logo
Основы менеджмента

2.2. Тематический план аудиторных занятий

3 – 4 семестры

№№ п/п

Наименование тем курса

Краткое содержание тем

Аудиторная работа

Самостоятельная работа

Рекомендуемая лит-ра (№№ литературных источников)

Лекции

Практические занятия

I.

Раздел I. Менеджмент как наука и учебная дисциплина.

4

4

8

1.1

Менеджмент в системе понятий рыночной экономики. Антикризисное управление.

Предмет и задачи курса. Менеджмент как управленческая деятельность. Менеджмент как наука и учебная дисциплина.

Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики.

Специфика антикризисного управления. Финансовый менеджмент.

2

2

4

1,3,4,6,10

1.2

Задачи, цели и принципы менеджмента

Менеджмент как управленческая деятельность. Задачи менеджмента. Принципы менеджмента. Функции централизованного и децентрализованного управления. Цели управления: официальные, оперативные, операционные.

2

2

4

1,3,4,6,10

Раздел II. Этапы развития менеджмента

4

6

8

2.1

Основные этапы развития менеджмента.

Возникновение и развитие менеджмента. Понятие об управленческой революции. Индустриальная революция XVII–XVIIIвв. «Принципы научного управления» Ф. Тейлора. Принципы управления Г.Форда. Теория управления А. Файоля. Э. Мэйо как основоположник теории «человеческих отношений». Теория Д. Макгрегора.

Развитие менеджмента во второй половине XIXв.

Общая характеристика подходов к управлению.

Социокультурные различия в международных моделях менеджмента.

2

4

6

1,3,4,10

2.2

Развитие менеджмента в России.

Развитие управленческой мысли в период Просвещения. Особенности управления Россией в XIXв. Развитие менеджмента вXXв. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Управление в эпоху социализма. Реформы переходного периода. Развитие менеджмента на современном этапе.

2

2

2

1,3,4,10

Раздел III. Менеджмент организации

4

10

18

3.1

Специфика и структура организации.

Общая характеристика организации. Организация как система. Структура организации. Типы организационных структур. Признаки организации. Законы, которым подчиняется деятельность организации.

Взаимодействие человека и организации. Имидж организации. Связи с общественностью как элемент самоорганизации системы.

2

2

6

2,3,4,6,9

3.2

Внешняя и внутренняя среда организации.

Организация и социальная среда. Понятие о внешней и внутренней среде организации. Характеристика внешней среды организации. Среда прямого и косвенного воздействия.

Характеристика внутренней среды организации. Разделение труда. Организационная структура. Отношения в коллективе. Объём управления.

Связи с общественностью как элемент самоорганизации системы. Связи с общественностью в развитии международных контактов организации и учреждения.

2

4

2,3,4,6,9

3.3

Организационная культура.

Понятие об организационной культуре. Структура организационной культуры. Методы поддержания организационной культуры. Традиции коллектива. Корпоративная культура. Имидж организации. Престиж как элемент функционирования организации в обществе.

2

4

2,3,4,6,9

3.4

Роль информации в процессе управления.

Виды информации и требования к ней. Источники управленческой информации. Технология информационной деятельности. Информационно-техническое обеспечение управления.

2

4

4

2,3,4,6,7

Раздел IV. Функции менеджмента

4

6

10

4.1

Функция планирования

Планирование как управленческая функция. План как официальный документ. Типы и виды планов. Принципы планирования. Методы разработки планов.

2

2

4

2,5, 6,7, 9

4.2

Функции организации и мотивации

Специфика функции организации. Структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная. Роль и значение мотивации в управлении. Содержательные и процессуальные теории мотивации. Потребности и стимулы.

Связи с общественностью как взаимодействие социально-психологических и административных факторов в процессе управления.

2

2

4

2,5, 6,7, 9

4.3

Функция контроля

Контроль как функция менеджмента. Виды контроля. Принципы контроля.

2

2

2,5, 6,7, 9

Раздел V. Власть и влияние менеджера

10

10

20

5.1

Понятие о власти. Основные теории лидерства.

Роль и значение власти менеджера. Власть должности и личная власть. Составляющие формальной и реальной власти. Лидерство в системе менеджмента. Основные теории лидерства.

2

2

4

1,5, 6,7, 9

5.2

Методы и стили управления.

Понятие о методах управления. Содержание и специфика экономических, организационно-правовых и социально-психологических методов управления.

