Сувенирная продукция как средство коммуникации

дипломная работа

1.4 Современные технологии персонализации сувенирной продукции

Существует достаточно много различных технологий нанесения логотипа на рекламно-сувенирную продукцию. Выбор того или иного способа нанесения логотипа зависит в первую очередь от самого предмета, его предназначения, а также тиража.

Деколь

Технологий нанесения изображений на керамику существует великое множество. Но в рекламно-сувенирном производстве наиболее часто применяется только одна из них - метод деколирования. При его использовании изображение наносится на поверхность (керамику или стекло) с помощью специально произведенной "переводной картинки", после чего изделие обжигается в печи для закрепления нанесенного изображения.

Деколь - это вид переводной картинки, изготовленной с применением специальных красок. Производится деколь, в основном, методом шелкографии (хотя это может быть сделано и с помощью иных технологий печати). Поскольку шелкография - это разновидность трафаретной печати, то сначала изготавливаются сами трафареты по количеству цветов, используемых в картинке. Затем трафареты поочерёдно накладывают на запечатываемую поверхность и через них на неё "продавливают" краски соответствующих цветов. Специфика производства деколи заключается в том, что здесь применяется специальная бумага и краски. Бумага берётся "гуммированная", то есть покрытая слоем желатина или декстрина (состав на основе крахмала). Таким образом, краска ложится непосредственно на желатин, что позволяет потом с легкостью отделить картинку от бумаги и перенести её на керамическую поверхность. После того, как все требуемые цвета будут напечатаны, сверху наносится слой прозрачного лака. В процессе обжига этот лак выгорает, а необходим он для механической защиты нанесённой на гуммированную бумагу краски. Размер самой деколи, как правило, небольшой (по размеру кружки или блюдца), поэтому за один проход печатают сразу несколько деколей - столько, сколько уместится на одном печатном листе.

После того, как изготовленная деколь просохнет, изображение с неё необходимо перенести на изделие. Для этого деколь размачивают в воде и прикладывают бумажной стороной к изделию (например, блюдцу). Желатин (или декстрин), впитавший краски, легко отделяется от бумаги, и весь этот слой подобно тонкому "блинчику" как бы "сдвигается" на изделие.

Хотя на словах это выглядит просто, однако, на самом деле, это достаточно ответственный этап, требующий большого мастерства. Очень важно, чтобы под слоем лака не осталось пузырьков (при обжиге в таких местах получаются дырки). Если пузырьки всё-таки возникли, их аккуратно выгоняют из-под желатинно-красочного слоя с помощью мягкого материала. Это тонкая и кропотливая ручная работа. Когда она окончена, перенесённому изображению предоставляют возможность, как следует просохнуть, после чего всё отправляют в муфельную печь для обжига.

Обжиг происходит при низких температурах (600-900 °С) для самой технологии. Температуру в печи повышают в два этапа. На первом этапе (от комнатной температуры до 400 °С) температура должна расти очень медленно (этот этап занимает час и более). При этом выгорают все ненужные вещества. Затем температуру можно поднимать быстрее - вплоть до её конечного значения (порядка 900 °С), при котором изделие держат в течение 15 минут. Затем следует долгое и постепенное остывание готовых изделий до комнатной температуры.

Всё сказанное иметь отношение также и к обжигу стекла. С той лишь разницей, что максимальная температура обжига стеклянных изделий должна быть ниже, чем керамики и составлять около 600 °С. Перед обжигом всей партии стеклянных изделий обязательно производят пробные обжиги, поскольку стекло разных фирм-изготовителей по-разному реагирует на высокую температуру. Чем более высокую температуру сможет выдержать стекло без деформации, тем выше будет качество нанесения.

Несоблюдение технологии может привести к браку. Наиболее часто встречаемый вид брака - это растрескивание краски. Всевозможных видов брака достаточно много, и возникнуть он может на любом этапе. Больше всего проблем возникает при получении полноцветных изображений. К примеру, если в процессе печати деколи будет допущена небольшая механическая неточность при совмещении цветов, то это может потом дать так называемый "муар" - дефект изображения в виде "волн". Если же при изготовлении деколи на сетку попадает хоть одна пылинка, то на изображении будет белая точка. Кроме того, при обжиге может "поплыть" краска (по самым разным причинам) и это тоже будет браком. Качество краски, точность механики, соблюдение технологий - все это в равной степени влияет на окончательный результат.

