logo
Эстетическое воспитание

2.1 Выявление исходного уровня эстетической воспитанности учащихся 1 класса

Констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ «Речушинская средняя общеобразовательная школа», Иркутская область, Нижнеилимский район, п. Речушка, 1 класс. В эксперименте приняли участие 10 учащихся в возрасте 7 лет.

В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы решались следующие задачи:

- определить исходный уровень эстетической воспитанности младших школьников;

- выявить представления родителей младших школьников об эстетической воспитанности их детей.

В соответствии с задачами и выделенными в теоретической части нашей работы показателями и критериями эстетической воспитанности младших школьников, были использованы следующие методы исследования, представленные в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Показатели и методы исследования эстетической воспитанности

младших школьников

показатели

методы

  1. Эстетические суждения

  1. Эстетические чувства

  1. Эстетические потребности

- социологический опрос

- наблюдение

- методика А.Ж.Овчинниковой «Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников»

- социологический опрос

- наблюдение

- анализ продуктов творческой деятельности учащихся

1. Эстетические чувства. Методы: методика А.Ж. Овчинниковой «Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников».

2. Эстетические суждения. Методы: социологический опрос, наблюдение.

3. Эстетические потребности. Методы: социологичексий опрос, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Исследование проходило в течение первых двух недель декабря 2015 года.

Изучение исходного уровня эстетической воспитанности младших школьников мы начали с методики А.Ж. Овчинниковой «Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников». С помощью данной методики у детей младшего школьного возраста определялся уровень развития эстетических чувств, которые характеризовались критериями:

- эстетическое отношение к реальным объектам;

- эстетическое отношение к произведениям искусства;

- умение выделять общее, группировать, классифицировать.

Для изучения первого критерия, отношения к реальным объектам, детям предлагался опросник, представленный в Приложении 1.

Время выполнения 15 минут. По результатам ответов все учащиеся были распределены в три группы: с низким, средним и высоким уровнем эстетического отношения к реальным объектам Результаты диагностики по методике А.Ж.Овчинниковой «Эстетическое отношение к действительности представлены на рис.2.1. (Рис. 2.1.).

Рис. 2.1. Исходный уровень эстетического отношения первоклассников к реальным объектам на констатирующем этапе.

Было выявлено 4 (40%) учащихся с низким уровнем эстетического отношения к реальным объектам. Это дети, у которых эстетическое восприятие смутно, недифференцировано, схематично. В них отражаются не столько эстетические свойства и признаки, присущие данным объектам действительности, сколько общие внешние признаки группы сходных между собой предметов, которые не связываются в сознании младших школьников с отражением эстетических свойств, знакомых ему по личному опыту.

Учащиеся со средним уровнем – 4 человека (40%) затруднялись использовать эстетические признаки в совокупности при передаче эстетического содержания объекта, выражения к нему своего отношения. Выделение особенного оригинального на этом уровне у них ещё не происходит.

Дети, обладающие высоким уровнем эстетического отношения к реальным объектам, - 2 человека (20%) стремились художественно передать увиденное, выделить то, что поразило и удивило, высказать своё отношение на основе характеристики средств выразительности.

Критерии «эстетическое отношение к произведениям искусства», «умение выделять общее, группировать, классифицировать» определялись последующим опросникам (Приложение 2, 3 соответственно).

По результатам ответов на данные вопросы все учащиеся были распределены на три группы: с низким, средним и высоким уровнем эстетического отношения к произведениям искусства и умения выделять общее, группировать, классифицировать.

Полученные данные представлены на рисунках 2.2 и 2.3 соответственно.

Рис. 2.2. Результаты определенияэстетического отношения первоклассников к произведениям искусства на констатирующем этапе

Рис. 2.3. Результаты выявления способностей первоклассников выделять общее, группировать и классифицировать на констатирующем этапе.

Учащиеся с низким уровнем эстетического отношения к произведениям искусства – 6 человек (60%) и 4 человека (40%) с низким уровнем умения выделять общее, группировать и классифицировать характеризуются неумением при оценочных суждениях о произведениях искусства выделить главные существенные моменты в раскрытии смысла произведения, основное в средствах художественной выразительности, обладают поверхностным анализом произведений искусства, неразвитостью эстетических ориентаций.

Дети, имеющие средний уровень по второму критерию – 3 человека (30%) и по третьему критерию – 4 человека (40%) отмечаются наличием определённых знаний, на основе которых эстетические суждения характеризуются ещё однотипностью вкусовых оценок. Суждения ребёнка зависят от общепринятых авторитетов при отсутствии избирательно – личностного отношения и ориентируются на привычные виды и средства выразительности в искусстве.

Был выявлен 1 ученик (5%) с высоким уровнем развития эстетического отношения к произведениям искусства и 2 ученика (20%) с высоким уровнем умения выделять общее, группировать и классифицировать. Это такие учащиеся, которые умеют выделить главное, обладают осознанностью выбора средств художественной выразительности.

Более подробные результаты полученных данных представлены в Приложении 4.

