Анализ и контроль логистических издержек на примере ОАО "ТВЭЛ"

курсовая работа

1.1 Сущность и виды логистических издержек

Логистические издержки - затраты, связанные с выполнением логистических операций: размещение заказов на поставку продукции, закупка, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка, промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы на передачу данных о заказах, запасах, поставках.

Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Доля логистических затрат в общих затратах на производство продукции весьма велика и колеблется в пределах 10-15% в машиностроении, до 25-30% в легкой и пищевой отраслях промышленности. По оценкам логистических экспертов доля логистических издержек в мировой торговле около 11,7% от ВВП. Логистические затраты на предприятиях обычно составляют 5-35% от объема продаж в зависимости от вида бизнеса, географического масштаба деятельности и соотношения весовых и ценовых характеристик материальных ресурсов и готовой продукции.

Затраты на логистику, как правило, составляют одну из наиболее значимых статей затрат, связанных с ведением бизнеса, уступая лишь затратам на сырье и материалы в производстве или себестоимости готовой продукции в оптовой и розничной сети. В промышленности материальные затраты в среднем составляют 50% всех расходов. Издержки, связанные с хранением материалов на складах также значительны. В странах с развитой рыночной экономикой они иногда достигают 10-15%. При этом процесс производства товара может составлять лишь 2-5% от общего времени цикла производственно-коммерческой деятельности предприятия. Остальные 95-98% приходятся на перемещение сырья и полуфабрикатов, а затем продвижение продукта в розничную сеть. На перемещение (все виды транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, перегрузки промежуточного складирования и т.д.) расходуется более 50% логистических затрат, на расходы, связанные с содержанием материальных запасов и их хранением - более 25%, административные издержки - до 15%.

Затраты на заказ- это затраты на закупку партии продукции. Включают затраты на контроль наличия продукции, подготовку и передачу заказа, получение продукции, проверку количества и качества, раскладку по местам хранения, проверку документов, подготовку рекламации, постановку на учет, оплату труда персонала.

Затраты на оформление заказа включают в себя управленческие и административные затраты, связанные с подготовкой заказа на поставку или производственного заказа.

Затраты хранения - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Затраты хранения являются дополнительными затратами, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса.

В затраты хранения входят:

- затраты по содержанию складов;

- зарплата складского персонала;

- недостача продукции в пределах норм естественной убыли;

-административно-управленческие и другие расходы. Складские затраты определяют по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.

Транспортные затраты - затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей. Транспортные затраты являются дополнительными затратами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Транспортные затраты включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов.

Себестоимость перевозок - выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта. На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте определяется как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 тонно-километр грузооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы. За единицу транспортной работы принимаются: по перевозкам на автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, -1 тонно-километр; по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, 1 автомобиле-час.

Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат на:

- погрузку-разгрузку;

- транспортирование;

- ремонт и содержание автомобильных дорог;

- организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;

- складское хранение груза;

-подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.

Затраты на закупки представляют собой стоимость самих запасов.

Издержки, связанные с перебоями в снабжении потребителей (потери от дефицита):

- стоимость отслеживания отложенных заказов на продукцию, которой не оказалось в наличии на складе;

- затраты, связанные с частичными или срочными отгрузками в адрес потребителей;

- утраченные клиенты (как следствие -- снижение объема сбыта);

- штрафы потребителям за несвоевременную поставку продукции;

- оплата простоев складского персонала;

- оплата сверхурочных часов;

- потери, связанные с увеличением стоимости продукции при ее замене;

- увеличение себестоимости продукции (потери за счет условно-постоянных расходов при невыполнении плана продаж);

- увеличение расходов на переналадку оборудования;

- расходы на уведомление заказчика.

Затраты замещения- величина экономически оправданной компенсации некоторого уменьшения запаса или использования оцениваемого ресурса другими ресурсами без уменьшения объема выпуска продукции. Например, потеря тонны нефти потребует от предприятия соответствующего по калорийности количества дополнительного ресурса -- его стоимость и составит затраты замещения этой тонны нефти.

Затраты на наладку связаны с переналадкой технологического оборудования при переходе с производства одного вида продукции на другой, с получением со склада сырья, выводом с рабочих мест ранее произведенной продукции.

Затраты на содержание запасов продукции состоят из стоимости выполнения заказа и стоимости хранения запасов.

Стоимость хранения запасов продукции:

- вмененные затраты на инвестиции в запасы продукции;

- дополнительные затраты на страхование;

- дополнительные затраты на складское хранение;

- дополнительные затраты на обработку продукции;

-издержки вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.

Затраты на формирование и хранение запасов - затраты предприятия, связанные с отвлечением оборотных средств в запасы продукции.

Затраты на хранение запасов представляют собой затраты, связанные с хранением запасов на складе, их погрузкой и разгрузкой, страхованием, убытками от мелких краж, порчи, устаревания, выплаты налогов. Также учитываются альтернативная стоимость капитала, связанного запасами или вложенного в них, затраты на страхование, заработную плату складского персонала сверх нормативного количества, процент на капитал и др.

Затраты, связанные с хранением единицы запаса:

- складские затраты (плата за площадь, энергоснабжение, отопление, воду, канализацию);

- заработная плата складского персонала;

- налоги и страховые взносы, зависящие от стоимости запаса;

- плата за производственные фонды;

- потери от иммобилизации средств в запасах;

- издержки вследствие порчи продукции, ухудшения качества, уценки, списания, естественной убыли от усушки, утруски, морального старения, кражи;

- затраты на регламентные работы, проводимые с хранимой продукцией;

- оплата персонала, связанного с инвентаризацией, профилактикой, осмотром и уборкой склада;

- затраты на регистрацию поступающих требований (заявок и заказов);

- затраты на подготовку кадров;

- затраты на комплектацию продукции и ее упаковку.

Издержки, связанные с дефицитом запасов, имеют место тогда, когда нет в наличии необходимых видов продукции. Например, недополученные поступления от сбыта, дополнительные затраты, вызванные задержками в производстве продукции, штрафы, налагаемые за срыв сроков поставки продукции заказчикам.

Затраты классифицируются в соответствии с их основными характеристиками и, таким образом, осуществляется диагностика логистических затрат. Классификация логистических издержек представлена в таблице 1.

Таблица 1- Классификация логистических издержек по различным критериям

Классификационный признак

Виды логистических затрат

По функциональному признаку

- издержки снабжения

- производственные издержки

- издержки сбыта

По видам затрат

- материальные

- нематериальные

По местам возникновения

- транспортные подразделения

- отдел снабжения

- склад

- производственные подразделения

- отдел сбыта

По возможности отнесения на носители

- на изделие

- на заказ

- на операцию

По динамике потокового процесса

- постоянные

- переменные

По функциональным областям

- издержки снабжения

- производственные издержки

- издержки на складирование

- транспортные издержки

- сбытовые издержки

По основным компонентам логистических процессов

- затраты на физическое продвижение материального потока

- затраты на информационные процессы

По отражению в отчетности

- явные

- неявные

По степени регулируемости

- полностью регулируемые

- частично регулируемые

- слаборегулируемые

По частоте возникновения

- регулярные

- разовые

По возможности охвата планом

- планируемые

- непланируемые

В зависимости от влияния на управленческие решения

- релевантные

- нерелевантные

При контроле и составлении программы оптимизации издержек необходимо учитывать подобную классификацию, чтобы не прилагать излишние усилия в ту область, в которой изменения практически не возможны.

Делись добром ;)