Шелкография

Шелкография является, наверное, самым древним и практичным методом печати. Его история относится к далёким векам до нашей эры. Согласно дошедших до нас исторических фактов, шелкография, возможно, возникла недалеко от Средиземного моря, если точнее, то в области между Месопотамией и Финикией. Многие особые совпадения указывают на то, что хранителями шелкографии, которая тогда рассматривалась как искусство, были финикийцы. Археологические находки и исторические исследования показывают, что финикийцы (или какой-то соседний народ) нашли способ воспроизводить рисунки, по крайней мере, на ткани, с помощью технологий, которые, конечно, ничего общего не имеют с современными. Но представляют рождение "множительной системы", системы "повторения изображения". Нужно рассматривать рождение шелкографского искусства не как искусства, происходящего от печатания по тканям - шелку или других, - а как технологию, базирующуюся на повторении относительно простых рисунков с помощью особых матриц, "штампов", на которые накатывалась краска с помощью тампонов, изготовленных из различных тканей. Очень значительное улучшение метода произошло целых 18 столетий спустя, примерно в 1185-1333 гг. около города Камакура (остров Нипон), бывшего тогда столицей Японии. В этом городе тогда процветали все виды искусства, включая печать. Декорировались доспехи самураев и украшения для коней, как трафаретным методом, так и с помощью гениального новшества: поскольку резерв изображения, полученного только путём вырезания материала, не держал вместе весь рисунок, изображение вырезалось и наклеивалось на своего рода сетку, состоящую из нитей, сделанных из человеческих волос, натянутых на деревянную рамку. Таким образом, изображение держалось вместе во всех его частях, а присутствие тонких волос становилось незаметным, когда тампон, смоченный пигментом, прижимался к декорированной ткани. В Европе в средние века наблюдается распространение этого метода печати, получившего большое развитие в конце ХVI века. Распространение метода происходило главным образом в Англии и Франции, где примерно в 1750 году Жанн Папильон начал выпускать обои методом, названным Pochoir.В ХVIII веке это искусство распространяется почти во всех странах мира и особенно в Америке, где с помощью этого метода декорировали мебель, стены, ткани и металлические изделия. Большой шаг вперёд произошёл в 1907 году, когда некий Симон из Манчестера запатентовал процесс трафаретной печати через шёлковую ткань резиновым ракелем, под названием SILK SCREEN PRINTING (англ.= печатание шёлком). Отсюда и берет свое название шелкография. Трафаретный способ печати является, наверное, самым доступным. Сейчас на мировом рынке можно увидеть значительное количество продукции, напечатанной именно методом шелкографии: это и упаковка, наклейки, этикетки, различная рекламно-сувенирная продукция и т.д., и т.п. В наше время в России заметен технический прогресс трафаретной печати. Это связано, прежде всего, с перестройкой экономики и появлением иностранных технологий и материалов на отечественном рынке. Шелкографское оборудование стало более доступным, появились отечественные производители. Хорошим тому примером может служить возникновение фирмы "ЕвроПРИНТ", являющейся производителем недорогого, но качественного оборудования. [www.sostav.ru].

Современное название "шелкография" поэтому совсем недавнее. С того времени методом шелкографии стали печатать подложки любого вида, от тканей до постеров, от открыток до этикеток, вплоть до номерных знаков для автомобилей. Шелкография - это система технологий, которые позволяют наносить краску или пасту значительной толщины на множество подложек различной природы и теоретически безграничного размера.

Шелкография - это не одна технология, а совокупность нескольких применяемых технологий: технологии натяжения формных рам, технологии выбора наиболее подходящей ситовой ткани, эмульгирования печатных форм, использования многих возможностей печати, выбора краски, просушки специальным методом и много другого.

Действительно, толщина слоя краски, наносимой в трафаретной печати, не может быть сравнимой с толщиной слоя краски в других способах печатания. Офсетное клише наносит на мелованную бумагу слой краски от 1 до 2 микрон. В трафаретной печати идет от нормальных 10/12 микрон до 500 и более при многих нанесениях. Что касается многообразия подложек различной природы, мы можем назвать список из тысяч наименований материалов из пластика, стекла, металла, которые ежедневно появляются на рынке и ради которых шелкографы каждый день проявляют изобретательность, чтобы найти краску, подходящую для печати.

