logo
Рынки информационных и интеллектуальных услуг и их формирование в России

1.1 Понятие информационных ресурсов. Информационная услуга

В соответствии с определением, данным в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации»:

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, базах данных, других информационных системах).

Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. Любой информационный продукт отражает информационную модель его производителя и воплощает его собственное представление о конкретной предметной области, для которой он создан. Информационный продукт, являясь результатом интеллектуальной деятельности человека, должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.

Информационный продукт - совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг.

Услуга - результат непроизводственной деятельности предприятия или лица, направленный на удовлетворение потребности человека или организации в использовании различных продуктов.

Информационная услуга - получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. В узком смысле информационная услуга часто воспринимается как услуга, получаемая с помощью компьютеров, хотя на самом деле это понятие намного шире. Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.

База данных - совокупность связанных данных, правила, организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и, соответственно, расширяется круг информационных услуг.

Виды информационных услуг:

1. Выпуск информационных изданий

Информационные издания подготавливаются практически всеми видами информационных служб, органов и систем. Эти издания содержат вторичную информацию, которая создается на основе работы с базами данных, предоставление работы с которыми также является услугой.

1.1. Реферативные сборники

1.2. Библиографические указатели

1.3. Обзорные издания

1.4. Справочные издания

2. Ретроспективный поиск информации

Ретроспективный поиск информации - это целенаправленный по заявке пользователя поиск информации в базе данных и пересылка результатов либо по почте в виде распечаток, либо по электронной почте в виде файла.

3. Традиционные услуги научно-технической информации

Традиционные услуги научно-технической информации осуществляются по предварительному заказу

3.1. Переводы

3.2. Обзоры

4. Дистанционный доступ к удаленным базам данных

Популярность услуг дистанционного доступа к базам данных нарастает быстрыми темпами и опережает все виды других услуг благодаря все большему числу пользователей, овладевших информационной технологией работы в коммуникационной среде компьютерных сетей; высокой оперативности предоставления услуг; возможности отказа от собственных информационных систем. Традиционно основными пользователями услуг дистанционного доступа к базам данных являются организации. Однако за последние годы наметилась тенденция к существенному увеличению числа индивидуальных пользователей. В основном эти услуги предоставляются специальными организациями, называемыми вычислительными центрами коллективного пользования, располагающими мощными ЭВМ.

4.1. Косвенный

Может быть организован с локального места пользователя только при условии его обученности работе в коммуникационной среде, СУБД.

4.2. Непосредственный

Включает организацию обучения пользователей, выпуск бюллетеня новостей, организацию справочной службы, организацию встреч с пользователем для выяснения интересующих его вопросов, рассылку вопросников пользователям.

4.3. Down Loading

Позволяет загрузить результаты поиска в центральной базе данных в свой персональный компьютер для дальнейшего использования в качестве персональной базы данных.

4.4. Регулярный поиск

Предусматривает регулярное проведение поиска в массивах одной или нескольких центральных баз данных и предоставление результатов поиска на терминал пользователю в удобное для него время.

5. Подготовка и оказание информационных услуг

5.1. Обработка данных

5.2. Программное обеспечение

5.3. Информационные технологии (ИТ)

Информационные технологии - способы создания, фиксации, переработки и распространения информации

5.4. Информационные системы

5.5. Связь (телекоммуникация и телефония)

Предназначена для предоставления осуществляемых в форме передачи данных информационных услуг