Обобщённые результаты изучения уровня развития эстетических чувств у младших школьников отражены в Таблице 2.1.

Данные Таблицы 2.1. демонстрируют, что 4 детей (40%) показали низкий уровень развития эстетических чувств, 4 детей (40%) показали средний уровень развития эстетических чувств, 2 детей (20%) показали низкий уровень развития эстетических чувств.

Таблица 2.2.

Исходный уровень сформированности эстетического отношения первоклассников на констатирующем этапе эксперимента

Уровни развития эстетических чувств

Высокий

Средний

Низкий

абс.

%

абс.

%

абс.

%

2

20

4

40

4

40

Анализируя результаты эстетической воспитанности учащихся по отношению к реальным объектам, было выявлено, что первоклассники как прекрасное выделяют поразившие их предметы или явления. Чаще всего как объекты красивого дети выделяют растения, в частности деревья, цветы. На втором месте находятся объекты неживой природы. Из явлений природы, вызывающих приятное ощущение, яркое впечатление, младшие школьники выделяют весенний дождь, снегопад, радуга и т.д. Анализ результатов второго и третьего задания показал, что в процессе восприятия младшими школьниками искусства и действительности характерна в основном жизнеутверждающая позиция, проявляющаяся в радости, яркости используемых красок, в предпочтении произведений с хорошим концом, в динамичном развитии.

Для выявления уровня развития эстетических суждений и эстетических потребностей младших школьников нами были использованы следующие методы исследования:

- социологический опрос;

- наблюдение;

- анализ продуктов творческой деятельности учащихся.

Данные методы позволили выявить сформированность таких критериев эстетической воспитанности, как:

- поведение в обществе, общение;

- активность творческой деятельности;

- эстетические интересы.

Социологический опрос проводился с целью изучения активности творческой деятельности каждого первоклассника, выявления эстетических интересов детей, определения широты осваиваемых эстетических явлений.

Было опрошено 10 первоклассников, дети отвечали на вопрос: «Какие кружки и секции посещают?»

Полученные данные систематизированы и представлены в Приложении 5. Обобщённые результаты проиллюстрированы на Рис. 2.4.

Рис. 2.4 Обобщённые результаты изучения активности творческой деятельности младших школьников на констатирующем этапе.

Результаты социологического опроса показали, что 2 учащихся посещают хореографический кружок, 5 – посещают театральный кружок , 6 первоклассников занимаются в кружке «Очумелые ручки», 4 учащихся посещают кружок «Вышивка».

Среди учащихся класса выделилась группа детей, у которых отмечен высокий уровень активности творческой деятельности. Это дети, которые посещают до трех учреждений дополнительного образования. Эти дети отличаются широтой осваиваемых эстетических явлений, интересуются различными областями эстетической деятельности человека, принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях, проводимых в классе и школе. Эти дети творчески подходят к любому виду деятельности.

Также определилась группа учащихся со средним уровнем активности творческой деятельности. Эти дети посещают до 2 учреждений дополнительного образования, менее интересуются различными областями эстетической деятельности человека, не всегда принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях, у них нет чётких представлений о красоте окружающего мира.

Кроме того, было выявлены ученики с низким уровнем активности творческой деятельности. По результатам опроса удалось установить, что эстетические интересы у них не отличались широтой, а круг осваиваемых эстетических явлений был очень узкий.

Обобщая результаты всех диагностических процедур на констатирующем этапе, мы установили общий уровень эстетической воспитанности второклассников. Обобщённые результаты диагностики учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе представлены в Таблице 2.3. В экспериментальном классе были выявлены учащиеся с разными уровнями эстетической воспитанности. Дадим общую характеристику детям каждого уровня.

Таблица 2.3.

Обобщённые результаты диагностики учащихся экспериментального класса на констатирующем этапе

показатели

эстетич.

восп.

Уровни

Эстетические суждения

Эстетические чувства

Эстетическая потребность

Общий уровень эстетической воспитанности

абс.

%

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Высокий

2

20

2

20

2

20

2

20

Средний

3

30

4

40

3

30

3

30

Низкий

5

50

4

40

5

50

5

50

Учащиеся, имеющие высокий уровень развития эстетической воспитанности – 2 человека (20%) активно познают эстетические ценности, обладают глубокими эмоциональными переживания прекрасного, вежливы в отношениях с людьми, способны понимать и эстетически воспринимать окружающие явления.

Дети со средним уровнем эстетической воспитанности – 3 человека (30 %) выделяются умением отличать прекрасное от уродливого, в меньшей степени познают эстетические ценности и эстетически воспринимают окружающие их явления, чем дети с высоким уровнем эстетической воспитанности.

Дети с низким уровнем сформированности эстетической воспитанности – 5 человек (50%) обладают узким кругом эстетических интересов, не способны к глубокому переживанию эстетических чувств.

Данные констатирующего эксперимента доказали необходимостьпроведения работы по эстетическому воспитанию младших школьников. Особая роль в этом процессе принадлежит внеурочнойдеятельности как специфической форме образовательного процесса.