Анализ деятельности маркетинговой службы на примере ООО "ВНХМ-ЭкоТех"

курсовая работа

2.2 Организация маркетинговой службы в ООО "ВНХМ-ЭкоТех"

Маркетинговые функции на анализируемом предприятии возложены на отдел маркетинга. Задачи отдела регламентируются положением об отделе маркетинга. Организационная структура отдела маркетинга представлена в приложении 2.

Достоинствами линейной организации является простота управления, специализация маркетологов и однозначное определение их обязанностей. Недостатком является потеря эффективности управления по мере роста товарного ассортимента и рынков сбыта.

В табл.2.1 представлены данные для анализа состава и структуры отдела маркетинга анализируемого предприятия.

Таблица 2.1

Состав и структура отдела маркетинга

Кадровый состав персонала

Количество, чел.

Удельный вес, %

Начальник отдела

1

33,3

Менеджер по маркетингу

1

33,3

Коммерческий агент

1

33,3

ИТОГО

3

100,0

Из табл.2.1 видно, что общее число работников отдела, включая руководителей, составляет три человека.

Для того, чтобы проанализировать укомплектованность отдел кадрами с высшим и средним специальным образованием рассмотрим их удельный вес в общей численности персонала, который представлен в табл.2.2.

Таблица 2.2

Данные для анализа уровня образования работников отдела маркетинга

Образование

Должность

Количество, чел

Удельный вес, %

Высшее специальное

Начальник отдела

Менеджер по рекламе

1

1

33,3

33,3

Всего с высшим специальным образованием:

2

66,3

Техническое

Коммерческий агент

1

33,3

Всего с высшим экономическим образованием:

1

33,3

ВСЕГО

3

100

На основании данных табл. 2.2 можно сделать заключение о том, что более 33,3% маркетингового персонала не обладает специальными профессиональными знаниями в сфере маркетингового управления. Таким образом, имеет место необходимость повышения уровня образования персонала в соответствии со спецификой выполняемых функций. Для большей наглядности структура кадрового состава отдела маркетинга ООО "ВНХМ-ЭкоТех" отражена в диаграмме (см. рис. 2.1).

Рис. 2.1 Структура кадрового состава отдела маркетинга ООО "ВНХМ-ЭкоТех"

Из рис. 2.1 видно, что наибольший удельный вес в общей численности персонала - 66,3 % занимают работники с высшим специальным образованием. Указанное свидетельствует о том, что при отборе персонала руководство следовало принципам наличия, в первую очередь, высшего образования. В виду отсутствия систематизированной программы и деятельности по повышению квалификации, на предприятии сформирован библиотечный фонд, составленный из учебно-методической литературы различной тематики профилирующих направлений, что позволяет работникам по мере необходимости повышать свой уровень образования.

Существующие задачи отдела маркетинга Функции работников отдела маркетинга представлены в приложении 2.:

- разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация разработчиков и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции;

- исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней покупателями требований; исследование факторов, определяющих структуру и динамику потребительского спроса на продукцию предприятия, конъюнктуры рынка; изучение спроса на продукцию предприятия и разработка долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов потребности в выпускаемой продукции;

- организация рекламы и стимулирования сбыта продукции;

- своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с договорами и принятыми нарядами-заказами; контроль над поставкой продукции структурными единицами;

- осуществление технического обслуживания выпускаемой продукции.

Служба маркетинга ориентирована на возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реального положения дел. Исходя из схемы организации маркетинга, составлены должностные инструкции сотрудников. Это не означает, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность конкурентов и т.п. Но в любом случае такая деятельность направляется и координируется маркетинговой службы, сотрудники которой проводят маркетинговые исследования.

Руководитель маркетинговой службы выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением изделий до потребителей и их сервисным обслуживанием. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая внимание на деятельность конкурентов.

Основное направление деятельности ООО "ВНХМ-ЭкоТех" - производство и реализация продукции из металлопластиковых ограждающих конструкций.

Маркетинговые функции на предприятии реализуются отделом маркетинга, в котором более 33,3% персонала не обладает специальными профессиональными знаниями в сфере маркетинга и маркетингового управления. Таким образом, объективно была выявлена необходимость повышения уровня образования персонала в соответствии со спецификой выполняемых функций.

К проблема организации маркетинга в ООО "ВНХМ-ЭкоТех" можно также отнести:

слабую эффективность организационной структуры отдела маркетинга;

отсутствие чётких обязанностей и функций персонала;

неэффективность системы коммуникационных связей между подразделениями предприятия, не обеспечивающая надёжную передачу маркетинговой информации.

Изучив систему маркетинговых коммуникаций в ООО "ВНХМ-ЭкоТех" можно заключить: методика планирования системы маркетинговых коммуникаций и её элементов отсутствует; элементы маркетинговых коммуникаций используются бессистемно.

Исходя из того, что маркетинговая деятельность предприятия - это, прежде всего, информация о рынке и инструменты воздействия на рыночную ситуацию, позволительно сделать вывод и о недостаточной эффективности использования в ООО "ВНХМ-ЭкоТех" базовых элементов комплекса маркетинга.

Проведенный анализ деятельности исследуемого предприятия позволил определить ключевые направления совершенствования маркетинговой деятельности:

Совершенствование организационной структуры службы маркетинга.

Своевременное проведение маркетинговых исследований для получения полномасштабной информации о целевых рынках, на которых работает предприятие и потребителях производимой им продукции.

Постоянное ведение учета спроса на каждый вид выпускаемой продукции и принятие необходимых мер в случае проявления негативных тенденций.

Совершенствование работы с сетью представительств и поставщиков.

Разработка новых образцов рекламной продукции.

Ежемесячное выделение достаточных средств для проведения рекламных мероприятий.

Делись добром ;)