Продвижение продукции ОАО "АФПК Жлобинский мясокомбинат"

курсовая работа

1.2 Тенденции и проблемы продвижения продукции отечественных предприятий на внутренний и зарубежные рынки

Стратегия стабильного экономического роста Республики Беларусь в значительной степени связана с развитием экспортного потенциала и всесторонней интеграцией белорусской экономики в мировую хозяйственную систему. Развитие экономики Беларуси характеризуется постепенным увеличением степени открытости. Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом, а небольшие размеры страны порождают экспортоориентированную структуру экономики. Экспорт, являясь одной из важнейших составляющих национальных счетов, напрямую влияет на открытость экономики и на благосостояние страны.

Эффективную работу на современном, насыщенном товарами международном рынке, для которого характерен высокий уровень конкуренции, невозможно вести без систематических и комплексных мер по формированию спроса и стимулированию сбыта. В этом и есть главный минус продвижения белорусских товаров на зарубежный рынок. Современная белорусская реклама уделяет чрезвычайно мало внимания продвижению отечественных товаров за границу. Ведь некоторым руководителям белорусских организаций невдомек, что переместить товар за границу - это еще не экспорт. Экспорт - это когда деньги пришли за этот перемещенный товар.

Экономическая политика Республики Беларусь формируется на принципах открытости экономики, либерализации внешней торговли, взаимной защиты инвестиций и приоритетности экспорта. Основное внимание уделяется развитию экспортного потенциала, расширению государственной поддержки предприятий-экспортеров и защите отечественных товаропроизводителей. Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира. Руководствуясь принципом многовекторности во внешних торговых связях, Беларусь развивает торговые отношения со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья, и выходит на внешний рынок с самой разнообразной продукцией. По итогам 2010 года в тройку лидеров стран, получающих белорусский экспорт, вошли Россия, Нидерланды и Украина. Основные статьи экспорта -- нефтепродукты, калийные удобрения, продовольствие, продукция машиностроения и химической промышленности, металлургии.

Значительное количество белорусских товаров попадает на рынки не напрямую от товаропроизводителей, а через официальных дилеров белорусских предприятий и многих посредников. Часто фирмы, которые специализируются на продвижении белорусской продукции, не рекламируют свои товары и не имеют приемлемых финансовых показателей в течение длительного времени. Отсутствие сервисных центров не позволяет производителям бороться за выгодные заказы и тендеры.

Меры по стимулированию сбыта призваны вызвать в человеке немедленное желание совершить покупку; благодаря этим мерам товары «продвигаются» быстрее. Можно сказать, что продвижение - это катализатор ускорения продаж на всем пути прохождения товара от производителя к потребителю.

Редакцией Интернет-портала BEL.BIZ было проведено исследование, в результате которого оказалось, что лишь единицы белорусских торговых марок известны за границей. Общее позиционирование отечественной продукции, сформированное на постсоветском пространстве, «белорусское - качественное и дешевое» - давно не приносит прибыли, так как белорусские товары уже не попадают в низшую ценовую категорию. А для того, чтобы продвигать свою продукцию в более дорогих сегментах, нужно действовать по-другому и более профессионально. Но профессиональных маркетологов на многих белорусских организациях до сих пор нет. Если не брать во внимание товары крупных промышленных организаций, то узнаваемыми на постсоветском пространстве являются торговые марки «Милавица», «Bielita-Вітэкс», «Бульбащ», «Савушкин продукт» и некоторые другие.

Белорусские специалисты в области маркетинга отмечают, что для продвижения отечественных товаров очень важно повышать грамотность менеджмента, чтобы руководители были готовы вносить необходимые изменения в структуру бизнеса и формировать бюджет, за счет которого маркетологи смогут проинформировать рынок о потребительских свойствах товаров, их цене. Беда белорусской ментальности: мы сидим и ждем, когда придут и купят наш товар, а очень часто можно со стороны наших предприятий услышать ответ: «Вам нужно - вы приезжайте и забирайте».

Развитие экспорта - одно из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Беларуси. Расширять присутствие белорусских организаций за рубежом престижно и выгодно, а потому необходимо. Завоевание новых рынков сбыта требует от отечественных производителей больших усилий, современных подходов, создания условий для доставки товаров буквально каждому потребителю. Достижения белорусских организаций в увеличении своего экспортного потенциала очевидны как на рынках СНГ, так и на рынках дальнего зарубежья, что подтверждено ростом объемов белорусского экспорта. Но закрепление достигнутого успеха требует максимальной отдачи на всех без исключения этапах пути, ведущего к успеху и процветанию страны.

В Беларуси есть сильные организации, пример которых доказывает, что государство могло бы продвигать себя как страна, способная производить, в том числе и высокотехнологичные товары. Вопрос лишь в конкурентоспособности организации и умении определить стратегии продвижения. И начинать надо со всеобщего обучения. Учить надо брендингу и маркетингу, ценообразованию и финансовому учету, умению продавать товары и вести переговоры.

Негативное влияние мирового финансово-экономического кризиса на экономику Республики Беларусь связано, прежде всего, с углублением кризисных явлений в экономическом развитии стран - торговых партнеров Беларуси, общемировой тенденцией уменьшения емкости рынков промышленной продукции и, как следствие, масштабным падением спроса на наш экспорт. За пять месяцев 2011 года экспорт снизился на 48% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 7,2 млрд. долл 28.

Падение объемов экспорта явилось главным фактором снижения уровня промышленного производства. По итогам января-мая 2011 г. оно составило 96,6% к соответствующему периоду прошлого года. Вместе с тем в мае текущего года уже отмечен рост промышленного производства по сравнению с январем-апрелем на 0,2 процентных пункта (с 96,4 до 96,6%).

Причинами формирования столь неблагоприятной ситуации во внешней торговле по-прежнему остаются ухудшение конъюнктуры рынка, спад деловой активности, падение внешнего платежеспособного спроса на основные виды белорусской экспортной продукции.

На таком фоне на первый план для белорусских производителей выходит необходимость активизировать экспортную политику, расширять географию продаж, их инфраструктуру, развивать гарантийное и послегарантийное обслуживание в странах экспорта. Сейчас практически все отрасли экономики имеют стратегии экспортных продаж, прилагают усилия для развития товаропроводящих сетей. И эти усилия уже дают определенный результат. Так, по данным замминистра, запасы готовой продукции на складах уменьшились в июле, по сравнению с июнем, на 6,3 процента, составив 88,3 процента от среднемесячных объемов производства.

Основная проблема белорусских орагнизаций сегодня - необходимость снижения складских запасов. Исходя из этого ключевой задачей отраслей отечественной экономики является активная экспортная политика.

В последнее время Правительство Республики Беларусь принимает меры с целью активизации продвижения белорусской продукции на внешние рынки. Так, поскольку Россия по-прежнему остается основным рынком сбыта для отечественных предприятий, большая работа ведется именно в этом направлении. Министерством промышленности и торговли России уже согласован дополнительный перечень белорусских товаров, на которые будет распространяться преференциальный (то есть равный с товарами российских производителей) режим в рамках осуществляемых в Российской Федерацией госзакупок. В настоящее время преференциальная поправка действует в отношении 40 наименований отечественных товаров. Разрабатывается комплекс нормативных актов для запуска механизма льготного кредитования Сбербанком Российской Федерации российских покупателей белорусской продукции. В соседнем государстве уже действует несколько совместных предприятий, занимающихся сборкой белорусской техники. Например, в Саратове собирают тракторы «Беларус», в Брянске - комбайны «Гомсельмаша». Сегодня обсуждается возможность создания в Российской Федерации и других сборочных производств.

Тридцать шесть новых совместных предприятий планируется организовать также в странах дальнего зарубежья. В частности, сборочные производства белорусских МАЗов и БелАЗов будут созданы во Вьетнаме.

Рассчитывает Минэкономики и на помощь малого и среднего бизнеса в вопросе продвижения белорусской продукции. Разрабатывается комплекс мер с целью стимулировать интерес представителей этого сектора экономики к экспорту отечественных товаров. Так, объем валовой выручки, которая используется в качестве критерия для применения упрощенной системы налогообложения, до 2011 года планируется увеличить в два раза по отношению к ныне установленному. Одновременно предполагается снизить вдвое ставку налога, уплачиваемого при применении УСН. Для индивидуальных предпринимателей, поставляющих товары отечественного производства на экспорт, намереваются установить единый торговый сбор с одновременным освобождением от прочих налогов и сборов. Прорабатываются и другие меры 28.

В Минэкономики надеются, что в совокупности с некоторым оживлением мировой экономики, отмечаемым экспертами, все эти усилия позволят ощутить положительные сдвиги во внешней торговле в ближайшие время.

Для расширения экспортных возможностей и успешного продвижения белорусской продукции на внешние рынки министерства и руководители предприятий обязаны обеспечить производство конкурентного продукта по таким параметрам как качество и цена.

Сейчас конкурентные преимущества в условиях насыщенности рынка дает опережающий выход к потребителям с предложением новой инновационной продукции (произведенной с применением новых технологий, современного автоматизированного оборудования и новых материалов) или уже производимой продукции с новыми потребительскими свойствами, повышенным качеством или низкой ценой.

Белорусским экспортерам необходимо непрерывно работать над повышением качества выпускаемой продукции на основе применения международных технических регламентов (стандартов) и систем качества. «Качество продукции - вопрос номер один сегодня, иначе мы не выберемся из кризиса и особенно после кризиса не сможем продать свою продукцию», - подчеркнул Президент Беларуси А.Г. Лукашенко на совещании по вопросам формирования и использования средств государственных целевых бюджетных фондов 21.

