Ассортимент, его характеристики и формирование ассортиментной политики предприятия

курсовая работа

1.1 Общее понятие ассортимента и его классификация

Во многих книгах по маркетингу по-разному толковали и рассматривали понятие «ассортимент». Например, знаменитый профессор международного маркетинга Филип Котлер выделял ассортимент как совокупность видов, разновидностей и сортов, объединяемых или сочетающихся по определенному признаку. А авторы Г.А. Васильев и Т.А. Гайдаенко в своем учебном пособии по маркетингу обозначили термин «ассортимент» как совокупность результатов деятельности производственных, торговых и обслуживающих предприятий в которую входят как самостоятельно изготовленные, так и приобретенные материальные и не материальные блага [1, c. 133].

Основываясь на вышеперечисленных понятиях, можно сформировать следующее: ассортимент - это совокупность разновидностей, видов, а также результат деятельности предприятий товаров и услуг, предметом которых является купля-продажа. Это система, в которой выделены отдельные элементы, представляющие собой объединяемые одним частным признаком группировки, между которыми существуют определенные связи. Главной особенностью ассортимента является оказание максимально притягательного воздействия на потенциальных покупателей выбранной целевой аудитории.

Следует выделить классификацию ассортимента по следующим нижеперечисленным признакам:

1. По местонахождению товаров:

- промышленный ассортимент (набор товаров, выпускаемых отдельной отраслью);

- торговый ассортимент (совокупность товаров, создаваемых компаниями оптовой и розничной торговли);

- ассортимент услуг (набор услуг, предлагаемых потребителю).

2. По ширине охвата товаров:

- простой ассортимент (представлен видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам);

- сложный ассортимент (представлен видами, которые классифицируются более чем по трем признакам);

- развернутый (представлен товарами, включающими значительное количество видов, обычно ассортимент специализированных магазинов);

- смешанный (представлен товарами разных видов, отличающихся большим разнообразием функционального назначения);

- основной ассортимент (товары, выполняющие обычные потребности основных групп потребителей);

- сопутствующий ассортимент (товары, выполняющие вспомогательные функции).

3. По степени удовлетворения потребностей:

- рациональный ассортимент (набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности);

- оптимальный ассортимент (набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом при минимальных затратах на их проектирование).

4. По характеру потребностей:

- реальный ассортимент (действительный набор товаров, имеющийся у конкретной фирмы - производителя или продавца);

- прогнозируемый ассортимент (набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности) [6, с. 186].

В первую очередь подлежит рассмотрению ассортимент услуг, который характеризуется набором видов деятельности, предлагаемых потребителю. Являясь сложным многоструктурным механизмом, сфера услуг и ее разнообразный ассортимент, представляет собой одну из наиболее многообещающих и растущих областей современной экономики, охватывающий масштабный круг деятельности, а именно банки, образовательные учреждения, клубы, ремонтные мастерские, бары, парикмахерские, салоны красоты и т.д. Особое внимание уделяется типам ассортимента услуг, которые подразделяются на:

- групповой (крупные виды услуг, такие как образование, транспорт);

- видовой (услуги отдельных видов, например воздушный, наземный, подземный транспорт);

- внутривидовой (разновидности одного вида услуги) [5, с. 90].

Также, не менее важными считается товарный ассортимент, который подразделяется на виды: торговый и промышленный.

Делись добром ;)