Форма запечатываемого материала также не слишком останавливает эволюцию трафаретной печати. Если не считать подложки сферические и вогнутые, запечатываемые с помощью тампона (хотя с помощью трансферной технологии можно было бы декорировать предметы плоские, цилиндрические, конические, воронкообразные, усеченной формы), любой необычный тип предмета ежедневно запечатывается шелкографами. Достаточно подумать, что кроме плоских листов печать наносится на авторучки, стаканы, тарелки, панели приборов, обои, часы, каминные полки, лобовые и задние стекла автомобилей, подносы, зонты и множество других предметов. Наконец, что касается размеров: определить их как "безграничные", наверное, было бы преувеличением, но теоретический предел трафаретной печати очень высокий. Достаточно взять большую раму и натянуть на нее ситовую ткань. Есть шелкографы, которые ежедневно печатают форматы 9x4 м, а некоторые и того больше. Все это должно заставить размышлять о многогранности шелкографии и о тех трудностях, которые могут возникнуть при таком ее применении. От этого лучше понимаешь, что шелкография - это слишком обширное ремесло, которое имеет разнообразные преимущества:

- простота процесса;

- оборудование, доступное по низкой цене;

- возможность печатать на материалах различного типа;

- значительная толщина наносимой краски и специфически

-шелкографическая яркость красок;

- долговечность запечатанных материалов;

- экономия при печатании маленьких и средних тиражей;- особые решения, невозможные с помощью других способов печати, и, при равной стоимости, лучшее покрытие, яркость и устойчивость запечатанных материалов.

Вышивка

Вышивка - это способ эффектного нанесения изображения на тканные и нетканые материалы. Чтобы более целесообразно и полно применять возможности этой технологии, необходимо иметь представление о ее специфике.

Итак, наносить логотип на текстильные изделия можно не только методами шелкографии и термотрансферного переноса. Например, на рубашки-поло и футболки с рельефной поверхностью краска, как того и следовало ожидать, ложится неровно. Поэтому такие изделия, а также футболки и бейсболки высокого качества следует персонализировать с помощью вышивки.

Процесс вышивки происходит примерно следующим образом: сначала необходимое изображение с помощью особой компьютерной программы преобразуется в изображение, составленное из "черточек", соответствующих будущим стежкам. Затем оператор закрепляет материал в рамку или пяльцы и дает швейной машине команду "выполнить" эти стежки. Внешне все довольно просто, но в этом процессе есть ряд тонкостей, которые следует учитывать, если вы хотите получить качественное изделие.

Высота букв в изображении должна быть не менее 7 мм, а лучше всего - не менее 10 мм. Эта величина определяется тем, что толщина иглы обычно составляет около 0,7 мм, толщина нити - порядка 0,4 мм, а точность нанесения стежка - 0,1 мм. Таким образом, вышивка шрифтом меньше установленного попросту физически невозможна. Буквы начнут сливаться, а материал - рваться.

На вышивальных автоматах, в зависимости от конструкции, бывает от одной до нескольких "головок". На каждой такой "головке" закреплено несколько иголок - до 12 штук, этого количества вполне достаточно для выполнения даже очень сложного заказа. Обычно изображение делается неразрывным. То есть, если вышивается какое-либо слово, то между буквами, как правило, остается один стежок, который их соединяет и почти незаметен глазу.

Максимальный размер логотипа, наносимого на готовое изделие, зависит от размеров пялец, которые могут достигать величины 400х200 мм. Обычно пяльцы - это два овальных или круглых обруча, вставляемых друг в друга. Между ними натягивается материал, а затем все это закрепляется под "головкой" автомата. Для вышивки на готовой бейсболке используется так называемая "колпачная рама", в которой и закрепляется изделие.

Окончательная стоимость заказа определяется, прежде всего, количеством стежков. А их количество зависит не только от размера изображения, но и от свойств материала. Чем рыхлее материал, тем большее количество стежков требуется для покрытия одной и той же площади. Материалы в этом смысле можно ранжировать приблизительно следующим образом: махровая ткань, трикотаж, плащевка, кожа. С другой стороны, чем выше жесткость материала, тем менее плотно должны лежать стежки, иначе неизбежны разрывы основы. И, стало быть, на более жестком материале необходимо размещать более крупное изображение.

Тиснение фольгой

Тиснение фольгой - один из самых эффектных и ярких способов отделки печатной продукций. Однако он весьма недешев и не подходит для термочувствительных материалов. Но не так давно выход был найден - им стало холодное тиснение с помощью УФ-лака.

