Маркетинговое исследование деятельности ООО "Телесемь" в Саратове"

отчет по практике

2.1 Развитие интернет-технологий в системах массовой информации

В настоящее время тема развития печатных СМИ и их будущее является важной темой в издательской деятельности. В современном мире роль интернета быстро растет, но традиционные СМИ сохраняют свою жизнеспособность. Несомненно, цифровые технологии оказывают влияние на медиа среду.

Очевидно, что для рынка прессы сегодня остаются актуальными следующие проблемы -- сокращение тиражей периодических СМИ, падение интереса к чтению среди потребителей, появление цифровых носителей.

Рынок журналов, как один из составляющих российской экономики, находится под влиянием основных социально-экономических показателей в России. Не являясь товаром первой необходимости, журнал является тем товаром, о покупке которого россияне задумываются после удовлетворения основных нужд и потребностей.

На конец 2010 г. 40 ведущих издательских домов выпускали 420 наименований потребительских журналов, при этом более половины этой суммы обеспечивали семь издательских домов. По сравнению с докризисным 2008 г. количество потребительских журналов, выпускаемых ведущими издательскими домами, увеличилось в среднем на 10%. В 2010 г. 48% совокупного разового тиража потребительских журналов приходилось на продукцию 40 ведущих издательских домов.

Более 60% журналов печатаются за рубежом - в Украине, Финляндии, Латвии, Польше, даже в Германии. Решающую роль в этом играет ценовой фактор. В условиях падающих поступлений от рекламы издательства ищут типографии с меньшей ценой. Оказывается, что гораздо дешевле напечатать журнал за рубежом, причем дешевле даже с учетом логистики и транспортировки, чем в России.

В связи с развитием Интернета за короткий срок были созданы тысячи сетевых изданий, доступных любому пользователю Сети, в какой бы стране мира он ни находился. Газеты и журналы быстрее прочих СМИ освоили Интернет в силу естественных причин -- для переноса текста с бумажного носителя на электронный требуются относительно простые технологии. В итоге, на всех рынках наблюдается падение продаж тиражей печатных изданий.

На данный момент организация онлайн-торговли с помощью цифровых версий глянцевых журналов - один из самых эффективных способов монетизации цифрового контента. Стремительное развитие рынка планшетных компьютеров меняет поведение потребителей в части получения новостей и культуры совершения покупок. Сегодня многие издательские дома всерьез рассматривают стратегии по выходу на рынок электронной коммерции.

Практически все российские издания ищут себе место в интернете, создавая электронные версии, заводя странички в социальных сетях, осваивая мобильные приложения. Это объяснятся рядом достоинств электронного формата. Во-первых, с экономической точки зрения предлагать информацию посредством электронных изданий выгоднее. Не нужно вкладывать деньги в печать, бумагу, краску, услуги распространителей. Во-вторых, абсолютная доступность издания. Сегодня в сети интернет практически все массовые, деловые и другие издания находятся в открытом доступе.

Аудитория, предпочитающая печатный вариант газет, - возрастная, чаще всего это люди консервативные, привыкшие к газете за завтраком или в метро. Электронными средствами, а, соответственно, и интернетом они не пользуются. Но для более продвинутых пользователей или желающих к таковым присоединиться, есть возможность все статьи прочитать на электронных страницах издания.

Анализ пяти конкурентных сил модели Майкла Портера

1. Уровень конкуренции на рынке и конкурентоспособности товара

1.1. Угрозы со стороны товаров-заменителей

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Субституты "цена/качество"

Существуют и занимают высокую долю на рынке

Появились на рынке недавно, и их доля мала

Не существуют

Оценка:

x

Итоговый балл:

3 балла

1 балл

Низкий уровень угрозы со стороны товаров-заменителей

2 балла

Средний уровень угрозы со стороны товаров-заменителей

3 балла

Высокий уровень угрозы со стороны товаров заменителей

1.2. Уровень внутриотраслевой конкуренции

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Количество игроков

Высокий уровень насыщенности рынка

Средний уровень насыщенности рынка (3-10)

Небольшое количество игроков (1-3)

Оценка:

x

Темп роста рынка

Снижение или стагнация

Замедляющийся, но растущий

Высокий

Оценка:

x

Уровень дифференциации продукта на рынке

Компании продают стандартизированный товар

Стандарт в ключевых свойствах товара и отличие в дополнительных параметрах

Продукты компаний значительно отличаются между собой

Оценка:

x

Ограничение в повышении цен

Отсутствует возможность любого повышения цен

Возможно повышение цен в рамках покрытия роста затрат

Возможно повышение цен и для повышения прибыли

Оценка:

x

Итоговый балл

10 баллов

4 балла

Низкий уровень внутриотраслевой конкуренции

5-8 баллов

Средний уровень внутриотраслевой конкуренции

9-12 баллов

Высокий уровень внутриотраслевой конкуренции

1.3. Оценка угрозы входа новых игроков

Параметры оценки

Оценка параметра

3

2

1

Экономия на масштабах производства

Отсутствует

Существует только у нескольких игроков рынка

Значимая

Оценка:

x

Бренды с высоким уровнем узнаваемости и лояльности

Отсутствуют крупные игроки

2-3 крупных игрока держат около 50% рынка

2-3 крупных игрока держат более 80% рынка

Оценка:

x

Дифференциация продукта

Низкий уровень разнообразия товара

Существуют микро-ниши

Все возможные ниши заняты игроками

Оценка:

x

Уровень вложений, нужный для входа на рынок

Низкий (окупается за 1-3 месяца работы)

Средний (окупается за 6-12 месяцев работы)

Высокий (окупается более чем за 1 год работы)

Оценка:

x

Доступ к каналам распределения

Доступ полностью открыт

Доступ требует умеренных инвестиций

Доступ ограничен

Оценка:

x

Политика правительства

Влияние государства минимально

Влияние государства имеется, но оно незначительно

Государство полностью регламентирует отрасль

Оценка:

x

Готовность конкурентов к снижению цен

Игроки не пойдут на снижение цен

Крупные игроки не пойдут на снижение цен

При любом снижении цен, то же делают и конкуренты

Оценка:

x

Темп роста отрасли

Высокий и растущий

Замедляющийся

Стагнация или падение

Оценка:

x

Итоговый балл

17 баллов

8 баллов

Низкий уровень угрозы входа новых игроков

9-16 баллов

Средний уровень угрозы входа новых игроков

17-24 балла

Высокий уровень угрозы входа новых игроков

2. Угрозы ухода потребителей

2.1. Рыночная власть покупателей

Параметр оценки

Оценка параметра

3

2

1

Доля покупателей с большим объемом продаж

Более 80% продаж держат нескольких клиентов

Не большая часть клиентов держит около 50% продаж

Объем продаж распределен равномерно

Оценка:

x

Легкость переключения на товары-субституты

У товара существуют полные аналоги

Товар имеет ряд важных, но второстепенных свойств

Товар компании полностью уникален, аналогов нет

Оценка:

x

Чувствительность к цене

Покупатель всегда будет переключаться на товар с более низкой ценой

Покупатель восприимчив к значительной перемене в цене

Покупатель не восприимчив к цене

Оценка:

x

Уровень удовлетворения клиента качеством товара

Неудовлетворенность ключевыми свойствами

Неудовлетворенность второстепенными свойствами

Полная удовлетворенность качеством предложения

Оценка:

x

Итоговый балл

7 баллов Средний уровень угрозы ухода клиентов

4 балла

Низкий уровень угрозы ухода клиентов

5-8 баллов

Средний уровень угрозы ухода клиентов

9-12 баллов

Высокий уровень угрозы потери клиентов

3. Угрозы со стороны поставщиков

Параметры оценки

Оценка параметра

3

2

1

Количество поставщиков

-

Незначительное количество поставщиков или монополия

Широкий выбор поставщиков

Оценка:

-

x

Ограниченность ресурсов поставщиков

-

Поставки ресурсов ограничены в объемах

Нет ограничений в объемах поставок

Оценка:

-

x

Издержки переключения на других поставщиков

-

Высокие издержки

Низкие издержки

Оценка:

-

x

Заинтересованность поставщика в отрасли

-

Низкая приоритетность отрасли для поставщика

Высокая приоритетность отрасли для поставщика

Оценка:

-

x

Итоговый балл

4 балла

4 балла

низкий уровень влияния поставщиков

5-6 баллов

средний уровень влияния поставщиков

7-8 баллов

высокий уровень влияния поставщиков

Сводная таблица результатов анализа конкурентных сил

Параметр

Значение

Описание

Направление работ

Угроза со стороны товаров-заменителей

Высокий

Компания обладает уникальным предложением на рынке.

1. Чтобы избежать угрозы со стороны товаров-заменителей, рекомендуется диверсифицировать товар.

2. Барьеры входа в отрасль минимальны, поэтому появляются новые конкуренты. Рекомендуется повышать барьеры входа в отпрасль.

3. Для сохранения конкурентоспособности необходимо постоянно проводить мониторинг предложений конкурентов и появления новых игроков на рынке.

4. Следует снижать влияние ценовой конкуренции на продажи компании.

5. Акционную активность сконцентрировать на построении длительных отношений с покупателем.

6. Рекомендуется диверсифицировать портфель клиентов.

7. Сосредоточиться на устранении всех недостатков товара

Угрозы конкуренции внутри отрасли

Средний

Рынок компании является высоко конкурентным и перспективным.

Отсутствует возможность полного сравнения товаров разных фирм.

Есть ограничения в повышении цен.

Угрозы со стороны новых игроков

Высокий

Высок риск входа новых игроков из-за низких барьеров входа и низкого уровня первоначальных инвестиций.

Угроза потери текущих клиентов

Средний

Портфель клиентов обладает высокими рисками (при уходе ключевых клиентов - значимое падение продаж).

Существование менее качественных, но экономичных предложений.

Недовольство текущим качеством работ по отдельным направлениям.

Угроза нестабильности поставщиков

Низкий

Стабильность со стороны поставщиков

Делись добром ;)