Маркетинговое исследование деятельности ООО "Телесемь" в Саратове"
2.1 Развитие интернет-технологий в системах массовой информации
В настоящее время тема развития печатных СМИ и их будущее является важной темой в издательской деятельности. В современном мире роль интернета быстро растет, но традиционные СМИ сохраняют свою жизнеспособность. Несомненно, цифровые технологии оказывают влияние на медиа среду.
Очевидно, что для рынка прессы сегодня остаются актуальными следующие проблемы -- сокращение тиражей периодических СМИ, падение интереса к чтению среди потребителей, появление цифровых носителей.
Рынок журналов, как один из составляющих российской экономики, находится под влиянием основных социально-экономических показателей в России. Не являясь товаром первой необходимости, журнал является тем товаром, о покупке которого россияне задумываются после удовлетворения основных нужд и потребностей.
На конец 2010 г. 40 ведущих издательских домов выпускали 420 наименований потребительских журналов, при этом более половины этой суммы обеспечивали семь издательских домов. По сравнению с докризисным 2008 г. количество потребительских журналов, выпускаемых ведущими издательскими домами, увеличилось в среднем на 10%. В 2010 г. 48% совокупного разового тиража потребительских журналов приходилось на продукцию 40 ведущих издательских домов.
Более 60% журналов печатаются за рубежом - в Украине, Финляндии, Латвии, Польше, даже в Германии. Решающую роль в этом играет ценовой фактор. В условиях падающих поступлений от рекламы издательства ищут типографии с меньшей ценой. Оказывается, что гораздо дешевле напечатать журнал за рубежом, причем дешевле даже с учетом логистики и транспортировки, чем в России.
В связи с развитием Интернета за короткий срок были созданы тысячи сетевых изданий, доступных любому пользователю Сети, в какой бы стране мира он ни находился. Газеты и журналы быстрее прочих СМИ освоили Интернет в силу естественных причин -- для переноса текста с бумажного носителя на электронный требуются относительно простые технологии. В итоге, на всех рынках наблюдается падение продаж тиражей печатных изданий.
На данный момент организация онлайн-торговли с помощью цифровых версий глянцевых журналов - один из самых эффективных способов монетизации цифрового контента. Стремительное развитие рынка планшетных компьютеров меняет поведение потребителей в части получения новостей и культуры совершения покупок. Сегодня многие издательские дома всерьез рассматривают стратегии по выходу на рынок электронной коммерции.
Практически все российские издания ищут себе место в интернете, создавая электронные версии, заводя странички в социальных сетях, осваивая мобильные приложения. Это объяснятся рядом достоинств электронного формата. Во-первых, с экономической точки зрения предлагать информацию посредством электронных изданий выгоднее. Не нужно вкладывать деньги в печать, бумагу, краску, услуги распространителей. Во-вторых, абсолютная доступность издания. Сегодня в сети интернет практически все массовые, деловые и другие издания находятся в открытом доступе.
Аудитория, предпочитающая печатный вариант газет, - возрастная, чаще всего это люди консервативные, привыкшие к газете за завтраком или в метро. Электронными средствами, а, соответственно, и интернетом они не пользуются. Но для более продвинутых пользователей или желающих к таковым присоединиться, есть возможность все статьи прочитать на электронных страницах издания.
Анализ пяти конкурентных сил модели Майкла Портера
1. Уровень конкуренции на рынке и конкурентоспособности товара |
||||
1.1. Угрозы со стороны товаров-заменителей |
||||
Параметр оценки |
Оценка параметра |
|||
3 |
2 |
1 |
||
Субституты "цена/качество" |
Существуют и занимают высокую долю на рынке |
Появились на рынке недавно, и их доля мала |
Не существуют |
|
Оценка: |
x |
|||
Итоговый балл: |
3 балла |
|||
1 балл |
Низкий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
|||
2 балла |
Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей |
|||
3 балла |
Высокий уровень угрозы со стороны товаров заменителей |
|||
1.2. Уровень внутриотраслевой конкуренции |
||||
Параметр оценки |
Оценка параметра |
|||
3 |
2 |
1 |
||
Количество игроков |
Высокий уровень насыщенности рынка |
Средний уровень насыщенности рынка (3-10) |
Небольшое количество игроков (1-3) |
|
Оценка: |
x |
|||
Темп роста рынка |
Снижение или стагнация |
Замедляющийся, но растущий |
Высокий |
|
Оценка: |
x |
|||
Уровень дифференциации продукта на рынке |
Компании продают стандартизированный товар |
Стандарт в ключевых свойствах товара и отличие в дополнительных параметрах |
Продукты компаний значительно отличаются между собой |
|
Оценка: |
x |
|||
Ограничение в повышении цен |
Отсутствует возможность любого повышения цен |
Возможно повышение цен в рамках покрытия роста затрат |
Возможно повышение цен и для повышения прибыли |
|
Оценка: |
x |
|||
Итоговый балл |
10 баллов |
|||
4 балла |
Низкий уровень внутриотраслевой конкуренции |
|||
5-8 баллов |
Средний уровень внутриотраслевой конкуренции |
|||
9-12 баллов |
Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции |
|||
1.3. Оценка угрозы входа новых игроков |
||||
Параметры оценки |
Оценка параметра |
|||
3 |
2 |
1 |
||
Экономия на масштабах производства |
Отсутствует |
Существует только у нескольких игроков рынка |
Значимая |
|
Оценка: |
x |
|||
Бренды с высоким уровнем узнаваемости и лояльности |
Отсутствуют крупные игроки |
2-3 крупных игрока держат около 50% рынка |
2-3 крупных игрока держат более 80% рынка |
|
Оценка: |
x |
|||
Дифференциация продукта |
Низкий уровень разнообразия товара |
Существуют микро-ниши |
Все возможные ниши заняты игроками |
|
Оценка: |
x |
|||
Уровень вложений, нужный для входа на рынок |
Низкий (окупается за 1-3 месяца работы) |
Средний (окупается за 6-12 месяцев работы) |
Высокий (окупается более чем за 1 год работы) |
|
Оценка: |
x |
|||
Доступ к каналам распределения |
Доступ полностью открыт |
Доступ требует умеренных инвестиций |
Доступ ограничен |
|
Оценка: |
x |
|||
Политика правительства |
Влияние государства минимально |
Влияние государства имеется, но оно незначительно |
Государство полностью регламентирует отрасль |
|
Оценка: |
x |
|||
Готовность конкурентов к снижению цен |
Игроки не пойдут на снижение цен |
Крупные игроки не пойдут на снижение цен |
При любом снижении цен, то же делают и конкуренты |
|
Оценка: |
x |
|||
Темп роста отрасли |
Высокий и растущий |
Замедляющийся |
Стагнация или падение |
|
Оценка: |
x |
|||
Итоговый балл |
17 баллов |
|||
8 баллов |
Низкий уровень угрозы входа новых игроков |
|||
9-16 баллов |
Средний уровень угрозы входа новых игроков |
|||
17-24 балла |
Высокий уровень угрозы входа новых игроков |
|||
2. Угрозы ухода потребителей |
||||
2.1. Рыночная власть покупателей |
||||
Параметр оценки |
Оценка параметра |
|||
3 |
2 |
1 |
||
Доля покупателей с большим объемом продаж |
Более 80% продаж держат нескольких клиентов |
Не большая часть клиентов держит около 50% продаж |
Объем продаж распределен равномерно |
|
Оценка: |
x |
|||
Легкость переключения на товары-субституты |
У товара существуют полные аналоги |
Товар имеет ряд важных, но второстепенных свойств |
Товар компании полностью уникален, аналогов нет |
|
Оценка: |
x |
|||
Чувствительность к цене |
Покупатель всегда будет переключаться на товар с более низкой ценой |
Покупатель восприимчив к значительной перемене в цене |
Покупатель не восприимчив к цене |
|
Оценка: |
x |
|||
Уровень удовлетворения клиента качеством товара |
Неудовлетворенность ключевыми свойствами |
Неудовлетворенность второстепенными свойствами |
Полная удовлетворенность качеством предложения |
|
Оценка: |
x |
|||
Итоговый балл |
7 баллов Средний уровень угрозы ухода клиентов |
|||
4 балла |
Низкий уровень угрозы ухода клиентов |
|||
5-8 баллов |
Средний уровень угрозы ухода клиентов |
|||
9-12 баллов |
Высокий уровень угрозы потери клиентов |
|||
3. Угрозы со стороны поставщиков |
||||
Параметры оценки |
Оценка параметра |
|||
3 |
2 |
1 |
||
Количество поставщиков |
- |
Незначительное количество поставщиков или монополия |
Широкий выбор поставщиков |
|
Оценка: |
- |
x |
||
Ограниченность ресурсов поставщиков |
- |
Поставки ресурсов ограничены в объемах |
Нет ограничений в объемах поставок |
|
Оценка: |
- |
x |
||
Издержки переключения на других поставщиков |
- |
Высокие издержки |
Низкие издержки |
|
Оценка: |
- |
x |
||
Заинтересованность поставщика в отрасли |
- |
Низкая приоритетность отрасли для поставщика |
Высокая приоритетность отрасли для поставщика |
|
Оценка: |
- |
x |
||
Итоговый балл |
4 балла |
|||
4 балла |
низкий уровень влияния поставщиков |
|||
5-6 баллов |
средний уровень влияния поставщиков |
|||
7-8 баллов |
высокий уровень влияния поставщиков |
Сводная таблица результатов анализа конкурентных сил
Параметр |
Значение |
Описание |
Направление работ |
|
Угроза со стороны товаров-заменителей |
Высокий |
Компания обладает уникальным предложением на рынке. |
1. Чтобы избежать угрозы со стороны товаров-заменителей, рекомендуется диверсифицировать товар. 2. Барьеры входа в отрасль минимальны, поэтому появляются новые конкуренты. Рекомендуется повышать барьеры входа в отпрасль. 3. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых игроков на рынке. 4. Следует снижать влияние ценовой конкуренции на продажи компании. 5. Акционную активность сконцентрировать на построении длительных отношений с покупателем. 6. Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов. 7. Сосредоточиться на устранении всех недостатков товара |
|
Угрозы конкуренции внутри отрасли |
Средний |
Рынок компании является высоко конкурентным и перспективным. Отсутствует возможность полного сравнения товаров разных фирм. Есть ограничения в повышении цен. |
||
Угрозы со стороны новых игроков |
Высокий |
Высок риск входа новых игроков из-за низких барьеров входа и низкого уровня первоначальных инвестиций. |
||
Угроза потери текущих клиентов |
Средний |
Портфель клиентов обладает высокими рисками (при уходе ключевых клиентов - значимое падение продаж). Существование менее качественных, но экономичных предложений. Недовольство текущим качеством работ по отдельным направлениям. |
||
Угроза нестабильности поставщиков |
Низкий |
Стабильность со стороны поставщиков |