Технология холодного тиснения включает в себя нанесение на выбранный запечатываемый материал специально разработанного адгезива. Лак наносится с применением обычной фотополимерной формы во флексографской печатной секции, частично полимеризуется УФ-лучами, на него наносится фольга, после чего, уже в рулоне, в течение нескольких часов происходит окончательная полимеризация лака.

Для холодного тиснения фольгой могут используются специальные секции с регулируемой мощностью УФ-ламп, либо модернизированные секции ламинирования. Кстати, специальные секции холодного тиснения могут использоваться как обычные флексографские.

Холодное тиснение фольгой имеет ряд преимуществ: для этой технологии, в отличие от горячего тиснения, не требуется отдельного оборудования; ей не нужен гравированный латунный цилиндр; даже небольшие тиражи экономически выгодны; отклонения совмещения легко контролируются.

В процессе холодного тиснения фольгой используются обычные фотополимерные флексографские печатные формы, что и делает этот способ более экономичным по сравнению с горячим. Помимо того, методом холодного тиснения фольгой могут обрабатываться даже чувствительные к воздействию температур материалы. Но есть одно «но»: материал должен иметь достаточно гладкую поверхность. По этой причине данная технология применима только для тиснения по пленочным материалам (полиэтилен, полипропилен и т. д.) или высококачественной мелованной бумаге.

Технология холодного тиснения позволяет получать высокое качество декорирования продукции при довольно высокой скорости. Горячее же тиснение требует отдельного этапа нагревания дорогих латунных штампов, а это сильно замедляет процесс.

Но и это еще не все. Тяжелый латунный вал, нагретый до температуры порядка 120-160°С (в зависимости от свойств фольги и скорости тиснения), после окончания печати тиража остывает около 2-3 часов, прежде чем его можно будет снять, очистить и подготовить к следующему тиражу. А секция, используемая под холодное тиснение, очищается и подготавливается всего за несколько минут.

Процесс тиснения включает в себя несколько этапов. Для начала устройство устанавливается перед последними печатными секциями или же между двумя любыми флексографскими секциями. В печатной секции, используемой для холодного тиснения, изображение наносится на полотно в виде частичного лакового слоя. В холодном тиснении фольгой может применяться специальный УФ-лак как с катионным, так и с радикальным отверждением. Давление в зоне контакта при этом регулируется так, чтобы фольга как бы припрессовывалась к лаковому слою (материал и фольга прижимаются между двумя цилиндрами). Для качественного тиснения рекомендуется давление в 10-15 кг на квадратный дюйм. Лучшие результаты получают при использовании прикатного валика из жесткой резины (с твердостью 85° по Шору или выше) и стального валика противодавления. Затем лишняя фольга вместе с подложкой удаляется деламинирующим устройством. [www.suvenir-reklama.ru].

В настоящее время существует огромное количество видов фольги для тиснения (золотых, серебряных, других металлических цветов, в том числе разноцветные и голографические), производимых несколькими известными компаниями.

Классическая металлизированная фольга для холодного тиснения состоит из следующих слоев:

- лавсановая пленка толщиной 10-25 мкм;

- специальный разделительный слой (0,1-0,5 мкм);

- лаковый окрашенный слой (1-3 мкм);

- слой вакуумно-распыленного алюминия (около 0,05 мкм);

- адгезионный (грунтовый) слой.

За счет легкого отделения слоев фольга неплохо переносится на запечатываемый материал даже при высокой скорости тиснения.

Окончательный результат тиснения зависит от характеристик печатающего и ламинирующего устройства печатной машины, а также от свойств использованного лака. Полное закрепление фольги при холодном тиснении обычно происходит спустя 1-2 дня после печати. Нанесенная таким образом фольга может быть покрыта лаком или каширована пленкой.

Доля нанесенного лака должна составлять 3-7 г/м2, в зависимости от поверхности запечатываемого материала (её гладкости). Чем она меньше, тем больше требуется нанести лака. При печати по пленке наилучшие результаты получаются при использовании анилоксового вала с линиатурой порядка 140 лин/см и теоретическим объемом 7-8 см3/м2. Возможно применение вала и с более высокой линиатурой, но в этом случае возможны осложнения (в особенности при печати больших плашек) из-за недостаточной толщины лакового слоя. При печати поверх краски рекомендуется применять тяжелый анилоксовый вал с линиатурой порядка 100 лин/см и теоретическим объемом не менее 12-13 см3/м2 .