2

2

6

1,5, 6,7, 9

5.3

Делегирование полномочий.

Полномочия как совокупность прав и обязанностей. Подходы к распределению управленческих полномочий. Величина и масштабы полномочий. Делегирование управленческих полномочий как процесс.

2

4

2,5,7, 9

5.4

Скрытое управление и манипулирование.

Манипуляция как скрытое управление. Схема скрытого управления. Методы манипулирования. Методы скрытого управления подчинёнными и деловыми партнёрами. Защита от манипуляций.

2

4

2,5,7, 9

Раздел VI. Управленческие решения.

4

4

8

6.1

Виды управленческих решений.

Управленческое решение как форма управленческой деятельности. Требования к управленческим решениям. Виды управленческих решений по следующим признакам: степени охвата проблемы, решаемых задач, степени полноты и достоверности информации, обязательности их выполнения, способа их принятия.

2

2

4

1,2,5, 6,10

6.2

Технология принятия управленческих решений.

Подготовка, принятие и реализация управленческих решений. Оценка вариантов управленческих решений. Методы отбора оптимального варианта управленческого решения.

2

2

4

1,2,5, 6,10

Раздел VII. Личность и авторитет менеджера

4

8

12

7.1

Авторитет менеджера

Требования к менеджерам. Официальный и реальный авторитет. Разновидности ложного авторитета. Пути завоевания авторитета. Черты характера, обеспечивающие авторитет.

2

2

4

1 ,5, 6,10

7.2

Имидж менеджера.

Деловой имидж менеджера. Профессиональные, личностные и деловые качества менеджера. Здоровый образ жизни менеджера.

2

2

4

1,5, 6,10

7.3

Понятие о самоменеджменте.

Самоменеджмент как процесс управления собой. Понятие о внутреннем и внешнем путях самопознания. Развитие навыков самомотивации. Рациональное распределение времени и сил. Методы борьбы с производственной депрессией.

4

4

1,5, 6,10

Раздел VIII.Управленческие функции и организация труда менеджера.

4

6

8

8.1

Управленческие функции менеджера.

Специфика функций управления. Воспитательная функция менеджера. Методы поощрения, порицания, убеждения, побуждения.

2

4

4

1,2,4, 6,10

8.2

Организация труда менеджера

.

Составляющие организации труда менеджера. Планирование работы менеджера. Правила экономии рабочего времени. Специфика работы с документацией, организация приёма работников и посещение рабочих мест. Особенности деятельности менеджера-женщины.

2

2

4

2,4, 6,10

Раздел IX. Управленческая стратегия и тактика менеджера.

4

8

16

9.1

Взаимоотношения в коллективе

Влияние взаимоотношений в коллективе на эффективность производства. Формальные и неформальные взаимоотношения в коллективе. Понятие о самооценке и самоуважении. Психологическая совместимость людей.

2

4

2,4, 6,9,10

9.2

Поведенческая модель менеджера

Специфика поведенческой модели менеджера. Роль информирования подчинённых в повышении эффективности деятельности. Объективность в оценке результатов труда подчинённых.

2

2

4

9.3

Деловое общение менеджера

Методы вербального и невербального общения. Требования к речи менеджера. Специфика делового общения. Факторы, определяющие деловое общение. Телефонное общение.

2

2

4

2,4, 6,9,10

9.4

Деловые совещания и встречи

Роль и значение деловых совещаний. Эффективность деловых совещаний. Подготовка к проведению деловых совещаний. Участники деловых встреч и совещаний. Правила проведения деловых встреч и совещаний.

2

4

2,4, 6,9,10

Раздел X. Управление конфликтными ситуациями.

4

8

10

10.1

Стрессоустойчи- вость менеджера

Причины, признаки и последствия профессионального стресса. Синдром профессионального выгорания. Стрессогенные факторы. Способы борьбы со стрессом.

2

4

4

4, 6,9,10

10.2

Конфликтные ситуации в организации.

Функции конфликтов: позитивные, негативные. Причины возникновения конфликтов. Виды конфликтов. Типология конфликтных личностей. Межличностные и внутриличностные конфликты. Пути предупреждения конфликтов. Разрешение конфликтных ситуаций.

Этнопсихологические особенности управления в многонациональных коллективах.

Связи с общественностью и вертикальная гармонизация отношений.

2

4

6

4, 6,9,10