Особенности работы PR-специалиста с государственными и общественно-политическими объединениями

курсовая работа

2.1 Взаимодействие и разграничение полномочий пресс-служб и служб связей с общественностью в сфере политики

В малых и средних городах России, как правило, система досуга еще не развита, города не насыщены событиями и новостями, поэтому одной из главных задач пресс-служб администраций данных городов является создание событий и новостей - так называемый ньюсмейкинг. Речь идет, разумеется, о тех событиях и новостях, которые укрепляют авторитет и доверие населения к администрациям. К ним относятся публичное предоставление дополнительных культурных, образовательных, рекреативных, реабилитационных и иных благ всем слоям населения городов, как, например, проведение Дня города, поддержка образовательных программ, помощь пенсионерам и т.п. Главное в этой идее то, что любая подобная деятельность администрации широко освещается городскими средствами массовой информации, поэтому любое событие должно вызывать интерес и у населения и у СМИ.

Основными целями ньюсмейкинга в этих городах являются: Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. - Воронеж: ВГУ, 2003, с. 52.

ослабление социальной напряженности;

создание массовых досуговых мероприятий для повышения активности населения;

вовлечение социально неактивных городских масс в общественную городскую жизнь;

создание заинтересованности общества к событиям, происходящим в городе;

привлечение внебюджетных средств (крупного, среднего и малого бизнеса) в реализацию городских программ;

формирование и улучшение городской среды;

создание благоприятного имиджа городских властей.

Для удачного создания новостей и событий пресс-служба администраций прежде всего определяет, на кого будет рассчитано то или иное событие (так называемый объект).

При определении объекта в старшей возрастной группе пресс-службы стремятся к охвату всех лиц преклонного возраста, независимо от бывшего места работы и сроков проживания в городе. При этом порой достигается весьма значительный эффект - с каждым пожилым жителем этих городов проживают в среднем 3-4 человека, которые косвенно так же становятся объектами деятельности пресс-службы, а с другой стороны, исполняют роль трансляторов социальной значимости "создаваемого" ею события.

Другая группа, близко стоящая к выше указанной категории горожан (и столь же немногочисленная), которую представляется необходимым выделить - ветераны, проживающие в городе 15 и более лет. В том случае, если они входят в старшую возрастную группу (60 лет и старше), они естественным образом присоединяются к пенсионерам. Если же они продолжают оставаться в трудоспособном возрасте, то на них ориентированы другие акции.

В числе малочисленных объектов находятся также инвалиды (особенно инвалиды труда) и матери-одиночки. Поскольку малая эффективность федеральных мер поддержки этих групп населения общеизвестна, здесь для города и его администрации открыто широкое поле деятельности, благодаря которой укрепляется благоприятный имидж городских властей.

В рамках проведения городских программ и акций также нужно отметить всю младшую возрастную группу. Вместе с тем, и среди этой группы целесообразно выделить те подгруппы, на которые распространяется поддержка администрации городов: дети-инвалиды, дети из малоимущих семей, высокоодаренные дети.

Помимо этого, при проведении своих акций и программ пресс-служба администраций обязательно учитывает молодое поколение, рассматриваемое как "золотой фонд" кадрового резерва, что логично отвечает интересам городов, не связанным с производством.

Согласно проводимым исследованиям, важная роль в публичной политике городских властей отводится проведению Дня города. Эта акция консолидирует население вокруг общегородских интересов, позволяет стимулировать самоуправление регионом, способствует воспитанию чувства "малой родины", росту имиджа городского жителя, публичному предъявлению властями достигнутых результатов с одновременным формулированием задач развития. Учитывая достаточно малую плотность подобных событий, День города становится едва ли не главным местным праздником. Однако наряду с перечисленными позитивными факторами, достигаемыми подобными мероприятиями, неизбежен немалый негативный эффект, генераторами которого становятся, как правило, маргинализованные группы, а трансляторами - близко стоящие к ним малообеспеченные и весьма многочисленные слои. Шумные и помпезные акции в рамках этого праздника подчас лишь усугубляют недоверие значительной части жителей к городским властям и провоцируют мощную волну отчуждения и осуждения ("начальство с буржуями гуляет").

Но это отнюдь не означает отказ от проведения общегородских акций и праздников. Это лишь свидетельство о том, что при планировании подобных мероприятий публичной политики необходимо одновременно практически учитывать возможную реакцию тех групп населения, интересы и чаяния которых не совпадают с интересами и чаяниями большинства. Полностью избежать негативных эффектов не удается, однако жизненно необходимо их минимизировать, в том числе путем грамотной и продуманной пропаганды.

Эффектной и эффективной акцией является проведение "Ярмарки городских идей". На участие в ней нет никаких ограничений. Оргкомитет, в который входят представители общественности, рассматривает любые, даже самые "бредовые" идеи и предложения, какой бы сферы городской жизни они ни касались. При организации ярмарки отбирается авторитетное в городе жюри, составленное из людей, пользующихся уважением, поощряется участие в жюри представителей действующих в городе предприятий. Заранее объявляется призовой фонд за лучшие идеи, предложения, проекты. Главный смысл акции в том, чтобы показать, что город поддерживает, в том числе и материально (пусть и единоразово), тех, кто предлагает дельные идеи его развития. Параллельно решается задача подбора кадрового резерва - носители лучших идей, как правило, заинтересованы в их реализации, а значит, являются не только мысленными союзниками администрации, но и ее сотрудниками в широком понимании этого слова.

Проанализировав условия, основные формы и методы функционирования пресс-служб городских администраций малых и средних городов России, созданных в середине 90-х годов, можно сказать, что сегодня они являются неотъемлемой частью системы местного самоуправления. Они в значительной мере способствуют созданию благоприятного имиджа городского руководства как во внутреннем, так и во внешнем контурах. Основные выводы, сделанные здесь, применимы в отношении аналогичных подразделений в мэриях большинства городов России с населением несколько десятков тысяч человек.

Вместе с тем, необходимо отметить ряд очевидных негативных моментов, осложняющих эффективную работу пресс-служб:

ограниченный кадровый состав и большая личная производственная загрузка работников пресс-службы, лишь в малой степени компенсируемая заработной платой;

сочетание функций пресс-службы и PR-отдела с преобладанием специфических задач последнего;

неразвитость городской социокультурной среды и местной прессы, ограничивающая потенциальные информационные поля;

слабая социально-политическая активность населения, перерастающая в кризисные периоды в апатию, и вытекающее из нее безразличие в отношении СМИ;

излишний административный ресурс городского руководства, проявляющийся в стремлении иметь полностью подконтрольную ему, неконфликтную прессу;

ограниченность материальных и финансовых ресурсов для проведения полноценных организационно-творческих мероприятий.

Вместе с тем, важно отметить, что указанные недостатки и ограничения стимулируют пресс-службы в таких городах к творческому поиску для освоения форм и методов работы, не требующих значительных финансовых затрат. В этом смысле многие малые и средние города России идут далеко впереди мегаполисов.

Деятельность большинства работников пресс-служб строится преимущественно на энтузиазме, на искренней любви к "малой Родине", на романтическом стремлении к ее процветанию, что не может не вызывать уважения в нынешних российских условиях.

Делись добром ;)