2.1 Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
Республиканское унитарное предприятие "Гомсельмаш" основано на государственной форме собственности, входит в состав производственного объединения "Гомсельмаш" и находится в ведении Министерства промышленности Республики Беларусь. Завод обладает правами юридического лица и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом предприятия.
ПО "Гомсельмаш" является поставщиком зерноуборочных и кормоуборочных машин, рынком сбыта которых являются страны СНГ. Основными потребителями продукции ПО "Гомсельмаш" - сельскохозяйственные предприятия Беларуси, России, Украины. Компания располагает также заводом в г. Светлогорске (Гомельская область) по производству режущих аппаратов жаток. В Российской Федерации, в городе Брянске, работает совместное белорусско-российское предприятие "Брянсксельмаш", производящее в кооперации с "Гомсельмашем" кормоуборочные и зерноуборочные комбайны. В Аргентине работает филиал компании, в Китае - постоянное представительство компании. В Республике Татарстан (Российская Федерация) и Казахстане созданы совместные производства зерноуборочной техники. В ближайших планах "Гомсельмаша" - создание совместных производств в Украине, в Евросоюзе, а также собственного производства в Латинской Америке.
ПО "Гомсельмаш" принимает активное участие в решении жизненно важной проблемы для Республики Беларусь - обеспечение продовольственной безопасности страны путем модернизации и насыщения машинного парка отечественных производителей сельскохозяйственной продукции. Созданные конструкции зерно- и кормоуборочных машин нового поколения позволяют ежегодно систематически проводить обновления основных фондов сельского хозяйства в стране.
Сегодня производство на заводах, входящих в ПО "Гомсельмаш", представляет собой сложный сбалансированный механизм. Это сборочные конвейеры самоходных машин, зерноуборочных комплексов, навесных и прицепных машин, жаток; ряд цехов основного производства, в которых сосредоточено заготовительное, механосборочное, сварочное, термическое, окрасочное и другие производства, а также вспомогательные цеха и службы.
Основными рынками сбыта продукции ПО "Гомсельмаш" являются Беларусь и Россия, также осуществляются поставки в Украину, Казахстан, Узбекистан, Молдову, в страны дальнего зарубежья - Литву, Латвию, Эстонию, Чехию, Болгарию, Сербию, Китай, Аргентину, Иран.
Все рынки сбыта продукции ПО "Гомсельмаш" по типу выбранной стратегии делятся на две группы, где основной целью является:
увеличение доли продаж техники: Беларусь, Россия, Украина, Казахстан, Литва, Латвия, Китай;
внедрение техники - Узбекистан, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния, Болгария, Сербия, Аргентина, Иран, Индия и др.
Обеспечение Гомсельмаша полностью белорусскими комплектующими невозможно. С целью повышения надежности комбайнов около 50% деталей - импортного производства. При этом большая их часть поставлена из России.
Гибкие возможности использования импортных деталей позволяют открывать за рубежом собственные производства и представительства ПО ""омсельмаш"" которые как раз регулируют экспортно-импортные отношения предприятия. На данный момент в России работает СП ""рянсксельмаш"" которое производит комбайны из белорусских машинокомплектов. Создавали его, чтобы облегчить поставку белорусской техники российским потребителям. Порядка 120 предприятий в России задействованы при изготовлении комплектующих для техники Гомсельмаша. Недавно открылось совместное предприятие в Китае и туда уже поставлены первые машинокомплекты. Комбайн будет оснащаться китайским двигателем и в итоге получится ""итайский комбайн под китайской маркой для китайского потребителя""
На предприятии ПО "ГОМСЕЛЬМАШ" действует централизованная функциональная структура управления. Обеспеченность ПО "ГОМСЕЛЬМАШ" трудовым ресурсами и изменение их структуры представлена в таблице 2.1
Таблица 2.1. Обеспеченность ПО "ГОМСЕЛЬМАШ" трудовым ресурсами и изменение их структуры за 2011- 2012 гг.
