Особенности SWOT-анализа территории (на примере муниципального образования – район Гулькевичи Краснодарского края)
1.2 Роль SWOT-анализа в территориальном маркетинге
SWOT-анализ в территориальном маркетинге выступает в качестве инструмента стратегического планирования.
Процесс такого стратегического планирования территории протекает обычно в 5 стадий:
- аудит территории (SWOT-анализ) - выяснение того, что из себя представляет территория;
- определение факторов привлекательности (основные экономические и демографические: численность населения, покупательская способность, квалификация, рынок жилья, структура отраслей промышленности и характеристики рынка рабочей силы, здравоохранение, природные ресурсы, транспортная система, качество жизни, система образования и науки);
- выявление основных конкурентов в каждой конкретной нише или сфере деятельности;
- выявление основных тенденций и событий макро и микро масштаба;
- анализ сильных и слабых сторон [17, с. 64].
SWOT-анализ в его современном виде появился благодаря работе группы ученых Стэнфордского Исследовательского Института: Р.Стюарт (руководитель исследования), Мэрион Дошер, Отис Бенепе и Альберт Хэмфри. Исследуя организацию стратегического планирования в компаниях из списка Fortunes 500 (исследование проводилось с 1960 по 1969 год), они в конечном итоге пришли к системе, которую назвали SOFT: Satisfactory, Opportunity, Fault, Threat. В дальнейшем модель была модифицирована и переименована в представленный выше SWOT [14, с.221].
Задачей SWOT-анализа по мнению авторов была идентификация ключевых факторов, которые должны учитываться при разработке стратегии. Поэтому анализ проводился в 6 ключевых направлениях:
1. Продукт (что мы продаем?)
2. Процессы (как мы продаем?)
3. Покупатели (кому мы продаем?)
4. Дистрибуция (как оно доходит до покупателей?)
5. Финансы (каковы цены, издержки и инвестиции?)
6. Администрирование (как мы всем этим управляем?) [14, с.222].
Таблица 1 - Многообразие определений понятия SWOT-анализа
Автор определения |
Определение |
|
Акулич И.Л. |
Это метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект или предприятие |
|
Гунин А.Т. |
SWOT-анализ является необходимым элементом исследований, обязательным предварительным этапом при составлении любого уровня стратегических и маркетинговых планов. Данные, полученные в результате ситуационного анализа, служат базисными элементами при разработке стратегических целей и задач компании. |
|
Котлер Филип |
SWOT анализ - это анализ сильных и слабых сторон организации а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации. |
|
Фомичев А.Н. |
Классический SWOT-анализ предполагает определение сильных и слабых сторон в деятельности фирмы, потенциальных внешних угроз и благоприятных возможностей и их оценку относительно стратегически важных конкурентов. |
|
Данько Т.П |
SWOT analysis (SWOT-анализ) - это инструмент, используемый в менеджменте и формулировании стратегии. |
Таким образом, SWOT-анализ это инструмент для структурирования имеющейся информации, который помогает наглядно представить основные факторы, а также оценить в первом приближении математическое ожидание тех или иных событий.