logo
Худэстетическая деятельность

2.1. Выявление исходного уровня эстетического развития учеников 4 класса

Констатирующий эксперимент проводился на базе МОУ СОШ деревня Бадар, Иркутская область, Тулунский район. В эксперименте приняли участие 15 учащихся в возрасте 10 - 11 лет.

В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы решались следующие задачи:

- определить исходный уровень эстетического развития младших школьников;

- выявить роль эстетического развития   младших школьников   в семье. 

В соответствии с задачами и выделенными в теоретической части нашей работы показателями и критериями эстетической воспитанности младших школьников, были использованы следующие методы исследования:

Подбор диагностических методик проводился в соответствии с основными показателями раскрытия творческого потенциала младших школьников. Перед началом обследования для установления эмоционального контакта с ребенком, правильного отношения к экспериментатору нами проводилась беседа. Содержание ее было направлено на выявление особенностей представлений ребенка об окружающем мире, раскрытие интересов ребенка с помощью его любимых занятий. В случае ухода от вопросов, отказа от общения нами предлагались интересные книги, игрушки, способствующие контакту с ребенком.

В процессе обследования нами соблюдалась спокойная доброжелательная обстановка, приветливый эмоциональный тон, уважительное отношение к личности ребенка.

Анкетирование «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?» авторы В. В. Буткевич, Б.С. Любимова.

Цель: изучение уровня освоения учащихся знаний по вопросам понятия и сущности народных промыслов, определение уровней сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности учащихся.

Ход: анкетирование проводится устно с каждым ребенком или группой детей. Детям предлагается ответить на вопросы устно или подчеркнуть выбранные ответы

Изучение исходного уровня эстетической воспитанности младших школьников мы начали с анкетирование «Интересуешься ли ты секретами народных мастеров?»

С помощью данного анкетирования у детей младшего школьного возраста определялся уровень освоения учащихся знаний по вопросам понятия и сущности народных промыслов, определение уровней сформированности эмоционально-побудительного компонента эстетической воспитанности учащихся.

Было опрошено 15 детей, детям нужно было ответить на вопросы анкеты.

Для изучения данного критерия, детям предлагается анкета, представленная в Приложении 1.

По результатам ответов все учащиеся были распределены в три группы: с низким, средним и высоким уровнем эстетической воспитанности младших школьников.

Результаты представлены на Рис. 2.1

Рис. 2.1. Исходный уровень эстетических знаний учеников 4-го класса на констатирующем этапе.

Было выявлено на высоком 4 учеников, на среднем - 7, на низком уровне оказалось 4 ученика. Анализируя ответы на вопросы данной анкеты, мы увидели, что ребята в основном не уверены, знают ли они, что такое народное декоративно-прикладное искусство. А на вопрос о том, хотели бы они узнать больше о народном декоративно-прикладном искусстве и научиться делать красивые вещи мнения ребят разделились: 7 учеников ответили «нет», «не очень», а остальные 8 дали положительный ответ. Отсюда можно сделать вывод о том, что вначале нашего исследования ученики были, не полностью уверены в своих знаниях о народном декоративно-прикладном искусстве, но имели неподдельный интерес к более тесному знакомству с данным видом искусства. Полученные данные систематизированы и представлены в Приложении 2.

Для выявления уровня развития эстетических потребностей младших школьников нами был использован метод ранжирования.

Цель: выявление эстетических потребностей, предпочтений школьников.

Было опрошено 15 детей, детям нужно было предложено расположить слова, понятия в определенной последовательности, в порядке возрастания или убывания их значимости для субъекта.

Данная методика находится в Приложении 3

Результаты представлены на Рис. 2.2

Рис. 2.3. Исходный уровень эстетической потребности на констатирующем этапе.

Обобщив итоги данной методики, мы выявили, что 2 (13%) детей предпочитают посещать картинные галереи, музеи, ходить на концерты хоровой музыки, 6 (40%) детей предпочитают посещать театр, кино, зоосад; 7 (47%) детей предпочитают посещать столовую, дискотеку, улицу.

Полученные данные по методике ранжирования представлены в Приложении 4.

Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента позволил констатировать, что интерес к искусству у младших школьников есть. Им нравится не только ходить в театр на представления, посещать различные выставки или цирк, но они также хотели бы больше узнать о самом искусстве, сами заниматься художественно-творческой деятельностью.

Данные констатирующего эксперимента показали, что необходимо проводить работу по эстетическому развитию младших школьников в специально организованных условиях. Особая роль в этом процессе принадлежит внеурочной деятельности как специфической форме образовательного процесса.