Категория сотрудников |
Положено по штату на 01.01.12 отчетного года |
Всего работников |
Отклонение |
Работники в разрезе структуры |
Выбыло |
Коэффициент по увольнению работников |
||||||
На 01.01.11 преды-дущего года |
На 01.01.12 отчетного года |
женщины |
пенсионного возраста |
до 25 лет |
с высшим образованием |
со средним спец. образованием |
||||||
1. Служащие |
2725 |
2720 |
2725 |
5 |
1106 |
32 |
418 |
1703 |
1022 |
106 |
0,039 |
|
1.1. Руководители |
1180 |
1179 |
1180 |
1 |
308 |
37 |
52 |
971 |
209 |
41 |
0,035 |
|
1.2. Специалисты |
1473 |
1473 |
1473 |
0 |
491 |
15 |
311 |
1218 |
255 |
59 |
0,040 |
|
1.3. Другие служащие |
71 |
69 |
71 |
2 |
18 |
4 |
19 |
42 |
29 |
11 |
0,155 |
|
2. Рабочие |
14580 |
14695 |
14573 |
-122 |
109 |
43 |
2510 |
3630 |
10943 |
511 |
0,035 |
|
Итого |
17305 |
17415 |
17298 |
-117 |
2032 |
131 |
3310 |
7564 |
9734 |
728 |
0,042 |
Из таблицы 2.1 видно, что за анализируемый период численность работников снизилась на 117 человек, количество рабочих снизилось на 122 человека, а служащих выросло на 5 человек, численность специалистов осталась без изменений, в структуре персонала преобладают работники со средним специальным образованием, коэффициенты по увольнению остаются на достаточно низком уровне.
Данные статистического учета и отчетности предприятия используются для углубленного изучения тенденций основных показателей и факторов, формирующих их уровень. Изучение данных макроэкономической статистики в целом по отрасли или народному хозяйству необходимо для оценки внешних условий функционирования предприятия и степени хозяйственных и финансовых рисков. Показатели, характеризующие финансово - хозяйственную деятельность ПО "ГОМСЕЛЬМАШ" за 2010- 2012 годы представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2. Основные показатели хозяйственной деятельности ПО "ГОМСЕЛЬМАШ") за 2010-2012 гг.
Показатели |
Год |
отклонение (+/-) |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2012/2010 |
2012/2011 |
||
1 Выручка от реализации, млрд р.: 1.1 в действующих ценах 1.2 в сопоставимых ценах |
381 697 |
619 751 |
810 810 |
429 113 |
191 59 |
|
2.Объем производства продукции, млрд р.: 2.1 в действующих ценах 2.2 в сопоставимых ценах |
311 549 |
548 463 |
714 627 |
403 78 |
166 164 |
|
3. Себестоимость реализованной продукции: 3.1 сумма, млрд р. 3.2 уровень, % (стр. 3.1 : стр. 1.1) 100 |
225 59 |
379 61,2 |
496 61,3 |
271 2,3 |
117 0,1 |
|
4 Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки: 4.1 сумма, млрд р. 4.2 уровень, % (стр. 4.1 : стр. 1.1) 100 |
62 16,3 |
103 16,6 |
189 2,3 |
127 -14 |
86 -14,3 |
|
5 Прибыль, млрд р. |
75 |
118 |
152 |
77 |
34 |
|
6Прибыль от реализации продукции, млрд р. |
94 |
137 |
178 |
84 |
41 |
|
7. Рентабельность, %: итоговая (стр. 5 : стр. 1.1) 100 реализации (стр.6: стр.1.1) 100 расходов (стр. 6 : стр. 3.1) 100 |
19,7 24,7 41,8 |
19,1 22,1 36,1 |
18,8 21,9 35,9 |
-0,9 -2,8 -5,9 |
-0,3 -0,2 -0,2 |
Из таблицы 2.2 видно, что выручка от реализации продукции за анализируемый период увеличилась на 429 млрд. руб., объем производства продукции вырос на 403 млрд руб., и составил в 211 году 714 млрд. руб. Прибыль от реализации в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась на 41 млрд. руб. и составила 152 млрд. руб. Рентабельность за анализируемый период незначительно снизилась, и составила в 2012 году 18,8 %.
