Виды стратегий и процесс выбора стратегии развития на примере ЧУП "Универсал Бобруйск" ОО БелОГ
2.2. Анализ деятельности предприятия
Проведем классификационный анализ предприятия по следующим признакам:
- ЧУП «Универсал Бобруйск» является частным предприятием, так как основано на частной собственности ОО «БелОГ»;
- ЧУП «Универсал Бобруйск» относится к коммерческим организациям, так как целью его деятельности является извлечение прибыли;
- анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия представлены в таблице 1, 2;
Таблица.1 Основные показатели финансово-
хозяйственной деятельности ПЧУП «Универсал Бобруйск»
ОО «БелОГ»
№ |
Наименование показателей |
Ед. измер. |
2005 год |
6 м-цев 2006 г. |
Темп роста |
||
год |
6 м-цев |
||||||
1. |
Объем производства продукции - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
тыс. руб. -=- -=- |
3640210 3911454 |
1720795 1888775 |
2117769 2068955 |
123,1 109,5 |
|
2. |
Объем реализованной продукции |
-=- |
4215165 |
1794139 |
2147850 |
119,7 |
|
3. |
Товарооборот по торговой деятельности |
-=- |
326360 |
136495 |
183700 |
134,6 |
|
4. |
Производство потребительских товаров |
-=- |
606144 |
375661 |
179800 |
47,9 |
|
5. |
Объем реализации платных услуг |
-=- |
4604,7 |
1434 |
1691 |
118,0 |
|
6. |
Себестоимость производственной продукции |
-=- |
28658886 |
1322369 |
1683468 |
127,3 |
|
7. |
Издержки по торговой деятельности |
-=- |
6887 |
2566 |
3424 |
133,4 |
|
8. |
Балансовая прибыль в т. ч. - по производству - по торговой деятельности |
-=- -=- -=- |
703060 700585 - 585 |
339075 335951 2323 |
411048 398711 2381 |
121,2 118,7 102,5 |
|
9. |
Рентабельность - от производства - от реализации |
% |
30,1 26,6 |
27,0 22,9 |
25,8 23,3 |
- 1,2 0,4 |
|
10. |
Начисленный фонд заработной платы |
-=- |
978998 |
426493 |
572565 |
134,2 |
|
11. |
Среднемесячная заработная плата |
руб. |
489212 |
462528 |
525541 |
113,6 |
|
12. |
Среднесписочная численность |
чел |
422 |
427 |
415 |
97,2 |
|
13. |
Дебиторская задолженность |
тыс. руб. |
01.01. 2002 122829 |
01.07. 2002 165370 |
01.07. 2003 257222 |
155,5 |
|
14. |
Кредиторская задолженность |
-=- |
103442 |
76490 |
73320 |
95,9 |
Примечание. Источник: собственная разработка
При сравнении основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приведенных в таб.1, за последние 6 месяцев 2006 года с данными за 6 месяцев 2005 года, наблюдается рост объема производства продукции на 23,1% в действующих ценах и на 9,5% - в сопоставимых, но вместе с тем произошло сокращение выпуска потребительских товаров на 52,1%. Объем реализованной продукции увеличился на 19,7%, а объем реализации платных услуг на 27,3%. Балансовая прибыль увеличилась на 21,2% в том числе: по производству на 18,7% и по торговой деятельности на 2,5%. Так же не маловажными являются показатели увеличения дебиторской задолженности на 55,5% и уменьшение кредиторской задолженности на 4,1%.
Выпуск новой продукции и новых моделей с начала года составил, (см. таьл.2)
Таблица 2. Выпуск новой продукции и новых моделей на предприятии.
6 месяцев 2006 г. |
Всего |
|||
К-во наи- мено- ваний |
Сумма тыс. руб |
Уд. вес в общ. объеме произ. % |
||
По ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ»в том числе по отраслям: |
24 |
156958 |
7,4 |
|
металлообработка |
18 |
150682 |
7,1 |
|
эл. техническая |
2 |
5572 |
0,3 |
|
легкая промышл. |
2 |
482 |
0,02 |
|
издел. худ. пром. |
2 |
222 |
0,01 |
Примечание. Источник: собственная разработка
На предприятии производятся новые изделия, удельный вес которых во всём объёме производства составляет 7,4%
по отношению к бюджету ЧУП «Универсал Бобруйск» не бюджетное предприятие, так как не финансируется из бюджета;
по размерам ЧУП «Универсал Бобруйск» относится к крупным предприятиям, так как численность работающих на данном предприятии составляет 424 человека;
- ЧУП «Универсал Бобруйск» имеет выгодное географическое положение по отношению к рынкам сырья, а также для экспорта продукции;
- Проведём сравнительный анализ выполнения основных показателей предприятия с УП «Контакт» ОО БелТиЗ, см. табл.3.
Таблица.3. Сравнение выполнения основных показателей
ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ» и УП «Контакт»
ОО БелТиЗ
Наименование показателей |
Ед. измер. |
ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ» |
УП «Контакт» ОО БелТиЗ |
|
Объем производства продукции: - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
Тыс. руб -- -- |
2117769 2068955 |
2065000 2017402 |
|
Объем реализованной продукции |
-- |
2056263 |
1905992 |
|
Производство потребительских товаров |
-- |
179800 |
376000 |
|
Балансовая прибыль |
-- |
411048 |
400000 |
|
Объем реализации платных услуг населению |
-- |
1691 |
1538 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Из приведенных в таб.3 показателей финансово-хозяйственной деятельности видно, что производственная деятельность ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ» более эффективна, чем у УП «Контакт» ОО БелТиЗ. Единственный показатель, по которому ПЧУП «Универсал Бобруйск» ОО «БелОГ» уступает УП «Контакт» ОО БелТиЗ это объем производства потребительских товаров.
