logo
Применение интегрированных маркетинговых коммуникаций для продвижения инноваций технологического типа в сфере экономики

2.1 Исследование зависимости достижения полезного экономического эффекта на предприятии от использования эко-инноваций

маркетинговый коммуникация продвижение инновация

Эко-инновации были главным предметом исследований ещё в конце 70-х годов 20-го века. Британский учёный Штребелева [17] определил так называемые экономические инновации для защиты окружающей среды, как экологически чистые продукты и производственные процессы, предназначенные для того, чтобы уменьшить или предотвратить загрязнение окружающей среды. Эко-инновации следует понимать как деятельность всех соответствующих субъектов экономической и социальной жизни (компаний, политиков, ассоциаций, церквей, домашнего хозяйства), благодаря которым возникают новые идеи и способы поведения, при применении которых оказывается влияние на состояние экологии. Примером этого определения в узком смысле является, проект «Измерение эко-инноваций (МЭИ)» [19], реализуемый европейскими исследовательскими центрами, работающими в Европейском совете. Эко-инновации включают в себя создание, использование продукта, производственного процесса, услуги или методы управления и бизнес-практики, представляющей собой инновации для внутреннего рынка. Эко-инновации согласно Руководству ОСЛО, это новый или значительно улучшенный продукт (товар или услуга), процесс, организационные или маркетинговые методы, которые приносят выгоду для окружающей среды по сравнению с альтернативными решениями [20]. Важно, что реализация эко-инноваций может быть как основной целью компании, так и результатом реализации других целей.

Применение эко-инноваций приводит к сокращению использования материалов и энергии, и в то же время к улучшению качества продуктов или услуг. Однако, следует подчеркнуть, что как эко-инновации можно рассматривать только те виды деятельности, которые намеренно стремятся снизить нагрузку на окружающую среду. Стоимость эко-инноваций должна рассматриваться с точки зрения как потребителей, так и бизнеса. Интерес потребителей в защиту окружающей среды является важным фактором, влияющим на уровень и качество инноваций. Индивидуальные предпочтения и модели поведения так же важны, как социально-экономические и политические условия, или технологические возможностям.

Исследования, проведенные в Швеции [27] показывают, что основным фактором при принятии эко-инновационного проекта является сокращение издержек производства, но второй основной причиной является требование потребителей. Спрос со стороны потребителей с высоким уровнем экологического сознания может быть определяющим фактором в росте спроса на эко-инновации.

Согласно американскому научному журналу Hemmelskamp [28], включение охраны окружающей среды в стратегии бизнеса, а также введение эко-инноваций, в дополнение к вышеупомянутому повышению процента потребителей экологически чистых продуктов, вызваны следующими факторами:

* текущее состояние технологии, существующие ноу-хау;

* защитные механизмы - возможность (условия) получения охраны патента;

* структура рынка и размера предприятия - существующей конкуренции заставляет компании искать новые решения, которые позволяют им достичь конкурентных преимуществ.

Ниже приведена таблица экономических последствий, с учетом экологических факторов.

Таблица № 2 «Экономические последствия для предприятия, при определённых экологических факторах»[26]

Экологический фактор

Экономические последствия

Сведение к минимуму количество загрязнений, выбрасываемых в окружающую среду

Снижение затрат за счет снижения экологических платежей, включенных в расходы

Приоритет использования только натуральных материалов

Перспектива увеличения затрат на получение редких ресурсов

Более эффективное использование природных ресурсов

Снижение затрат - повышение экономической эффективности

Использование материалов, отвечающих экологическим вкусам клиентов

Улучшение имиджа компании в глазах потребителя

Расширение спроса на конкретные эко- продукты

Укрепление конкурентных позиций на рынке

Анализируя представленную выше таблицу, можно сделать вывод о том, что действия со стороны предприятия, направленные на улучшение экологии, укрепляют её позиции на рынке и благоприятно отражаются на отношении потребителя к компании.