Разработка маркетинговой стратегии предприятия ОАО "ОПОГАТ-9"
2.4.1 Технико-экономические показатели использования автопарка
Коэффициент использования парка - важнейший показатель, он отражает степень использования машин за определенный период (месяц, год). Он рассчитывается как отношение числа автомобиле-дней в работе (АДраб) к числу автомобиле-дней пребывания подвижного состава в хозяйстве (АДхоз)
Расчет коэффициент использования парка показан в таблице 2.7.
Таблица 2.7 - Расчет коэффициента использования апрка.
Показатели |
2007 |
2008 г |
2009 г |
|
Автомобиле-дни в работе, тыс. дн |
11,06 |
10,8 |
7,3 |
|
Автомобиле-дни в хозяйстве, тыс. дн |
16,2 |
24,7 |
27,2 |
|
Коэффициент использования пакра |
0,68 |
0,44 |
0,27 |
Из таблицы 2.7 видно, что Кип ежегодно колеблется и он низкий, что говорит о низкой эффективности использования парка.
Показатель среднесуточного пробега автомобилей характеризуется интенсивностью работы машин на линии. Величина его показывает пройденное автомобилем расстояние в километрах за отработанный машино-день и зависит от технической эксплуатационной скорости, времени нахождения в наряде, расстояния перевозки грузов и условий механизации погрузочно-разгрузочных работ. Чтобы исчислить среднесуточный пробег автомобилей (Псс) нужно разделить общий пробег на число дней работы автомобилей.
Таблица 2.8 - Расчет среднесуточного пробега автомобилей.
Показатели |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2009 г в % к 2007 г |
|
Общий пробег, тыс. км |
2329,2 |
2321,6 |
2077,9 |
89 |
|
Авто-дни работы, тыс км |
11,06 |
10,8 |
7,2 |
65 |
|
Среднесуточный пробег, км |
210 |
215 |
289 |
137 |
Данные таблицы 2.8 показывают, что среднесуточный пробег автомобилей за период 2007-2009 гг. увеличился на 37% и составил 289 км, а общий пробег уменьшился на 251 тыс. км. Это объясняется сокращением числа автомобилей.
Эффективность работы автопарка характеризуется, прежде всего, количеством перевезенного груза и объемом выполненных транспортных работ. Эти показатели в значительной мере зависят от степени использования пробега машин, и характеризуется коэффициентом использования пробега (Кип).
Кип рассчитывается отношение пройденного расстояния с грузом Кгр к общему пробегу автомобилей Кобщ.
Величина его всегда меньше единицы.
Таблица 2.9 - Расчет коэффициента использования пробега.
Показатели |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2009 г в % к 2007 г |
|
Общий пробег, тыс. км |
2329,2 |
2321,6 |
2077,9 |
89 |
|
Пробег с грузом, тыс. км |
1065,2 |
1486,3 |
1155,5 |
108 |
|
Коэффициент использования пробега |
0,45 |
0,64 |
0,56 |
124 |
За период 2007-2009гг. из таблицы 2.9 видно, что Кипр увеличился на 24% и в 2009году составил 0,56, так же увеличился пробег с грузом на 8% и составил 1155,5 тыс. км.
Показатель среднего расстояния перевозки показывает среднюю дальность перевозки 1 тонны груза. Величина среднего расстояния перевозок зависит от размещения пунктов погрузки и выгрузки, структуры грузопотоков и грузооборота, а также от коэффициента использования грузоподъемности и типа подвижного состава, следовательно, среднее расстояние перевозок - это показатель, учитывающий не только пробег, но и количество перевезенного груза, т.е. степень использования грузоподъемности. Определяется он отношением количества выполненной транспортной работы () к числу фактически перевезенных тонн груза (Нг):
В практике показатель среднего расстояния и средней езды часто считают одинаковыми.
Таблица 2.10 - Расчет среднего расстояние перевозки грузов.
Показатели |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2009 г в % к 2007 г |
|
Грузооборот, тыс. т-км |
13395,6 |
13761,5 |
10365,2 |
77 |
|
Перевезено грузов, тыс. т |
108 |
97,2 |
77,3 |
72 |
|
Среднее расстояние перевозки, км |
124 |
141,5 |
134 |
108 |
Из таблицы 2.10 видно, что за анализируемый период среднее расстояние перевозки увеличилось на 10 км, этим и объясняется увеличение расстояния пробега с грузом. В следствие уменьшения числа автомобилей, произошло уменьшение грузооборота на 23%.
Уровень загруженности показывает количество груза в тоннах, который перевозят автомобилями за определенный период. Загруженность среднесписочного автомобиля, т.е. фактическая его грузоподъемность определяется в средних величинах за анализируемый период отношение фактически выполненной работы (Рфак) к пробегу автомобиля с грузом (Кгр):
Таблица 2.11 - Расчет коэффициента использования грузоподъемности.
Показатели |
2007 г |
2008 г |
2009 г |
2009 г в % к 2007 г |
|
Грузоподъемность факт, т |
1597 |
990,7 |
852 |
53 |
|
Грузоподъемность номин, т |
847 |
714 |
634 |
75 |
|
коэффициент использования грузоподъемности |
1,88 |
1,16 |
1,34 |
71 |
Анализируя данные таблицы 2.11, видим, что коэффициент использования грузоподъемности в 2009году по сравнению с 2007 годом снизился и составил 1,34.