Предприятие поставляет продукцию во многие страны ближнего и дальнего зарубежья: Россия, Украина, Эстония, Латвия, Литва. Предприятие оснащено технологическим оборудованием, позволяющим выпускать продукцию высокого качества. Основной продукцией поставляемой на экспорт являются автомобильные запчасти (шланги, зеркала, электропатроны и др.)
ЧУП «Универсал Бобруйск» обладает налаженными связями с поставщиками материалов и комплектующих. Имеет выгодное географическое положение по отношению к рынкам сырья, а также для экспорта продукции в соседние области западной части России, Украины, Прибалтийские страны.
Объем поставок продукции за 2004-2006гг. приведены в таблице 4.
Таблица 4. Объем реализованной продукции, млн. руб
Страна |
2004 год |
2005год |
2006 год |
|
Республика Беларусь |
3254 |
4129 |
5953 |
|
Российская Федерация |
240 |
382 |
400 |
|
Украина |
80 |
115 |
198 |
|
Прибалтика |
18 |
28 |
35 |
|
ИТОГО: |
3592 |
4654 |
6586 |
Примечание: собственная разработка
На основании приведенных выше данных видно, что большая часть продукции производимой предприятием реализуется на внутреннем рынке страны, и лишь незначительная часть продукции идет на экспорт. На внутреннем рынке основными потребителями данного вида продукции являются предприятия машиностроения (РУП МАЗ, ПО МТЗ, Гомсельмаш, МЗКТ и др.) коммерческие структуры.
В целом для продажи на территории Республики Беларусь имеется обширный и устойчивый рынок сбыта. В связи с этим основная задача на рынке Республики Беларусь - поиск новых платежеспособных партнеров. Наряду с выпуском продукции предприятие должно иметь гарантийный рынок сбыта. Предприятием заключены договора на поставку продукции Минскому РУП «МАЗ», ПО «Минскому тракторному заводу», заводу «Колесных тягачей», «БеЛАЗ» г. Жодино, ремонтно-механическому заводу «Белкаммунмаш», ОАО «Аскодор», ОАО «Мозырьдрев», ЗАО «Бобруйскмебель», РУП «Гомсельмаш», РУП «Белтранснаб», РУП «Могилевский автомобильный завод» им.С.М. Кирова, ОАО «Беларусьрезинотехника», совместное белорусско-американское предприятие «Завод теплотехнических приборов», ОАО «Минскмебель», ГЗОА «Светотехника», РУП «Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов», НПРУП «Формаг», ОАО «Завод Белпласт».
Что касается рынка стран Российской Федерации, Украины, Прибалтики в данных регионах также сформирован круг основных покупателей. Например: Россия (ООО «Автодин -ХХ1», ООО «Автотрактормаркет», ООО «Великан-Рустрактор» и др.), Украина (ООО «Евросклад-Сервис», ООО «СтройТранс» и др.), Прибалтика (фирма «В. О.В. », фирма «С. Скрипунаса Лемдеста» и др.). Учитывая, что в данные регионы отгрузка производится только по предварительной оплате, работа с резидентами данных регионов интересна в плане стабильности платежей и потребляемых объемов продукции.
Основными конкурентами ЧУП «Универсал Бобруйск» по выпуску и продажи зеркал заднего вида является НПО «Ратон»(г. Гомель); шлангов высокого давления Борисовский Автоагрегатный завод и Бобруйский завод тракторных деталей и агрегатов. Рассмотрим на примере некоторой продукции (табл.5 и 6).
Таблица 5. Цены на продукцию в белорусских рублях
Наименование продукции |
НПО « Ратон» |
ЧУП «Универсал Бобруйск |
|
Зеркало САКД 458201.001 |
4920 |
4433 |
|
Зеркало САКД 458201.050-01 |
7872 |
6846 |
|
Зеркало САКД 458201.050 |
7864 |
6844 |
|
Зеркало САКД 458201.007 |
4392 |
3922 |
|
Зеркало САКД 458201.030 |
7013 |
6152 |
Примечание: собственная разработка
Таблица 6. Цены на продукцию в белорусских рублях
Наименование продукции |
Борисовский Автоагрегатный завод |
ЧУП «Универсал Бобруйск |
БЗТД и А |
|
Шланг РВД 12.25. 20.600 |
5930 |
5648 |
6438 |
|
Шланг РВД 12.25. 20.650 |
6176 |
5882 |
6529 |
|
Шланг РВД 12.25. 20.900 |
7324 |
6976 |
7952 |
|
Шланг РВД 12.25. 20.1000 |
7893 |
7518 |
8420 |
|
Шланг РВД 12.25. 20.1100 |
8699 |
8285 |
9362 |
Примечание: собственная разработка
Анализ конкурентов показывает, что цены на выпускаемую продукцию, на 5-15% выше чем на ЧУП «Универсал Бобруйск». Постоянно ведется работа по изучению конъюнктуры цен. Цены устанавливаются и корректируются с учетом объема реализации продукции и цен предприятий - конкурентов.
Продукция ЧУП «Универсал Бобруйск» является наиболее конкурентоспособной, т.к обладает высоким качеством (соблюдение всех норм и правил технологического процесса) и низкой ценой по сравнению с другими производителями, поэтому предприятие является основным поставщиком Минского автомобильного завода и ПО «МТЗ».
Успешная продажа товара связана со своевременным проведением рекламы (дается реклама в различные информационные справочники, каталоги, интернет) благодаря чему расширяется круг потенциальных клиентов предприятия, а также участие в различных выставках, что позволяет изучить спрос на продукцию - это позволяет повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции.