Особенности PR-текстов в сети Интернет

курсовая работа

§2. Ключевые особенности восприятия текстов в сети Интернет

пиар текст интернет

На пути от создателя текста до конечного его читателя в сети Интернет присутствует множество барьеров. Начать следует с базисного барьера, присущего каждому индивиду, а именно - с физиологических особенностей восприятия.

С того момента, как Интернет прочно вошел в нашу жизнь, специалисты всех областей, связанных с написанием текстов, задавались вопросом - отличается ли восприятие текста при чтении традиционного бумажного носителя от чтения с монитора (телевизора, компьютера, смартфонов и т.д.)?

Ответом на данный вопрос стал комплекс исследований, проведенных Якобом Нильсеном, резюмированный им в конце 90х г.г. [ Нильсен Якоб, Восприятие текста, 1992]

Его работа касалась, в основном, текстов в сети (и вообще текстов, читаемых с монитора). В отличие от телевидения, где чтение также происходит с монитора, в Интернете у пользователя есть возможность воспроизвести любой контент любое количество раз.

Итак, остановимся подробнее на процессе чтения с экрана монитора. Такой вид чтения имеет ряд специфических характеристик. В первую очередь, надо учитывать специфику монитора в отличие от бумажного листа:

* В отличие от бумажного листа монитор излучает свет;

* Размер монитора позволяет видеть только часть текста (отсюда необходимость прерывания чтения, чтобы опустить текст)

Возможно, кто-то возразит, что размер текста не всегда умещается на одном листе, и мы переворачиваем страницу для продолжения чтения. Однако, переворачивая страницу, мы лишь раз прерываем чтение, тогда как смещение электронного текста вызывает сбой чтения намного чаще простого/однократного переворота страницы. Соответственно, движения глаза усложняются при чтении электронного текста, утомляемость возрастает, что не может не сказаться на качестве воспринимаемой информации.

* Нечеткость шрифта. Используемые в компьютерном обиходе шрифты разнообразны, и далеко не все отличаются идеальной четкостью. Какие-то из них читаются совсем плохо, какие-то несколько лучше, но не более того. Однако не только шрифт и перемещение текста вниз вызывает дополнительное напряжение глаз. В отличие от большинства текстов на бумаге, текст в Интернете подается без привычных глазу абзацев.

Точнее, существуют два основных способа выделения абзаца на веб-странице: вертикальные интервалы и отступ «красной строки». Если вы целенаправленно просмотрите несколько веб-страниц в Интернете, то убедитесь, что чаще всего встречается именно первый способ, когда текст подается блоками прерыванием без «красной строки». Таким образом, при чтении сплошного текста глаз в определенный момент «натыкается» на пробел и снова возвращается к строке.

Эти и другие характеристики привели к общему мнению, что скорость чтения текста с экрана медленнее, чем с бумажного листа. По мнению Якоба Нильсена, пользователи Интернета используют так называемое «просмотровое» чтение. Одно из последних исследований[ Нильсен/Моркс, Исследования «Nielsen Norman Group», 2010] Якоба Нильсена и Джона Моркса «Как пользователи читают веб-страницы» показало, что только 16% участников эксперимент вчитывались в каждое слово текста, большинство же испытуемых - 79% - только просматривали их. Исследователи объясняют это тем фактом, что читать с экрана компьютера утомительно для глаз и скорость чтения примерно на 25-30% ниже, чем при чтении с бумаги.

Таким образом, авторы исследования считают, что текст веб-страницы должен изначально предназначаться для просмотрового чтения и использовать специальные средства привлечения внимания к ключевым идеям.

В основе механизмов «просмотрового чтения» лежит определенный, индивидуальный для каждого испытуемого и по-разному варьирующийся в конкретных условиях эксперимента оптимальный режим взаимодействия работы зрительной системы и процессов смысловой обработки текста. Перцептивный анализ связан с «вырванными» из текста опорными компонентами (ключевыми словами или словосочетаниями). Реципиент бегло просматривает текст, выбирает из него такие опорные элементы, которые, будучи в дальнейшем синтезированы, дадут достаточно информации для формирования у реципиента образа содержания текста. Естественно, что при этом используются механизмы вероятностного прогнозирования и субъективная иерархия содержательных элементов текста по их потенциальной значимости для понимания целого. Конечно, получившийся в результате образ содержания текста носит гораздо более обобщенный и приблизительный характер и больше связан с задачей восприятия и с отношением реципиента к тексту.