В отличие от красок лак мягкий и липкий, поэтому необходимо исключить возможность его контакт с валами. Для этого секции сушки должны быть расположены на той же высоте, что и печатные секции. После этого материал должен немедленно поступать в секцию припрессовки фольги. Для полимеризации УФ-лучами необходимо использовать лампы среднего или высокого напряжения мощностью примерно 120 Вт/дюйм. Эта мощность эффективна для средней скорости работы. Необходимо, чтобы мощность ламп можно было регулировать, подбирая оптимальные параметры для получения качественного тиснения. УФ-лампу рекомендуется располагать на расстоянии 0,4-0,65 м от устройства для тиснения. Чем выше скорость работы, тем больше расстояние.

Оптимальная рабочая скорость печати и нанесения фольги - 45-70 м/мин. Однако в таких условиях процесс тиснения трудно контролировать и возможно появление брака. Поэтому работать на подобных скоростях можно только при соответствующем опыте в холодном тиснении. Необходимо помнить, что при слишком низкой скорости лак может быть переэкспонирован и его липкости будет недостаточно, чтобы обеспечить качественный перенос слоев фольги на поверхность запечатанного материала. При слишком высокой скорости лак не успевает полимеризоваться и достичь оптимальной липкости. Кроме того, до момента, когда фольга будет отделяться от подложки, пройдет слишком мало времени. Не мешало бы, чтобы после начального прижатия фольга двигалась вместе с запечатанным материалом в течение некоторого времени под контролируемым давлением и натяжением (для лучшего приклеивания).

Ошибки и брак возможны только в тех случаях, когда нарушается технология производства и неверно подбирается режим тиснения. Низкое же качество лака для холодного тиснения напрямую отражается на переносе фольги на поверхность материала. Лак может потерять эффективность в результате высокой абсорбции на пористых материалах. Катионное отверждение замедляется химически несовместимыми веществами, содержащимися в покрытии или краске материала (карбонаты и амины). На практике лучшие результаты получают при предварительном нанесении на поверхность запечатываемого материала соответствующих праймеров перед наложением лака.

При использовании лака с катионным механизмом полимеризации можно столкнуться со следующими проблемами:

1. при относительной влажности выше 70% скорость полимеризации снижается. В этом случае необходимо снизить рабочую скорость машины или увеличить мощность ламп;

2. использование краски или лака на водной основе может отрицательно сказаться на процесс полимеризации из-за повышенного содержания влаги. Поэтому нельзя использовать УФ-лак с катионным отверждением для холодного тиснения на поверхностях, запечатанных водорастворимыми красками;

3. прежде чем лак будет нанесен на краску со свободнорадикальным механизмом полимеризации, она должна полностью высохнуть. [www.demo.reklama.net.ua.ru].

Тампопечать

Тампопечать - технология печати краской. Тампон обмакивается в фотополимерное клише, залитое краской, впитывает ее и затем, соприкасаясь с изделием, переносит отпечаток на него. К примеру, ручку или зажигалку. Входящие в состав краски вещества разъедают тонкий поверхностный слой сувенира. Высыхая, краска с растворёнными в ней частицами пластика становится практически однородной массой, что и обеспечивает хорошую стойкость нанесения. Оборудование тампопечати позволяет наносить изображение практически на любой вид твердой поверхности - от пластика ручек и зажигалок до нетрадиционных носителей - стекла и металла. Тампопечать позволяет печатать по авторучкам, зажигалкам, брелокам, бутылочным пробкам, крышкам банок, одноразовой посуде, парфюмерной упаковке, различным канцелярским принадлежностям, аудио- и видеокассетам, компакт-дискам, корпусам приборов, парфюмерной упаковке и т.д. Эта техника нанесения идеальна для печати на различных поверхностях, например, на изогнутом клипе пишущего прибора. Технологию отличают высокая рентабельность, несложная технология производства и простое в настройке и эксплуатации оборудование. Практически на любое изделие самой сложной формы можно нанести ваш фирменный знак методом тампонной печати.

Особенности тампонной печати:

- тампон, как правило, небольшого размера (5-7 см); - тампон представляет собой высокотехнологичный силиконовый элемент. В зависимости от различных факторов тиражестойкость тампона может колебаться от 10 тыс. до 100 тыс. оттисков; - входящий в состав краски растворитель разъедает поверхностный слой сувенира и впитывается в него.

Делись добром ;)