Внедрение регламентов, отвечающих требованиям Европейского союза и гармонизированных со стандартами наших ближайших соседей - России и Украины, а также партнеров по Таможенному союзу и Евразийскому экономическому сообществу, должно стать предметом особого внимания руководства республиканских органов государственного управления и директоров предприятий реального сектора экономики.

Лучший мировой опыт свидетельствует о том, что достаточно большие возможности значительного повышения конкурентоспособности продукции сосредоточены в сфере управленческих процессов и зависят от качества принимаемых решений. Сегодня необходимо масштабное внедрение систем качества управления при производстве технической продукции, радиоэлектронной и бытовой техники, товаров народного потребления по стандартам серии ИСО 9001.

С продвижением белорусских продуктов питания на внешние рынки ситуация несколько отличается. как считают специалисты по продовольственной безопасности, основной для сбыта белорусского продовольствия российский рынок еще долго будет открыт для наших товаров. Так как белорусские продукты на территории Россиии ценят за качество, вкус и приемлемую цену, но вот продвинуть их конечному потребителю становится все труднее. Очевидно, остро назрела необходимость создавать крупные сбытовые структуры.

Во многих странах назрела проблема продовольственной безопасности, чего в Республике Беларусь нет, и поэтому наша страна может реализовывать излишки продуктов на внешних рынках.

Традиционные покупатели белорусских продуктов, такие, как Псковская, Ленинградская области, Санкт-Петербург и другие, не смогут отказаться от поставок этих товаров.

Белорусские ученые указывают на то, что в сельском хозяйстве страны серьезный крен сделан в сторону животноводства, хотя эта отрасль достаточно затратная и энергоемкая. В то же время мало используется потенциал растениеводства. Между тем перспективы поставлять овощи, фрукты и плоды на рынок России просматриваются вполне определенно.

В то же время надо помнить, что оптимальной долей экспорта в общем объеме произведенного в стране продовольствия считается уровень около 60 %. Как свидетельствует мировой опыт, это важно для возобновления ресурсов, которые со временем истощаются. Беларусь практически подошла к этому пределу, поэтому запланированный рост экспорта белорусских продуктов питания должен быть направлен на увеличение стоимостных, а не физических объемов, подчеркивают специалисты.

В этом смысле перспективы наращивания поставок достаточно велики. Так, если с переработкой молока дело обстоит достаточно благоприятно, то по мясу белорусские предприятия пока недорабатывают. Так как россияне испытывают дефицит мясного сырья, особенно говядины, они делают предоплату и готовы закупать этот товар в больших объемах. Но как только речь заходит о готовой продукции, начинаются проблемы, так как в белорусской колбасе вредит то, что в ней слишком много мяса и мало вкусовых добавок. Поэтому она по определению оказывается дороже, чем местная продукция, изготовленная по менее жестким стандартам. Кроме того, в российской рознице торговые надбавки составляют, как минимум, 70 %, что также делает качественные мясные изделия весьма недешевыми. Партнеры из России все чаще советуют белорусским производителям создавать крупные альянсы, чтобы усилить вопросы маркетинга и торговли 21.

Как считают участники продовольственного рынка, практика создания торговых домов и иных структур по инициативе сверху себя не очень-то оправдывает. Мировой опыт подтверждает: если объединение решает собственные коммерческие задачи, продвигая продукцию разных предприятий, эффективность для самих производителей оказывается низкой. Чаще всего содействие со стороны государства предприятиям конкретной отрасли выражается в едином маркетинговом сопровождении. Так происходит с греческим коньяком «Метакса», винами ЮАР, картофелем американского штата Айдахо, итальянской одеждой.

В одиночку покорять российский рынок, где наши продукты чаще всего воспринимают под единым брендом «белорусское», становится все труднее. Особенно актуально и остро стоит вопрос сотрудничества с крупными розничными сетями. Сегодня внешний рынок - это рынок брендов». Понятно, что вписаться в эту схему продвижения могут лишь единичные белорусские предприятия, которые не только создали себе звучное имя, но и выпускают продукцию в объемах, способных удовлетворить запросы сетевиков. В новой российской рознице белорусские поставщики оказываются не в самых лучших условиях и чувствуют себя некомфортно, хотя, например, во Франции производители, объединившись в союзы, успешно отстаивают свои права. По оценкам эксперта, не стоит сбрасывать со счетов возможность поставлять продукты питания в северные регионы, подписывать контракты с Министерством обороны и другими госструктурами. Выгодным остается и сотрудничество с ближайшими регионами: местные сети пока предлагают вполне приемлемые условия небольшим производителям. В то же время логистические схемы в России устроены таким образом, что весь товар в основном стекается в два крупных центра -- Москву и Санкт-Петербург, которые затем распределяют продовольствие по другим регионам.

Делись добром ;)