Состав и структура себестоимости производства и реализации продукции ПО "ГОМСЕЛЬМАШ" представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Состав и структура себестоимости производства и реализации продукции ПО "ГОМСЕЛЬМАШ" за 2010-2012 гг.
Показатели |
Год |
отклонение (+/-) |
||||
2010 |
2011 |
2012 |
2012/2010 |
2012/2011 |
||
1 Сырье и материалы: сумма, млрд р. удельный вес, % |
89 39,6 |
152 40,1 |
207 41,7 |
118 2,1 |
55 1,6 |
|
2 Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты сумма, млрд р. удельный вес, % |
8 3,6 |
36 9,5 |
49 9,9 |
41 6,3 |
13 0,4 |
|
3 Работы, выполненные сторонними организациями сумма, млрд р. удельный вес, % |
6 2,7 |
9 2,4 |
11 2,2 |
5 -0,5 |
2 -0,2 |
|
4 Топливо сумма, млрд р. удельный вес, % |
16 7,1 |
21 5,5 |
26 5,2 |
10 -1,9 |
5 -0,3 |
|
5 Электрическая энергия сумма, млрд р. удельный вес, % |
12 5,3 |
20 5,3 |
37 7,5 |
25 2,2 |
17 2,2 |
|
6 Тепловая энергия сумма, млрд р. удельный вес, % |
8 3,6 |
12 3,2 |
16 3,2 |
8 -0,4 |
4 0 |
|
7 Прочие материальные затраты сумма, млрд р. удельный вес, % |
11 4,9 |
27 7,1 |
43 8,7 |
32 3,8 |
16 1,6 |
|
8 Расходы на оплату труда сумма, млрд р. удельный вес, % |
75 33,3 |
102 26,9 |
107 21,6 |
32 -11,7 |
5 -5,3 |
|
Итого |
225 |
379 |
496 |
271 |
117 |
Из таблицы 2.3 видно, что наибольший удельный вес в структуре себестоимости производства и реализации занимают сырье и материалы, так в 2012 году их доля составила 41,7 % что на 1,6 % больше чем в 2011 году. Расходы на оплату труда в 2012 году составили 107 млрд. руб., что на 5 млрд. руб. больше чем в 2011 году и на 32 млрд. больше чем в 2010 году. С структуре затрат доля расходов на оплату труда в 2012 году составила 21,6 % что на 5,3 % меньше чем в 2011 году.
Таблица 2.4. Формирование прибыли ПО "ГОМСЕЛЬМАШ" за 2010-2012 гг.
Таким образом прибыль предприятия за анализируемый период увеличилась на 82 млрд руб. и составила в 2012 г. 193,2 млрд. руб..
-
Содержание
- Введение
- 1. Теоретико-методические основы управления сбытовой деятельностью предприятия
- 1.1 Экономическая сущность сбытовой деятельности предприятия
- 1.2 Проблемы управления сбытовой деятельностью предприятия. Отечественный и зарубежный опыт управления сбытовой деятельностью предприятия
- 1.3 Влияние состояния и динамики развития отрасли на эффективность управления сбытовой деятельностью предприятия
- 2. анализ эффективности управления сбытовой деятельностью предприятия
- 2.1 Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия
- 2.2 Анализ сбытовой деятельности предприятия
- 2.3 Анализ системы управления сбытовой деятельностью предприятия
Похожие материалы- 2.3. Разработка снабженческо-сбытовой политики предприятия
- 5. Маркетинг как сбытовая деятельность предприятия.
- 1.3. Организация и пути повышения эффективности сбытовой деятельности на предприятии
- 3.2. Пути совершенствования сбытовой деятельности ооо «Камэнергостройпром»
- 9.2. Анализ организации сбытовой деятельности на предприятии
- 1. Теоретические аспекты повышения эффективности сбытовой деятельности в торговых организациях
- 1.2. Логистическое моделирование как способ повышения эффективности сбытовой деятельности
- 9.2. Анализ организации сбытовой деятельности на предприятии.
- 5.45 Управление сбытом и сбытовая политика предприятия