495 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- Содержание
- Глава 1.Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы……………………………………………………………………..
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса ……………………………………….........
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы организации внеурочной художественно-эстетической деятельности в образовательном процессе начальной школы
- 1.1. Специфика организации внеурочной художественно-эстетической деятельности младших школьников
- 1.2 Возрастные особенности эстетического развития младших школьников
- 1.3. Организационно-методические условия художественно-эстетической деятельности младших школьников во внеурочном процессе
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Опытно-экспериментальная работа, направленная на организацию художественно-эстетического направления внеурочной деятельности для учеников 4-го класса
- 2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса
- 2.2. Экспериментальная программа внеурочной деятельности «Лоскутная пластика» для учеников 4 класса
- Основное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- 2.3. Анализ результатов экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
- Заключение
- Анкета «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на констатирующем этапе
- Методика ранжирования
- Результаты анкетирования исходного уровня эстетических знаний на контрольном этапе
- Результаты методики исходного уровня эстетических потребностей на контрольном этапе
- Подробное содержание программы внеурочной деятельности «Лоскутная пластика»
- Тема: Подбор тканей по фактуре и цвету
- Тема: Выполнение образцов ручных швов, используемых в лоскутном шитье.
- Тема: Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Игрушка кот».
- Тема: Изготовление варежка-прихватки.