Следующей отличительной особенностью восприятия текста являются всевозможные барьеры. Поскольку данная работа пишется не в рамках дисциплины «Психология» будут приведены и кратко охарактеризованы примеры наиболее частых барьеров коммуникации[ Майя Темиргалиева, Психология коммуникации, 2008].

1)Компетентность.

Читатели могут интерпретировать одно и то же сообщение по-разному в зависимости от уровня своей компетентности и предшествующего опыта, что приводит к вариациям в процессах кодирования и декодирования информации. Это весьма существенный фактор: он подрывает «общность» в коммуникации, она имеет тенденции к разрушению.

Искажения возникают из-за разного уровня компетентности. Подростки воспринимают мир иначе, чем учителя или родители, директор школы относится к проблеме иначе, чем преподаватель. Неодинаковая интерпретация одной и той же информации у людей с разными функциями деятельности. В результате у людей формируются разные ценности, нужды, отношения и ожидания, что часто приводит к неумышленному искажению получаемой информации. Несоответствие кодирования и расшифровки является самым распространенным барьером эффективной коммуникации.

2) Избирательное чтение.

Эта форма избирательного восприятия человека имеет тенденцию к блокированию новой информации, особенно если она противоречит существующим суждениям. Так, в информации о вреде курения ее получатель (курящий человек) замечает только то, что подтверждает его суждение («мол, все курят и ничего»). Сообщение, которое противоречит уже сложившимся представлениям личности, либо игнорируется, либо искажается так, чтобы оно соответствовало ее представлениям. Иными словами, если мы слышим только то, что хотим услышать, наша реальность не будет нарушена.

3) Достоверность источника.

Достоверность источника означает доверие к автору, доверие к web-ресурсу, на котором пользователь читает текст и доверие к тексту в целом. Зависит от проверяемости, аргументированности и опыта предыдущего взаимодействия.

4)Семантические проблемы.

Проблемы, связанные с пониманием смысла определенных понятий. Может зависеть от рода деятельности читателя, его эрудиции, уровня интеллекта и даже настроения в данный момент времени.

5) Внутригрупповой язык (сленг[ От англ. «s(special)lang(language)»]).

В сети Интернет формируется множество сообществ и групп различных размеров, которые в процессе своего взаимодействия создают свои собственные неологизмы и сленговые выражения, понятные, в основном, только участникам группы с определенным стажем.

6) Давление времени.

Дефицит времени в современном мире приводит к тому, что человек может отказаться читать текст, если это грозит ему серьезными временными затратами. Что, однако, не помешает человеку, отказавшись от прочтения текста, потратить несколько часов на рассматривание бессмысленных картинок.

7) Логический барьер.

Барьер, схожий с семантическим, но относится больше не к смыслу, а к логическим построениям, наличию и стройности причинно-следственных связей и т.д.

8) Культурный барьер.

Барьер воспитания, образования и общего уровня культуры человека.

9) Религиозный барьер.

Барьер, который позволяет человеку списывать непонимание иди неприятие текста на набор собственных верований, традиций и других атрибутов религии. Хотя, зачастую, причина обычно кроется в культурном или семантическом барьере…

В психологии приводится еще несколько десятков барьеров, которые влияют на то, как представитель вашей целевой аудитории воспринимает читаемый текст, и хороший пиар-специалист должен, по возможности, учитывать как можно большее их количество, т.к. это напрямую связано с эффективностью текста.

От тех идей, которые пиарщик закладывает в текст, в итоге остается лишь 20-30%, остальное же отсеивается на уровне каждого барьера. Следовательно, при создании текста для размещения его в сети Интернет PR-специалист должен как можно лучше изучить свою целевую аудиторию, чтобы донести до читателя максимально возможный объем необходимой информации.

Делись добром ;)