Роль выставки в маркетинговой деятельности

курсовая работа

1.2 Особенности выставочной сферы, значение и функции выставочной сферы в современной экономике

Выставочная деятельность входит в сферу специальных услуг. Выставочная деятельность, как и любая рекламная деятельность не приобретает овеществленные формы, не сопровождается материальными услугами в виде материальных носителей рекламы. Каждая выставка, даже из числа ежегодных, является штучным, индивидуальным продуктом. Говоря о выставках, чаще всего данное определение может употребляться в двух аспектах. Во-первых, можно говорить о выставках как о коммерческом мероприятии, их проведение и организация связаны с извлечением экономической выгоды (прибыли) всех сторон (организаторов и участников выставок). Второй аспект данного понятия связан с выставками в художественно-культурном, историческом понимании. Выставки в данном случае преследуют просветительские, художественно-эстетические цели. Хотя и в этом контексте участники выставок могут посредством участия или организации их стремиться к получению прибыли, однако не корректно говорить о том, что это является основной целью. Существует достаточно много общего в двух направлениях выставочной деятельности (например, показ экспонатов на одной выставочной площадке, в одно время, причем экспонаты объединены одной тематикой). Однако это совершенно разные виды деятельности. При проведении исследования, под выставкой подразумевается коммерческая выставка (первый аспект выставочной деятельности). Усманова Л.П. Особенности оценки эффективности инвестиционного проекта в сфере выставочных услуг. «Инновации», №9 (94), октябрь, 2006. стр. 7

Выставочная деятельность во всем мире является важной отраслью национальной экономики. Выставки являются местом аккумуляции инновационных и инвестиционных проектов, источником научно-технической и коммерческой информации. Выставки представляют собой модель рынка, являются местом встречи предложения и спроса, продавцов и поставщиков с потребителями товаров и услуг. Выставки дают участникам уникальную возможность презентации, обеспечивают личный контакт с аудиторией потенциальных покупателей. В этом смысле выставки являются важным фактором активизации деловой активности.

Выставочная деятельность отражает реальное состояние дел в соответствующей отрасли экономики, показывает динамику и направления развития, перспективы и проблемы. Но в то же время выставки могут быть движущей силой, мощным импульсом в развитии целой отрасли экономики и отдельных предприятий.

За последнее десятилетие в нашей стране существенно выросло количество и качество выставочных мероприятий, изменился формат их проведения. На место формальных мероприятий, зачастую демонстрирующих мнимые достижения и успехи, пришли такие выставки и конгрессы, которые имеют высокую практическую значимость для каждого его участника. Организация, проведение и информационное сопровождение выставочно-конгрессных мероприятий отвечает всем потребностям заинтересованных лиц.

Изучая и анализируя состояние, динамику развития выставочной сферы, можно выделить множество проблем, связанных с законодательно-правовой базой, формированием финансовых потоков, использованием современных информационных технологий, материально-техническим обеспечением, взаимоотношениями между партнерами и конкурентами внутри выставочной отрасли и многих других. Среди проблем можно отметить и отсутствие методик сбора и обработки статистической информации о выставочных мероприятиях и организациях, анализа итогов проведения выставочных мероприятий, их влияния на экономику, а также анализа состояния выставочной сферы и прогноза ее развития.

Выставочная деятельность осуществляется в двух основных формах. Первая - ярмарка, где товары представляются и реализуются. Другая - собственно выставка, где товары только представляются. В исторической перспективе выставки имеют тенденцию изменяться от базаров к ярмаркам, от ярмарок к непосредственно выставкам, а в пределах каждой из форм тяготеть ко все большей виртуализации - сами товары все реже представлены на стендах, получают все большее распространение выставки услуг. Хотя на выставке может происходить совершение сделок по представленным товарам. На выставке одного вида товара могут заключаться сделки по продаже другого, например, сопутствующих товаров.

По своей природе современная выставка является разновидностью рекламы, причем одной из самых эффективных - как по причине точной нацеленности на аудиторию, так и по причине максимальной наглядности. Эффективность продвижения товара на выставке очень высока.

В выставочном проекте участвуют три стороны: участники-экспоненты, посетители, организаторы выставок - эксгибиторы, являющиеся связующим звеном между первыми вторыми. Хруцкой В.Е. Современный маркетинг. - М.: ФиС, 2008. стр. 78

Выставочные мероприятия можно классифицировать по пяти основным признакам:

по географическому составу экспонентов (в зависимости от того, какие страны/регионы они представляют);

по тематическому (отраслевому) признаку;

по значимости мероприятия для экономики города/региона/страны;

по территориальному признаку (на территории какой страны проводится выставочное мероприятие);

по времени функционирования (в зависимости от продолжительности работы).

Наиболее распространенной является классификация выставок по специализации:

В2С («бизнес для конечных потребителей);

В2В («бизнес для бизнеса).

Тематика первых, как правило, смешанная. Часто это выставки продовольствия и товаров широкого потребления. Очевидно, что это хорошая возможность рекламы и сбыта для компаний, ориентированных на массового покупателя. Формат В2В предполагает более или менее узкую специализацию. Именно на таких выставках наиболее компактно представлены профессиональная аудитория и ближайшие конкуренты, это оптимальное место и для привлечения партнеров, и для исследования рынков.

Делись добром ;)