Социально-психологическая модель формирования имиджа ВУЗа

реферат

1.1 Определение понятия «имидж»

Имидж (image) - английское слово, произошедшее от латинского -- imago - изображение, подобие. В современном английском языке слово image имеет множество значений и оттенков. Среди них следует выделить не только традиционно отмечаемые «образ», «изображение», но и такие значения, как «олицетворение», «представление» (о чем-либо), «репутация», «престиж». Современные английские словари трактуют имидж и как общее впечатление, «публикуемое» личностью, организацией, товаром и т.д. Важно отметить и такое словосочетание, используемое в англоязычной литературе, как «imagebulding» - в смысле «создание репутации», «лица» фирмы. Эти значения больше соответствуют пониманию имиджа, которое сложилось в современной науке.

Почепцов Г.Г. под имиджем понимает индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания.

Согласно определению Панасюка А.Ю., имидж - это искусственный образ, который формируется в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия, с целью создания определённого отношения аудитории к объекту. Имидж может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.

Также имидж можно определить как обобщенный портрет личности или организации, формирующий в общественном или индивидуальном сознании определенное эмоциональное отношение на основании того, что личность или организация заявляет и делает.

П. Федоркина и Р.Ф. Ромашкина характеризуют имидж как социально-психологическое явление, отражающее влияние на него не только сознательного, но и бессознательного компонентов психики различных индивидов и социальных групп, мотивации их поведения.

Е.Б. Перелыгина определяет имидж как символический образ субъекта, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия.

И.В. Шабельников дает определение имиджа как обобщенного представления социальной группы о функциональном месте субъекта в общественных отношениях.

В некоторых подходах сущность имиджа сводится к мнению, представлению, установке. Многие авторы указывают на близкие ему понятия репутации, престижа. Рассматривая данный вопрос, Богданов Е.Н. и Зазыкин В.Г. замечают, что понятия престижа, репутации и имиджа не тождественны потому, что имидж есть манипулятивный, привлекательный образ, воздействующий на сознание и поведение человека через эмоциональную сферу, а через них - на объяснительные механизмы сознания и поведения, на выбор, осуществляемый человеком. В этом его отличие от репутации и престижа категорий рассудочных, основанных на осознанном выборе, рациональном и аргументированном сравнении.

Некоторые ученые рассматривают понятие имидж только применительно к организации. Например, Ф. Котлер определяет имидж как восприятие компании или её товаров обществом.

Анализ более 20 определений имиджа в современной научной литературе, позволил выделить несколько основных подходов к пониманию сущности имиджа. Перевод слова «image» как «изображение», вероятно, послужил основанием для интуитивного понимания имиджа как наглядного, зрительно выраженного явления. Признавая важность зрительного образа, объекта, имиджа, следует учесть и то, что социальные и социально-психологические характеристики объекта имиджа не визуальны. Поэтому представляется недостаточным при определении имиджа опираться лишь на визуальные характеристики.

Делись добром ;)